Автор: Юревич Наталия Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГУО "Гимназия г. п. Глуска"
Населённый пункт: Глуск, Могилёвская область Республика Беларусь
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как ведущая деятельность ребёнка на уроках музыки"
Раздел: начальное образование
Игра как ведущая деятельность ребёнка на уроках музыки.
Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую
ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно
обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии
творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для
успешного развития творческих способностей учащихся.
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать,
оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы
безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в
человеке лучшее.
Игра-ведущая деятельность ребенка. Огромное значение игры в жизни
детей побуждали многих ученых к поискам объяснения природы и
происхождения этой удивительной деятельности детей. Значение игры
невозможно оценить только развлекательными возможностями. В этом и
содержится ее феномен, что, являясь отдыхом и развлечением, игра способна
преобразоваться в модель воспитания и обучения. Игровая деятельность
предшествует учебной деятельности и, следовательно, лежит в ее основе. В
процессе игровой деятельности происходит обучение посредством самого
действия.
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Игра только внешне
кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требует, чтобы
играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки,
самостоятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются
способности ребенка, поэтому выдающиеся педагоги справедливо обращали
внимание на эффективность использования игры в процессе обучения и
воспитания.
Игра - это универсальное средство, помогающее учителю превратить
достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися
занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников.
Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это даёт
возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается
на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим
возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно
использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями
учащихся.
Для младших школьников игра – сфера их социального творчества,
только внешне игра кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует,
чтобы
играющий
отдал
ей
максимум
своей
энергии,
ума,
выдержки,
самостоятельности. Игра необычайно информативна и многое “рассказывает”
самому ребенку о нем. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра
раскрывает
творческие
возможности
ученика,
воспитывает
чувства
сопереживания
друг
другу,
взаимовыручку
в
решении
трудных
вопросов,
является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Урок музыки - это урок творчества. Творчество – деятельность,
порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью,
оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система
творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь,
воображение, активность ребенка.
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют,
исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки,
строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной
работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают
и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют
внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество - это процесс, который может приводить к созданию
некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок,
музыкальное произведение или танец.
Творческое начало у младших школьников может проявляться:
-в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно;
-в сочинении мелодии на предложенный текст;
-в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения
произведений;
-в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки;
-в оценочных суждениях об услышанной музыке;
-в осмысленном исполнении песен с элементами интерпретации;
-в собственном творчестве.
И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность,
заинтересованность каждого ребенка необходимо использовать
разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников.
Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это даёт
возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается
на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим
возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно
использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями
учащихся.
Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его
общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна
и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком
себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во
Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и
будущего.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает
творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг
другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на
уроке.
Введение в учебный процесс игр позволяет:
-создать благоприятную атмосферу на уроке;
- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
- почувствовать успех в игровой ситуации;
- развивать комплекс различных способностей
Целью применения технологии игровых форм обучения является
развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету
искусство.
Одним из основных видов деятельности на уроке музыки является пение.
Задача учителя заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению можно использовать игровую методику. Это
различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации.
Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с
голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление,
воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности. Дети
с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы
игры как музыкальная пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало», «Море»,
«Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо-невидимо".
Не менее интересны для детей игры – имитации - «Изобрази звук»,
«Звучит - не звучит», «Нарисуй любимый звук», «Музыкальный инструмент».
Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально - образное и
творческое мышление.
Таким образом, игра, способствует выполнению важных психологических и
методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к
музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её
эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять
знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей
вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус.
Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни
знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной
цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают
приемы учения.
Игровой подход в музыкальном обучении не исчерпывается тем или
иным количеством игр, применяемых учителем. Он представляет собой
многокомпонентную систему организации музыкально-образовательного
процесса. Современная программа по музыке нацеливает учителя на
применении игрового подхода интригующе-образной формулировкой тем;
наличием деятельно-коммуникативной основы: композитор-исполнитель-
слушатель.
Игровой подход облегчает для детей процесс изучения музыки как живого
искусства, делает его увлекательным, выступает формой художественного
общения детей на интонационном языке с произведениями искусства, с
учителем, друг с другом.