Автор: Кузьминых Надежда Валерьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Работа над художественным образом в программных произведениях младших классов в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»
План- конспект открытого урока по теме:
«Работа над художественным образом в программных произведениях
младших классов в классе фортепиано»
Подготовила: преподаватель по классу
фортепиано Кузминых Н.В.
Йошкар-Ола,2016 г.
2
Датапроведения: 15 октября 2016 г.
Время проведения урока:10.00-10.40
Место проведения: Малый зал Марийского республиканского колледжа
Учебный предмет: «Специальность и чтение с листа» (фортепиано)
Образовательная
программа:
дополнительная
предпрофессиональная
общеобразовательная
программа
в
области
музыкального
искусства
«Фортепиано»
Сведения об ученице: Гудина Ксения
класс: третий класс, срок обучения -8(9) лет.
Продолжительность урока(по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Методы ведения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный;
- методы показа и подражания, сравнительного анализа.
Технические средства: фортепиано, подставки, ноты, рабочая тетрадь
ученика, наглядные пособия, музыкальный центр.
Тема урока:
«Работа
над
художественным
образом
в
программных
произведениях
младших классов в классе фортепиано»
Цель урока:
Развитие комплекса исполнительских навыков, способствующих целостному,
художественному исполнению произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
Стилистически верное и содержательное исполнение;
Осознание логики построения музыкальных фраз и структуры формы
произведения;
Работа над выразительностью музыкального языка, преодолением
исполнительских трудностей;
Стабилизация чувства ритма;
Выразительное исполнение мелодической линии;
Развитие фразировочного мышления;
Формирование способности к точному штриховому исполнению;
3
Развивающие:
Развитие творческого воображения
Развитие внимания, умения слушать и слышать музыку;
Развитие навыка выразительного исполнения;
Воспитательные:
воспитание интонационно-образного мышления;
воспитание положительной мотивации в изучении программных
произведений в классе фортепиано;
воспитание уважения к классическому музыкальному наследию.
Здоровьсберегающие:
Правильная посадка, положение корпуса, рук.
Использование педагогических технологий:
1.
Технология
проблемного
обучения.
Создание
проблемных
ситуаций.
Проблемные
задания
на
уроке
составляются
с
учетом
всех
видов
деятельно сти:
при
игре
на
фортепиано,
во сприятии
м уз ык и ,
интеллектуальных заданий.
2.
Технология
развивающего
обучения.
Принцип
последовательности
в
освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в
современном
подходе
к
развитию
ученика.
Обязательным
условием
эффективного
обучения
должна
быть
система.
Методы
развивающего
обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого
учебного
материала,
практическое
освоение
музыкальной
информации,
творческое оперирование с учебным материалом.
3.
Технология
формирования
мотивации
к
деятельности.
При
разработке
планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать
характер
потребностей
своих
учащихся.
Для
этого
содержание
учебного
материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и
4
опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал
должен быть достаточно сложным и трудным.
4.Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками
влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний
интересен
и
мотивирован,
то
усвоение
материала
не
создает
эффекта
перегрузки.
Применение
игровых
технологий
на
уроках
в
комплексе
с3
другими
приемами
и
методами
организации
учебных
занятий
укрепляет
мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.
План урока:
1. Характеристика творчества Р.Яхина
2. Стилевые особенности фортепианных пьес Р. Яхина.
3. Пьеса «На елке у Гюзель»
характер и основной замысел пьесы;
анализ формы в целом и характеристика основных разделов; тональный
план;
фразировка; фактурные, ритмические, тактовые
особенности; динамика;
мотивно-тематическое единство между разделами;
4. подробная работа над основными трудностями:
ведение звуковой линии;
ритмические особенности;
выявление общей линии развития, кульминация;
тональный и образный контраст между разделами;
5
Ход занятия.
Время
Этапы
Содержание
5 мин
Организационный:
Задачи:
Представление
девочки присутствующим
преподавателям.
В в е д е н и е
в
т е м у .
Создание
позитивного
психологического настроя
на занятии.
Здравствуйте. Сегодня на открытом уроке ученица 3-
го класса Гудина Ксения. Тема нашего занятия: «Работа
над
художественным
образом
в
программных
п р о и з в е д е н и я х
м л а д ш и х
к л а с с о в
в
к л а с с е
фортепиано»Мы
обратились
к
пьесе
из
цикла
«Трех
пьес» Рустема Яхина «На елке у Гюзель» Слайд 2.
Знакомство с творчеством композитора.
Русте́
м Мухаметхазе́
евич Я́
хин (1921-1993) - татарский
композитор, пианист, народный артист СССР (1986).
Работал во всех жанрах классической музыки
Р. М. Яхин родился 16 августа 1921 года в Казани.
Дипломной работой Яхина по окончании Московской
консерватории
был
фортепианный
концерт-первый
инструментальный
концерт,
написанный
татарским
композитором. Он также известен как первый татарский
пианист-солист,
активно
занимавшийся
концертно-
исполнительской деятельностью.
Яхиным Р. М. написано 400 песен и романсов, из них 13
отмечены
дипломами
и
премиями
на
всевозможных
конкурсах.
Сочинения для фортепиано:
Концерт для фортепиано с оркестром, Соната, Сюита (4
части), пьесы (более 20).
Новый строй чувств, своеобразие интонации, глубокая
народность музыки композитора явились причиной ее
огромной популярности не только в нашей республике,
но и далеко за ее пределами.Слайд 3
5 мин
Краткое описание цикла
В целом цикл состоит из трех разнохарактерных пьес:
1.
«На елке у Гюзель»
2.
Дед Мороз и мишка танцуют русский танец.
3.
Вальс (Гюзель играет вальс для своих гостей)
5 мин
Беседа
о
с од е р ж а н и и .
Задачи:
Д о н е с т и
д о
ребёнка,
что
пьеса
-
это
т о н к а я
ж и в о п и с н а я
зарисовка,
о к р а ш е н н а я
с в е т л ы м ,
в о л ш е б н ы м ,
радостным
настроением.
В
данной
пьесе
речь
идет
о
вс ем
любимом
д е т ь м и
празднике- Новый год - это
всегда
надежда
на
что-то
хорошее.
Это
мечты
о
счастье..
Новый год-самый чудесный, волшебный праздник. Мы
загадываем
желания
и
верим,
что
они
обязательно
исполнятся.
Название нас настраивает на восприятие музыкального
образа?
-Правильно…мы
уже
заранее
можем
представить
нарядную
елку,
украшенную
разноцветными
шарами,
гирляндой,
мишурой;
добрую
девочку
Гюзель
и
ее
друзей на новогоднем празднике.
Из имеющихся слов на слайде в презентации выбрать,
те
которые
характеризуют
пьесу
«На
елке
у
Гюзель».Слайд №5
6
В о л ш е б н о ,
м я г к о ,
п о л ё т н о ,
л е г к о ,
взволнованно,воодушевленно,
искрясь,
трепетно,
окрылено. Поэзия и музыка могут быть взаимосвязаны
между собой, часто дополняют друг друга. Русский поэт
Агния Львовна Барто написал такое:
Что такое Новый год?
Снег и прелести погод,
Путешествия по Сказке,
Приключений хоровод!
Это явь и волшебство!
Заговоры, колдовство!
Просто чудо превращенья,
Доброй феи торжество!
Посмотри на слайд. Новый год самый чудесный
праздник.
20 мин
Основная часть.
Из этого цикла Р.Яхина вашему вниманию будет
представлена
пьеса
«На
елке
у
Гюзель».
Ученица
исполняет произведение, в имеющемся варианте.
Характер и основной замысел пьесы, анализ формы в
целом и характеристика отдельных частей.
Следующий
этап
работы
включает
подробное
изучение текста. Учитель объясняет, что важную роль в
осознании художественного образа произведения играет
программность.
Иногда
программа
заключена
в
названии пьесы.
Мы рассматриваем форму пьесы. Ученица отвечает, что
условно
пьеса
состоит
из
трех
частей.
Дает
характеристику,
каждой
части.
В
I
части
мы
видим
музыкальное
обозначение
темпа
и
характ ера
(Аnimatoleggiero – воодушевленно, оживленно и легко).
Делаем вывод вместе, что I часть – воодушевленная, в
ней сочетается и некая неторопливость и движение.
II
часть
(leggiero
–
легко).
Нельзя
сказать
что
здесь
существует определенный контраст с первой частью,
здесь
присутствует
больше
легкости,
воздушности.
Стремительность, легкость- вот характер II части. III
часть – это возвращение к настроению I части.
Итак, основной замысел композитора, давайте озвучим
вслух
из
всего
вышесказанного:пьеса
«На
елке
у
Гюзель» написана в трёхчастной форме и построена на
плавном
сопоставлении
частей.
Пьеса
представляет
собой
законченное
целое
произведение,
благодаря
мотивно-тематическому единству между разделами.
7
Более подробно сейчас остановимся и поработаем над I
частью.
Вопрос
ученицам.
Вопрос
касается
тактовых
особенностей I части:
-Посмотри и скажи - сколько тактов содержится в I
части,
сколько
тактов
в
одной
фразе,
в
одном
музыкальном предложении? Ученица отвечает на
вопрос.
Тема первой части танца (которая содержит 8 тактов)
состоит из одного повторяющегося элемента сначала в
одной октаве, затем в другой. Работаем над элементом.
Основные исполнительские трудности первого раздела
первой части: ритмическая точность; хорошее озвучание
шестнадцатых длительностей, точность голосоведения,
ведение
длинной
звуковой
линии
точная
динамика.
Ведется работа над этими трудностями.
Затем ученица исполняет 1 часть, первые восемь тактов.
Сначала
работа
ведется
над
мелодией.
Обращается
внимание ученицы на развитие мелодической линии. В
ней присутствуют – смешанный ритм (шестнадцатые,
восьмые);
Очень
важно
при
хорошей
артикуляции
пальцев вести общую линию на легато.
Добиваемся
чтобы
в
первой
части
царило,
светлое,
воодушевленное настроение, и музыка была проникнута
своеобразнойдобротой и изяществом.
Во 1 и 2 части авторская ремарка dolce и leggieroговорит
не столько о нежности, сколько о мягкости звучания.
Здесь появляется также и акцент, для выделения ноты
«ре» и «ля» (2,4,6 такты). Работая над 2 фразой, ведем
мелодическую
линию
к
акценту.
При
этом
надо
обратить внимание на динамическую линию (Делаем
крещендо
к
акценту,
затем
уходим
на mp).Изящество
продолжает
присутствовать
здесь,
но
более
яркий
акцент придает мелодии некую яркость.Важно обратить
внимание и на левую руку, там появляется аккордовая
фактура, разложенные аккорды с акцентом на первую
долю.
Добиваться
единства
исполнения
штрихов
и
динамики.
Работаем
над
этим
рисунком
отдельно,
сначала
проигрываем
аккордами,
затем
как
задумано
автором,
важна
хорошая
артикуляция
пальцев.
Проигрываем всю отдельно левую руку, выполняя все
т о ч н ы е
ш т р и х и .
В
3
части
нежность
и
плавность
слышны
в
этом
фрагменте.
Добиваемся
хорошего
легато,
полноты
звучания,
вкладывая
вес
руки
в
кончики
пальцев.
Помогают
ощущению
хорошего
легато
и
песенного
8
начала.Обращая внимание на динамические оттенки, на
отклонения от темпа проигрываем 3 части целиком.
Педаль.Стараться использовать бесшумное нажатие на
педаль, не утяжелять, а облегчать исполнение мотивов,
при этом все четко проигрывая.
5 мин
Заключительный:
П о д в е д е н и е
и т о г о в
з а н я т и я .
Д о м а ш н е е
задание.
В конце урока перечисляемаспекты, которые были
изучены вовремя урока и помогли нам раскрыть
художественный образ произведения.
1. Стиль (способ изложения);
2. Автор произведения и его принадлежность;
3. Эпоха создания произведения;
4. Программность;
5. Форма произведения, определение главной
кульминации;
6. Владение ритмом;
7. Интерпретация – звуковая реализация нотного текста,
где нотный текст – план здания, зафиксированный на
бумаге. Выучив произведение наизусть,мы ставим как
бы каркас, и лишь исполнив произведение на концерте
можносчитать, что готово само здание.
Заключение.
В нотном тексте важно четко проинтонировать фразы,
мотивы. В музыке есть свои знаки препинания – начала
и
концы
фраз,
мотивов,
интонаций,
паузы
и
т.д.
Их
соблюдение помогает организовать и упорядочить наши
музыкальные
мысли.
Только
полюбив
произведение,
можно
добиться
максимальных
художественных
результатов
Анализурока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные
преподавателем, были
всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.9
- музыкальный материал, способствует развитию
творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения,
ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления.
- подача теоретических понятий в контексте
музыкального образа.
9
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.
Домашнее задание:работа над выразительностью
звучания и стилистической точностью исполнения.
2016 г.
План открытого урока
Предмет: фортепиано
Ф.И.О. преподавателя: Александра Анатольевна Попова
Дата проведения: 5 марта 2015г. Время -18.00
Ф.И. учащейся: Наташа Моисей
Год обучения-5 класс возраст 11 лет
Тема урока: «Работа над пьесой русского композитора 19-го века»
Цель:
Донести до ребёнка художественные особенности образа «Песни
жаворонка»
соч. 39 П.И Чайковского, путём сравнительного анализа с пьесой
«Жаворонок»
М.И. Глинки.
Устранять технические погрешности путём работы над сложными местами
в пьесе
«Песня жаворонка»П.И. Чайковского.План открытого урока
Характеристика учащейся.
Гудина Ксения - учащаяся 3-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной
подготовки.
Имеет
отличные
музыкальные
данные:
устойчивое,
хорошо
развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно
обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память.
Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура.
Серьезна, самокритична.
Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью.
Отлично
учится
по
всем
предметам
в
музыкальной
школе,
успевает
на
«хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе.
Очень
доброжелательна
и
контактна.
К
занятиям
музыкой
относится
серьезно,
работает
за
инструментом
увлеченно,
с
полной
отдачей.
Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на
10
сцене, хорошо
справляется
с
эстрадным
волнением.
Игровые
приемы
усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для
игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая
кисть,
что
обусловлено
слабостью
ладонных
мышц.
Женя
многого
уже
добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над
постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели
и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.
Список использованной литературы
1.
Алексеев
А.Д.
Методика
обучения
игре
на
фортепиано.
–
М.:
Музыка, 1978.
2.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М.: ЕЕ медиа,
2012.
3.
Баренбойм
Л.А.
Вопросы
фортепианной
педагогики
и
исполнительства. – Л., 1969.
4.
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. –М. –
Л., 1966.
5.
Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением: Метод,
очерк. – 2-е изд. – М., 1960.
6.
Гофман И. Фортепианная игра Ответы на вопросы о фортепианной
игре. – М.: Классика XXI, 2007.
7.
Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на
фортепиано: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Г.М.Цыпина – М.:
Владос, 2001.
8.
Коган Г. У врат мастерства. М.: Классика XXI, 2004
9.
Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика XXI, 2005.
10.Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк.
– М., 1983.
11.Маккинон Л. Игра наизусть. – М.: Классика XXI, 2006
12.Медушевский
В.В.
О
закономерно стях
и
с р е д с т в а х
художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 2010.
13.Метнер
Н
К,
Повседневная
работа
пианиста
и
композитора:
Страницы из записной книжки. – 2-е изд. – М., 1979.
14.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 7-е, испр. и
доп. – М.: Дека-ВС, 2007. 15. Николаев А.А. Очерки по истории
11
фортепианной педагогики и теории пианизма. – М., 1980.
15.Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 1980.
16.Савшинский
С.И.
Работа
пианиста
над
музыкальным
произведением. - М.: Классика XXI, 2004.
17.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984
18.Шуман Р. О музыке и музыкантах. - М., 1979. - Т. 2-Б.
19.Ильин
Е.П.
Умения
и
навыки:
нерешенные
вопросы/
Е.П.
Ильин //Вопр. психологии. 1986. - С. 138- 147.