Автор: Мовчан Наталия Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Непосредственно-организованная деятельность по развитию речи в старшей группе "Сказка "Три медведя""
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи:
«Сказка «Три медведя»»
Цели:
Образовательные:
- продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять умение детей отгадывать загадки;
- закреплять умение описывать картины, изображающие фрагменты сказок;
- учить пересказывать сказку, включая в работу элементы драматизации;
- обучать логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, память, творческое
воображение;
- развивать просодическую сторону речи;
- активизировать словарь;
- развивать мимическую, артикуляционную мускулатуру, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к сказкам;
- продолжать воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за ходом происходящих
событий, умение слушать рассказ сверстников;
-
воспитывать
доброжелательность,
взаимопонимание,
само стоятельно сть,
инициативность.
Оборудование
и
атрибуты: медиа-система,
детские
картины
в
рамках,
разрезные
картинки в конвертах, кокошник, «волшебный» клубок, настольный театр «Три медведя»,
шапочки медведей, фартук, жилетка, аудиозапись голосов медведей из сказки (напр. муз.
книжка).
Предварительная работа:
Чтение сказок в группе каждый день, беседы о прочитанном с детьми;
Оформление выставки книг со сказками в книжном уголке;
Проведение
занятий
по
художественно-изобразительной
деятельности
(лепка,
рисование, аппликация, конструирование в технике «оригами»);
Групповой просмотр мультфильмов со сказками и беседа по их содержанию;
Оформление стенда для родителей «Знаете ли вы эти сказки?»;
Рекомендации
родителям
по
теме
«Читаем
вместе»
-
какие
сказки
советуем
прочитать своим детям;
Привлечение родителей к участию в проекте «Я рисую сказку»;
Пересказ знакомых сказок с использованием мнемокарт;
Игры с настольным театром.
Ход занятия:
1. Дети входят с воспитателем в зал, здороваются (если присутствуют гости) и садятся
на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да!) Мы читаем их вместе в детском саду,
дома вы смотрите фильмы и мультфильмы, ходите на спектакли в театр.
Вместе с мамами и папами вы нарисовали картины к своим любимым сказкам. И
сегодня мы с вами о них побеседуем.
Я буду загадывать загадку, а если вы правильно отгадаете, сказка-отгадка появится на
экране.
а) Живет она в большом цветочке, б) Обманула волка рыжая плутовка,
Жаль, что мала сама росточком, Длинным хвостиком махнула,
Зато вокруг – душистый дом, Зубки хитро облизнула.
Из лепестков построен он. («Лисичка-сестричка и Серый Волк»)
(«Дюймовочка»)
в) В гости ходит он чуть свет, г) Друзья в лесу телегу нашли,
Для хозяина беда! Колеса от телеги домой принесли.
И «пыхтелки», как поэт, Медведь с вопросом к ним пришел,
Сочиняет иногда. И видит - каждый дело колесу нашел.
(«Винни-Пух и все-все-все») («Разные колеса»)
После отгадывания каждой загадки воспитатель спрашивает: Кто нарисовал картину к
этой сказке? Выходите, расскажите, что изображено на ней.
Ребята говорят 3-4 предложения, описывая картину.
Воспитатель положительно оценивает работу детей.
2. Входит второй воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть! Сегодня я пришла к
вам не просто так. Сейчас я надену на голову волшебный головной убор и превращусь в
Сказочницу. (Надевает красивый кокошник.) Теперь приглашаю вас всех к себе в гости, в
сказочную страну.
Но для того, чтобы попасть в сказку, давайте скажем волшебные слова
(можно
добавить музыкальный фон или изменение освещения комнаты):
Отправляемся, друзья,
В чудо-сказку - вы и я.
Раз, два, три, повернись,
В сказке быстро очутись.
Вот мы оказались на сказочной поляне. Сейчас на экране вы увидите волшебные
предметы
из
сказок.
Я
предлагаю
внимательно
на
них
посмотреть
и
сказать,
каким
сказочным героям принадлежат эти предметы.
Но на нашей сказочной поляне есть одно волшебное правило: «Говорит только тот, у
кого в руках вот этот волшебный клубок». Вы будете его передавать друг другу и по
очереди называть знакомый предмет.
Дети: Я узнала хрустальную туфельку, она из сказки «Золушка».
Я увидел перо Жар-птицы из сказки «Конек-горбунок».
Я вижу золотой ключик, он принадлежит Буратино. И т.п.
3. Воспитатель дает положительную оценку и предлагает детям следующее задание:
Ребята, еще я вам приготовила разрезные картинки, собрав которые, вы узнаете, в какую
сказку вы отправитесь дальше.
Подойдите ко мне и выберите себе один цветок. Посмотрите внимательно, какого цвета
ваш цветочек и подойдите к тому конверту, где изображен цветок такого же цвета.
Дети собирают разрезные картинки и отгадывают сказку «Три медведя».
4. Логопед приглашает детей «в театр»: Сегодня мы с вами вспомним сказку о девочке
Маше и трех медведях и даже побываем у них в гостях. Все знают эту сказку?
Давайте вспомним, какое у медведей было настроение, когда они пришли домой? (Они
были голодные и уставшие, а потом стали сердитые.)
Логопед предлагает детям вспомнить и рассказать, какой характер был у каждого
персонажа сказки (веселая девочка, удивленный Мишутка, сердитый Михайло Иванович).
Дети изображают всех персонажей сказки с помощью органов артикуляционного аппарата
(губ, языка, щек, челюсти) и мимики.
Сердитый Михайло Иванович — надуть щеки, нахмурить брови.
Удивленный Мишутка — вытянуть губы вперед («Трубочка»), брови поднять.
Веселая девочка — растянуть губы в улыбке, зубки видны.
Логопед: Одинаковые или разные голоса у медведей? (Дети описывают голоса героев
– низкий и грубый, не такой грубый, тоненький голосок) Включить запись голосов
медведей из сказки.
Чтобы игра получилась веселой, логопед предлагает трем детям надеть элементы
костюма
того
персонажа,
которого
они
будет
изображать
(ушки-шапочки
медведей,
передник
мамы-медведицы,
жилетка
Мишутки)
и
проговаривать
небольшие,
повторяющиеся отрезки текста. Каким голосом говорил…
Михайло Иванович: «Кто хлебал из моей чашки?»
Настасья Петровна: «Кто хлебал из моей чашки?»
Мишутка: «Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?»
Логопед
предлагает
детям
самим
рассказать
эту
сказку
по
очереди,
используя
настольный театр.
Пересказ сказки детьми с использованием настольного театра.
5. Логопед или воспитатель: А пока медведи наводят в доме порядок, мы можем
поиграть в игру «У медведя во бору».
Для этого выбираем «медведя» и надеваем на него шапочку медведя. Предлагаем
детям взяться за руки и образовать круг. Поставить в середину круга стульчик. Посадить
на него «медведя», который делает вид, что спит. Дети имитируют движения «собираем
ягоды» или водят хоровод вокруг «медведя» и поют по музыку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.
«Медведь» просыпается и ловит разбегающихся детей. Дети садятся на стульчики.
6. Итог занятия. Педагоги: Вы сегодня хорошо справились со всеми заданиями. Нам было
очень интересно смотреть сказку в вашем театре.