Напоминание

"Игра как ведущая деятельность ребёнка на уроках музыки"


Автор: Юревич Наталия Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГУО "Гимназия г. п. Глуска"
Населённый пункт: Глуск, Могилёвская область Республика Беларусь
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как ведущая деятельность ребёнка на уроках музыки"
Раздел: начальное образование





Назад




Игра как ведущая деятельность ребёнка на уроках музыки.

Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую

ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно

обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии

творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для

успешного развития творческих способностей учащихся.

Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать,

оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы

безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в

человеке лучшее.

Игра-ведущая деятельность ребенка. Огромное значение игры в жизни

детей побуждали многих ученых к поискам объяснения природы и

происхождения этой удивительной деятельности детей. Значение игры

невозможно оценить только развлекательными возможностями. В этом и

содержится ее феномен, что, являясь отдыхом и развлечением, игра способна

преобразоваться в модель воспитания и обучения. Игровая деятельность

предшествует учебной деятельности и, следовательно, лежит в ее основе. В

процессе игровой деятельности происходит обучение посредством самого

действия.

Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Игра только внешне

кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требует, чтобы

играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки,

самостоятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются

способности ребенка, поэтому выдающиеся педагоги справедливо обращали

внимание на эффективность использования игры в процессе обучения и

воспитания.

Игра - это универсальное средство, помогающее учителю превратить

достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися

занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников.

Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это даёт

возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается

на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим

возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно

использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями

учащихся.

Для младших школьников игра – сфера их социального творчества,

только внешне игра кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует,

чтобы

играющий

отдал

ей

максимум

своей

энергии,

ума,

выдержки,

самостоятельности. Игра необычайно информативна и многое “рассказывает”

самому ребенку о нем. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра

раскрывает

творческие

возможности

ученика,

воспитывает

чувства

сопереживания

друг

другу,

взаимовыручку

в

решении

трудных

вопросов,

является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.

Урок музыки - это урок творчества. Творчество – деятельность,

порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью,

оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система

творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь,

воображение, активность ребенка.

Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют,

исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки,

строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной

работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают

и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют

внутреннюю свободу в выражении себя.

Творчество - это процесс, который может приводить к созданию

некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок,

музыкальное произведение или танец.

Творческое начало у младших школьников может проявляться:

-в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно;

-в сочинении мелодии на предложенный текст;

-в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения

произведений;

-в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки;

-в оценочных суждениях об услышанной музыке;

-в осмысленном исполнении песен с элементами интерпретации;

-в собственном творчестве.

И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность,

заинтересованность каждого ребенка необходимо использовать

разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.

Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников.

Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это даёт

возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается

на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим

возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно

использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями

учащихся.

Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его

общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна

и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком

себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во

Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и

будущего.

Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает

творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг

другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на

уроке.

Введение в учебный процесс игр позволяет:

-создать благоприятную атмосферу на уроке;

- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;

- почувствовать успех в игровой ситуации;

- развивать комплекс различных способностей

Целью применения технологии игровых форм обучения является

развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету

искусство.

Одним из основных видов деятельности на уроке музыки является пение.

Задача учителя заключается в формировании и развитии певческих навыков.

В обучении детей пению можно использовать игровую методику. Это

различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации.

Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с

голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление,

воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности. Дети

с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы

игры как музыкальная пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало», «Море»,

«Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо-невидимо".

Не менее интересны для детей игры – имитации - «Изобрази звук»,

«Звучит - не звучит», «Нарисуй любимый звук», «Музыкальный инструмент».

Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально - образное и

творческое мышление.

Таким образом, игра, способствует выполнению важных психологических и

методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к

музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её

эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять

знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей

вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус.

Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни

знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной

цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают

приемы учения.

Игровой подход в музыкальном обучении не исчерпывается тем или

иным количеством игр, применяемых учителем. Он представляет собой

многокомпонентную систему организации музыкально-образовательного

процесса. Современная программа по музыке нацеливает учителя на

применении игрового подхода интригующе-образной формулировкой тем;

наличием деятельно-коммуникативной основы: композитор-исполнитель-

слушатель.

Игровой подход облегчает для детей процесс изучения музыки как живого

искусства, делает его увлекательным, выступает формой художественного

общения детей на интонационном языке с произведениями искусства, с

учителем, друг с другом.



В раздел образования