Автор: Подкорытова Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Новосибирская область, Каргатский район, село Набережное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "НОД по Художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное коллективное рисование)"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в
средней группе Хлоп-хлоп-хлоп…
(нетрадиционное коллективное рисование)
Цель деятельности педагога: ознакомление детей с возможностью создания зимнего
образа с помощью ладоневой живописи.
Педагогические задачи:
Обучающие: формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и
почувствовать ее красоту в художественных образах поэзии и картинах, устойчивый
интерес к овладению нетрадиционной техникой рисования с помощью руки;
познакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое
время года.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, творческое воображение,
фантазию.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, аккуратность в работе.
Ресурсы: бумага А3 (тонированная); белила; стаканчик с водой; салфетки; клеенки для
стола; кисть; репродукции картин художников: «Зима» и «Иней» И.И.Шишкина,
«Зимний вечер» Н.Н.Дубровского; магнитофон, диск с записью музыкальной пьесы
«Зима» из цикла «Времена года» композитора П.И.Чайковского.
Форма деятельности: познавательно-речевая, художественно-эстетическая, игровая,
продуктивная.
Предварительная работа: рассматривание картин, открыток на зимнюю тематику;
наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе зимой; беседы о
характерных признаках зимы; рисование и лепка деревьев в снегу; чтение и
разучивание стихов, загадок, рассказов о зиме; прослушивание музыки «Времена
года» П.И.Чайковского, выставка иллюстраций, картин, книг о зимней природе; д/и
«Узнай дерево по описанию», «Когда это бывает?», «Что бывает зимой?»; П/и «Раз,
два, три к дереву беги», «Два мороза», «Снег летит».
Содержание организованной деятельности
1.Организационный момент.
- Ребята, давайте поприветствуем гостей и создадим хорошее настроение друг другу.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
- Отгадайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
- По каким словам вы догадались о времени года? (Дети называют слова из загадки.)
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в зиму.
2.Беседа педагога.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Какие приметы зимы вы знаете? (Лежит снег, намело сугробы, дуют холодные
ветры.)
- Скажите ребята, чем вы любите заниматься в это чудесное время года? (Кататься
на санках, лыжах, играть в снежки, валяться в снегу…)
- Какая одежда нужна для зимней прогулки? (Шапки, варежки, шубы, валенки.)
Садимся на наши сказочные сани и поехали!
Играет музыка.
- Вот и первая остановка! (Педагог показывает пейзажную картину «Зимний
вечер».) Что вы видите вокруг себя? (Сугробы, снег, деревья в снегу.)
- Давайте послушаем зиму. Тишина. Все кругом спит. Слышно как хрустит под ногами
снег, как падает с еловых ветвей тяжелая снежная шапка. Играет музыка.
- Зима всегда своей царственной красотой привлекала художников, музыкантов,
поэтов. Какие вы знаете стихотворения о зиме? (Дети читают стихотворения.)
Педагог хвалит детей.
- Молодцы, ребята! Замечательные стихи! Ребята, а вы хотели бы оказаться в
мастерской Хозяйки зимы? (Да.)
3.Практическая часть.
Педагог обращает внимание детей на картины зимних пейзажей, на то, что на каждой
картине зима изображена по-своему красиво.
- Художники рисовали зиму в разное время суток и для изображения использовали
различные цвета и оттенки.
- Художники рисовали красками и кисточками. А возможно ли изобразить зимний лес,
не используя кисточек? (Да, можно.) Я открою вам секрет: оказывается, ладошкой
можно не только хлопать, но и рисовать. Ребята, я предлагаю вам создать свой зимний
пейзаж, используя краски и собственные ладошки.
Педагог демонстрирует технику рисования ладошкой.
А сейчас давайте поиграем. (Проводится игра «Вверх ладошки».)
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленям – Шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем шлепнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим.
4.Самостоятельная работа детей.
Дети рисуют ладошками крону со снегом на деревьях и земле, кустарники, облака.
5.Итог (Рефлексия).
Наша умная головка
Думала сегодня ловко (погладить себя по голове.)
Ушки все услышали (погладить ушки.)
Глазки посмотрели (погладить глаза.)
Ручки все исполнили (погладить ладошки.)
А ножки посидели (погладить ножки.)
- Молодцы, ребята, работы получились очень загадочные и необычные! Что мы
рисовали сегодня? Каким способом рисовали? Чем? Что получилось? Что вызвало
затруднения? Что вам понравилось и запомнилось сегодня?
В дальнейшем из готовых работ создается выставка на тему «Сказочные пейзажи».