Автор: Кочеткова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 210
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Программа интеллектуального кружка"
Раздел: дошкольное образование
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1.Пояснительная записка.
Эффективное
развитие
интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного
возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым
интеллектом
быстрее
запоминают
материал,
более
уверены
в
своих
силах,
легче
адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный
труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,
педагоги должны помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а
главная форма организации – игра.
В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта
общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего
образования,
является
гуманистическая
направленность
образования.
Она
обуславливает
личностно-ориентированную
модель
взаимодействия,
развитие
личности
ребенка,
его
творческого
потенциала.
Процесс
глубоких
перемен,
происходящих
в
современном
образовании,
выдвигает
в
качестве
приоритетной
проблему
развития
творчества,
мышления,
способствующего
формированию
разносторонне-развитой
личности.
Ребенок
по
своей
природе
-
исследователь,
экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует
много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину
происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной
задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в
жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для
себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться
с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется
познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны
положительные
эмоции,
чувство
владения
предметом,
интерес
к
нему.
Любая
математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась,
несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована
занимательным сюжетом.
Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием
или
отсутствием
которого
следует
смириться.
Однако,
существуют
исследования
известных
психологов,
подтверждающих,
что
развитием
логического
мышления
можно и нужно заниматься.
Известный психолог Л. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются, не
заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью
величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».
Уже
с
младшего
дошкольного
возраста
мы
начинаем
формировать
у
детей
различные
понятия
путём
чувственного
познания.
Всякое
познание
начинается
с
живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в
м о з г у
о щ у щ е н и я ,
в о с п р и я т и я
и
п р е д с т а в л е н и я .
Некоторые взрослые считают, что математика – скучная наука. Это неверно.
Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников.
Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно
легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики
является наглядность. Практика показывает, что на успешность усвоения материала
влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая
способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
В
дошкольной
дидактике
имеется
огромное
количество
разнообразных
дидактических
материалов.
Однако
возможность
формировать
в
комплексе
все
важные для умственного развития мыслительные умения дают немногие. Наиболее
эффективными пособиями являются логические блоки Дьенеша,
разработанные
венгерским
психологом
и
математиком
Дьенешем;
и
палочки
Кюизенера,
разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером для обучения математике
детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Основой
для
разработки
рабочей
программы
по
развитию
элементарных
математических представлений предстали:
Устав МДОУ
ФГОС дошкольного образования (Приказ министерства и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155 г. Москва);
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв.
Постановлением Правительства Р.Ф. от 12 сентября 2008 г. N 666)
Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях
(утв.Постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
Сан ПиН 2.4.2.2821 -10).
Концепцией о дошкольном образовании.
1.2.Цель и задачи программы кружка
Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.
Задачи:
• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия:
анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального
усилия, желание и потребность узнавать новое.
• Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать
свои действия с действиями сверстников и взрослого.
• Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений
о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и
навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической
терминологии.
1.3.Принципы построения программы:
- Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- Наглядность (наличие дидактических материалов).
-
Демократичность
и
гуманизм
(взаимодействие
педагога
и
ребенка,
реализация
творческих потребностей).
- Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической
основы).
- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет
свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
1.4. Планируемые результаты:
В результате игровых занятий дети научатся:
- Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме.
- Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
- Кодировать и декодировать информацию.
- Пользоваться кодовыми карточками и кодом, обозначающим знак отрицания
«не» (не квадрат, значит круг или треугольник и т.п.)
- Улучшат свои коммуникативные способности.
- У детей появился интерес к математике.
- Дети овладели объяснительной и доказательной речью.
-развита способность видеть, открывать в мире свойства, отношения,
зависимость.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Срок реализации программы – 1 год:
31 занятие в год
1раз в неделю
Время проведения – 30 минут
В месяц – 4 занятия – 2 часа
Количество детей – 15-24, возраст 6-7 лет
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные,
комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов,
подвижных и малоподвижных игр, физминуток.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный
(воспринимают
и
усваивают
готовую
информацию).
Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
Частично-поисковый
(решение
поставленной
задачи
совместно
с
педагогом).
Исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
Фронтальный (одновременно со всей группой).
Индивидуально-фронтальный
(чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы).
Групповой (работа в парах).
Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
В
процессе
работы
интеллектуального
кружка
использовались
игровые
технологии:
технология «Блоки Дьенеша»,
технология «Палочки Кюизенера»,
Развивающие игры
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.планирование образовательной деятельности
октябрь
1 неделя
1.Логическая задача на поиск
недостающих фигур
2.Дидактическая игра «Найди клад»
С блоками Дьенеша
Цель. Вызвать у детей интерес к решению задачи
путем зрительного и мыслительного анализа рядов
фигур
по
горизонтали,
на
основе
проведенного
анализа
выбирать
недостающую
в
третьем
ряду
фигуру
из
6
фигур,
изображенных
ниже
черты.
Упражнять детей в доказательстве решения.
Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстра-
гировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
2 неделя
1. Логическая задача на поиск
недостающих фигур
Цель. Вызвать у детей интерес к решению задачи
путем зрительного и мыслительного анализа рядов
фигур
по
горизонтали,
на
основе
проведенного
анализа
выбирать
недостающую
в
третьем
ряду
3 неделя
1. Составление фигур из
треугольников и квадратов
Цель. Учить
детей
составлять
геометрические
фигуры
из
определенного
количества
палочек,
пользуясь
приемом
пристроения
к
одной
фигуре,
взятой за основу, другой.
4 неделя
1. Составление фигур из
треугольников и квадратов
Цель. Составлять фигуры путем пристроения. Видеть
и
показывать
при
этом
новую,
полученную
в
результате
составления
фигуру;
пользоваться
выражением:
"пристроил
к
одной
фигуре
другую",
Ноябрь
1 неделя
1.Преобразование одной фигуры в
другую. Изменение количества
квадратов в фигуре.
2.Дидактическая игра «Магазин» с
блоками Дьенеша
Цель. Упражнять детей в умении решать задачи путем
целенаправленных практических проб и обдумывания
хода решения.
Цель: выделять и абстрагировать свойства предмета,
сравнивать предметы по самостоятельно выделенным
свойствам.
2 неделя
1.Преобразование одной фигуры в
другую. Изменение количества
квадратов в фигуре.
2. Дидактическая игра
« Дорожки» с блоками Дьенеша
Цель. Упражнять
детей
в
умении
осуществлять
целенаправленные
пробы,
ограничивать
количество
практических проб за счет обдумывания хода поисков,
догадки.
Цель: выделять и абстрагировать цвет, форму, размер,
толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
3 неделя
1.Преобразование одной фигуры в
другую. Изменение количества
квадратов в фигуре.
Цель. Упражнять
детей
в
умении
осуществлять
целенаправленные
пробы,
ограничивать
количество
практических проб за счет обдумывания хода поисков,
догадки.
4 неделя
1.Преобразование одной фигуры в
другую. Изменение количества
квадратов в фигуре.
Цель. Упражнять
детей
в
умении
осуществлять
целенаправленные
пробы,
ограничивать
количество
практических проб за счет обдумывания хода поисков,
догадки.
декабрь
1 неделя
1 графический диктант «Белка»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
2 неделя
1.графический диктант «Волк»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
3 неделя
1.графический диктант «Груша»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
4 неделя
1.графический диктант «Домик»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
январь
1 неделя
2 неделя
1.графический диктант «Ель»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
3 неделя
1.графический диктант «Гусь»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
4 неделя
1.графический диктант
«Гиппопотам»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
февраль
1 неделя
1.графический диктант «Жираф»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
2 неделя
1.Логическая задача на поиск
недостающих фигур
Цель. Вызвать у детей интерес к решению задачи
путем зрительного и мыслительного анализа рядов
фигур
по
горизонтали,
на
основе
проведенного
анализа
выбирать
недостающую
в
третьем
ряду
3 неделя
1.Преобразование одной фигуры в
другую. Изменение количества
квадратов в фигуре.
Цель. Упражнять
детей
в
умении
осуществлять
целенаправленные
пробы,
ограничивать
количество
практических проб за счет обдумывания хода поисков,
догадки.
4 неделя
1.графический диктант «Олень»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
март
1 неделя
1.графический диктант «Пес»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
2 неделя
1.графический диктант «Попугай»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
3 неделя
1. Логическая задача на поиск
недостающих фигур
Цель. Вызвать у детей интерес к решению задачи
путем зрительного и мыслительного анализа рядов
фигур
по
горизонтали,
на
основе
проведенного
анализа
выбирать
недостающую
в
третьем
ряду
4 неделя
1.графический диктант «Птица»
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
сосредоточенного внимания, развитие зрительно-
двигательной координации, произвольности,
ритмичности и точности движений; воспитание
апрель
1 неделя
1.игра с палочками Кьюзенера
«Засеем поле»
Цель: развивать пространственные представлении,
количественный счет, формировать умение работать в
команде.
2
неделя
1.Игра с палочками Кьюзенера
«От
дома к дому»
2.графический диктант «страус»
Цель: развивать пространственные представлении,
количественный счет, формировать умение работать в
команде.
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики; развитие устойчивого,
3 неделя
1.Преобразование одной фигуры в
другую. Изменение количества
квадратов в фигуре.
Цель. Упражнять детей в умении осуществлять
целенаправленные пробы, ограничивать количество
практических проб за счет обдумывания хода поисков,
догадки
3
неделя
1.
Преобразование
фигур
2.графический диктант «Рыбка»
Цель. Учить
детей
решать
задачи
на
о снове
мысленного
анализа
путем
выдвижения
Гипотезы
(предположения) и проверки ее.
Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти;
май
1 неделя
Игры по желанию детей
Цель: развивать самостоятельность в выборе игр,
обговаривании правил и распределение действий.
2 неделя
Игры по желанию детей
Цель: развивать самостоятельность в выборе игр,
обговаривании правил и распределение действий.
3 неделя
Игры по желанию детей
Цель: развивать самостоятельность в выборе игр,
обговаривании правил и распределение действий.
4 неделя
Игры по желанию детей
Цель: развивать самостоятельность в выборе игр,
обговаривании правил и распределение действий.
3.2.Материальные средства
Для игровых занятий необходимо иметь:
Игровые наборы «Блоки Дьенеша» - 1 коробка на 2-х детей.
Схемы для составления изображения
с помощью блоков Дьенеша.
Карточки кодирования (декодирования) информации.
Счетные палочки
Палочки Кюизенера
Игра «Сложи узор»
Игра «Танграм»
Игра «Колумбово яицо»
Обручи, верёвки
Игры, изготовленные по методике З. А. Михайловой.
3.3.Используемая литература:
1.
Н.О.
Лелявина,
Б.Б.
Финкельштейн,
«Давайте
вместе
поиграем»
(игры
с
логическими блоками Дьенеша).
2. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая, «Логика и математика для дошкольников».
3. Б. Финкельштейн, Л. Лабутина, «Праздник в стране блоков».
4. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).
5.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова
Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет
6.Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн.для
воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
7. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей
детских садов /авт.-сост. З.А. Михайлова, Э. Ню Иоффе. – СПб.: «Детство-пресс»,
2001.