Автор: Лысенко Татьяна Иетровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Перелазская СОШ
Населённый пункт: Красная Гора, Брянская область
Наименование материала: урок
Тема: Общая характеристика семейств класса Однодольные
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока биологии 6 класс
Тема урока: «Семейства класса Однодольные»
Цель урока: изучить характерные особенности основных семейств класса Однодольные, их многообразие.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейств луковые, лилейные,
злаковые;
сформировать представление о многообразии цветковых растений;
- развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес
к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и
результатов своей деятельности;
-
воспитательные: воспитывать
умение
слушать
и
вступать
в
диалог,
участвовать
в
обсуждении
проблем,
интегрироваться
в
пару
со
сверстником
и
строить
продуктивное
взаимодействие,
формировать
коммуникативную
компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
предметные:
- формирование представления о многообразии цветковых растений;
- формирование умения определять семейства класса Однодольные;
- объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.
метапредметные:
- познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимо-
контроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;
- регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;
личностные:
-
сформированность
познавательных
интересов
и
мотивов,
направленных
на
изучение
живой
природы;
интеллектуальных
умений; эстетического отношения к живым объектам.
Основные понятия: Семейства класса Однодольные: луковые, лилейные, злаковые.
Методы
обучения
и
методические
приемы: словесные
(объяснение,
беседа),
наглядные
(демонстрация
слайдов
презентации).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; мультимедийный проектор, компьютер,
экран.
Технологии: организации самостоятельной работы обучающихся, технология развития критического мышления.
Организационная структура урока
Дидактическая
структура урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.
Организационный
момент (1 мин.)
Организует класс, проверяет готовность
обучающихся к уроку, приветствует их
Г о т о в я т с я
к
у р о к у ,
успокаиваются,
н а с т ра и ва ют с я
н а
р а б о т у,
приветствуют учителя
Формирование
ответственного
отношения к
учению, готовно-
сти и способно-
сти к саморазви-
тию и самообра-
зованию на осно-
ве мотивации к
обучению и по-
знанию
II. Мотивация (само-
определение)
к учебной деятель-
ности (2 мин.)
Актуализирует требования к
обучающимся.Мотивирует их.
Устанавливает тематические рамки урока
Самоопределяются, ставят цель и
задачи урока, планируют учебное
сотрудничество
с
учителем
и
сверстниками
III. Актуализация и
Ребята, давайте вспомним, с какой те-
Семейства класса Двудольные.
Формирование
фиксирование ин-
дивидуального за-
труднения в проб-
ном учебном дей-
ствии (8 мин.)
мой вы знакомились на прошлом уроке?
С целью проверки усвоения вами мате-
риала прошлого урока проведем: биологи-
ческий диктант на тему «Семейства класса
Двудольные».
1. К семейству Крестоцветные относятся
как травянистые растения, так и кустар-
ники и деревья.
2. Все растения семейства Крестоцветные
имеют простые листья.
3. Плоды у растений семейства Кресто-
цветные – стручки и стручочки.
4. Все растения семейства Крестоцветные
– двулетние растения.
5. Листья растений семейства Крестоцвет-
ные имеют сетчатое жилкование.
6. Растения семейства Розоцветные – вет-
роопыляемые растения.
7. У некоторых видов семейства Розоцвет-
ные развиваются ползучие побеги.
8. Растения семейства Пасленовые – пре-
имущественно травянистые растения.
9. Перец и баклажан – овощные растения
из семейства Пасленовые.
10. Корневая система у растений семейства
Мотыльковых – стержневая.
11. Цветки у растений семейства Сложно-
цветные собраны в соцветия корзинки.
12. Растения семейства Сложноцветные
имеют простые листья
Инструкция: Если вы считаете, что
Самостоятельно отвечают на
вопросы на листочках
1. –
2. +
3. +
4. –
5. +
6. –
7. +
8. +
9. +
10. +
11. +
12. +
представления
о многообра-
зии цветковых
растений
утверждение верное, то поставьте +, а
если неверное, то -.
На работу вам отводится 5 минут.
Учитель предлагает решить биологиче-
скую задачу:
Некоторые растения этого семейства выра-
щивают на зеленое удобрение и закапыва-
ют. Они перегнивают, обогащая почву азо-
том. Почему это происходит? Назовите их.
К какому семейству относятся эти расте-
ния?
Предлагает ответить на вопрос: Какой
еще
один
класс
Покрыто семенных
растений вы знаете?
Об особенностях этого класса мы уже зна-
ем. Сегодня же мы изучим три из более
чем
восьмидесяти
семейств,
входящих
в
состав класса Однодольные растения.
Корректирует тему урока.
Все органы бобовых богаты
содержащими азот веществами, в
частности белками.
После отмирания растения почва
обогащается азотом. К ним
относят – клевер, люцерна,
эспарцет, люпин и многие другие
-Класс Однодольные
Тему записывают в тетради
IV.
Изучение нового
материала (20 мин.)
Семейство Злаки (или Мятликовые).
Учитель предлагает классу познакомиться
со слайдами презентации
Просматривают слайды и
заполняют таблицу
Основные признаки
Характеристика семейства Злаки
Общее количе-
ство видов;
Жизненные
формы
Стебель
Листья
10000;
преобладают травы, но есть
кустарники и деревья;
полый (соломина) с хорошо
выраженными узлами;
простые, длинные, имеют
влагалище, жилкование
параллельное;
Формирование
умения опре-
делять семей-
ства класса
Однодольные;
формирование
представления
о многообра-
зии цветковых
растений
Сравнение био-
логических объ-
ектов, умение
делать выводы и
умозаключения
на основе срав-
нения;
Показ слайдов сопровождается
объяснением учителя.
Изучаем на примере пшеницы.
В процессе объяснения учитель предлагает
обучающимся заполнить таблицу
“Семейство Злаки”.
Основные признаки
Характеристика
семейства Злаки
Общее количество ви-
дов
Жизненные формы
Стебель
Листья
Цветки
Плод
Значение в жизни людей
Семейство Лилейные
Учитель предлагает классу познакомиться
со слайдами презентации
Цветки
Плод
Значение в жизни
людей
мелкие, невзрачные с двумя
цветочными чешуями,
имеют три тычинки и один пестик
с двумя мохнатыми
рыльцами; формула цветка ^
О
(2)+2
Т
3
П
1
;
метёлка, сложный колос,
початок, султан;
сухой, зерновка.
используются в пищу (рожь,
кукуруза, пшеница, рис,
просо, сорго, ячмень); корм для
животных (тимофеев-
ка, ежа, мятлик, овёс, ячмень и
др.); сорняки (пырей
ползучий, овсюг).
Просматривают слайды и
заполняют таблицу
Сравнение био-
логических объ-
ектов, умение
делать выводы и
умозаключения
Изучаем на примере тюльпана.
В процессе объяснения учитель предлагает
учащимся заполнить таблицу “Семейство
Лилейные”.
Основные признаки
Характеристика
семейства Лилейные
Общее количе-
ство видов;
Жизненные фор-
мы
Основные признаки
Характеристика семейства
Лилейные
Общее количе-
ство видов;
Жизненные
Формы
Цветки
Плод
Значение в жизни
людей
4000;
преимущественно многолетние
луковичные травы;
обычно яркие, крупные,
ароматные; они обоеполые с
простым венчиковидным
околоцветником из шести ча-
стей, тычинок шесть, пестик один;
формула цветка *
О
3+3
Т
3+3
П
1
;
коробочка (тюльпан) или ягода
(ландыш).
Овощные культуры (спаржа);
Декоративные растения
(лилии, тюльпаны, гиацинты);
Лекарственные растения
(ландыш майский, вороний глаз).
на основе срав-
нения;
Умение
работать
фронтально, ин-
дивидуально;
осуществление
самоконтроля и
взаимоконтроля
;
Оценивание пра
вильности вы-
полнения
действия и
внесение
необходимых
корректив.
Сравнение био-
логических объ-
ектов, умение
делать выводы и
умозаключения
на основе срав-
нения;
Умение
работать
в группе; осу-
ществление са-
моконтроля и
взаимоконтроля
Цветки
Плод
Значение в жизни
людей
Для изучения семейства Луковые учи-
тель организует самостоятельную работу
учащихся в группах.
Инструктивная карточка:
1. Изучите §26 учебника на стр. 139 «Се-
мейство Луковые».
2. Рассмотрите предложенные вам изобра-
жения лука порея, лука репчатого, лука
медвежьего, шнитт-лука. Отметьте сход-
ства и различия этих представителей се-
мейства «Луковые»
3. Пользуясь полученной информацией за-
полните таблицу
Основные признаки
Характеристика
семейства Луковые
Общее количе-
ство видов;
Жизненные фор-
мы
Цветки
Плод
Значение в жизни
людей
Результаты работы оформляются в рабочей
тетради в виде таблицы “Семейство Луко-
вые”.
Учитель
оценивает
качество
работы
в
груп-
Самостоятельно
изучают
§26
учебника,
работают
с
иллюстрациями
и
раздаточным
материалом, заполняют таблицу
;
проведение кор-
рекции и
оценки
собственных
действий и дей-
ствий сверстни-
ков;
Оценивание пра
вильности вы-
полнения
действия и
внесение
необходимых
корректив
пе по заполнению таблицы у доски (вызы-
вая любого ученика).
V. Физкультминутка (
2 мин.)
Дает задание учащимся по снятию
напряжения в мышцах рук
Выполняют задания учителя,
повторяют упражнения
VI.Закрепление изу-
ченного материала
(7 мин.)
Учитель говорит о том, что учащиеся на
уроке познакомились с основными
семействами класса Однодольные, и
предлагает учащимся отгадать кроссворд
Соцветие у луковичных (зонтик)
2. Одно из жилкований листа однодоль-
ных (дуговое)
3. Представитель злаковых (пшеница)
4. Корневая система однодольных
(мочковатая)
5. Плод у ландыша (ягода)
6. Представитель луковичных (чеснок)
7. Куча одежек,кто его раздевает,слезы
проливает (лук)
8. Представитель лилейных (тюльпан)
9. Декоративный представитель лилейных
(гиацинт)
10.Орган цветка,которого у злаковых
обычно три (тычинка)
11. Многолетний представитель злаковых
трав (ежа)
Заполняют кроссворд
Объяснение
роли семейств
класса Одно-
дольные в
природе и
жизни человека
Осуществление
самоконтроля и
взаимоконтроля
;
проведение кор-
рекции и
оценки
собственных
действий и дей-
ствий сверстни-
ков;
Оценивание пра
вильности вы-
полнения дей-
ствия и
внесение
необходимых
корректив
VII.Рефлексия
(5мин.)
Учитель предлагает ученикам ответить
на вопросы: Что у меня сегодня лучше
всего
получилось?
Чего я достиг?
Что для меня было трудным?
И подвести итог занятия фразой: Сам себе
Отвечают на вопросы
Проведение
коррекции и
оценки
собственных
действий
я желаю…
VIII. Домашнее
задание
(2 мин.)
Учитель предлагает подготовить доклады
по семействам Однодольные
Благодарит за урок!
Записывают домашнее задание
Благодарят учителя за урок!