Напоминание

Эффективные приемы развитие механизма навыка чтения


Автор: Кострова Анжела Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 22
Населённый пункт: г. Оленегорск
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные приемы развитие механизма навыка чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Приёмы формирования читательских умений и навыков

обучающихся с ограниченными возможностями организма

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в

котором

участвуют

анализаторы:зрительный,

речедвигательный,

речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и

связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в

начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка

чтения каждого ученика.

Проблема заключается в том, чтопоследние годы наблюдается резкое

увеличение

детей

с

различными

интеллектуальными

и

речевыми

нарушениями,

учащихся

со

сниженной

остротой

зрения.

Особенно

распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не

секрет,

что

нарушение

чтения

оказывает

отрицательное

влияние

на

весь

процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.

Все приёмы, используемые в нашей работе, адаптированы для обучающихся

с ОВЗ и позволяют осуществлять индивидуальный, дифференцированный

подходы. Предлагаемые приёмы работы с текстом, возможно использовать,

как на различных уроках, так и во внеурочное время, для обучающихся с

разным уровнем развития.

Опыт использования данных приёмов позволяет сделать вывод о том,

что

предлагаемые

приёмы

способствуют

эффективному

изучению

художественного

текста

на

различных

уроках

и

формированию

функциональной грамотности по чтению младших школьников.

Из

общей

массы

читательских

умений

мы

выделили

несколько

ключевых умений, которыми обязательно должен овладеть обучающийся с

ОВЗ, для успешного обучения в основной школе:

1.Умение

воспринимать

изобразительные

средства

языка

в

соответствиис их функцией.

2.Умение

воссоздать

в

воображении

картины

жизни,

созданные

писателем.

3.Умение устанавливать причинно-следственные связи.

4.Умение воспринимать образ – персонаж.

5.Умение видеть авторскую позицию.

6.Умение осознать идею произведения.

Сейчас

мы

представим

адаптированные

приёмы

формирования

читательских умений обучающимися с ОВЗ на уроках литературного чтения,

русского

языка,

математики,

окружающего

мира

и

во

внеурочной

деятельности.

Прием«Вертушки»

Работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки:

например, один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в

1

тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни

слов и пр.

Для вертушки «Работа с предложением»: разбор по членам, частям

речи,

орфограммы,

проверяемые

по

сильной

позиции,

характеристику

предложения.

Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, при этом

выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется

всей группой.

Прием «Крестики-нолики»

- работа проводится в парах: один ученик ставит «крестик», а другой ставит

«нолик».

После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при

проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае

правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак

(нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих

знаков

(по

горизонтали

или

вертикали).

Наиболее

рациональным

для

обучающихся с ОВЗ является игровое поле в 9 клеток, остальным в 16

клеток.

Прием «Перевёртыши»

Предложите

участникам

расшифровать

перевертыши

пословиц,

названий

книг, строчки из стихов и песен.

Счастье перемещается кучами. — Беда не ходит одна.

Прочитайте слова, которые зашифрованы:

ИКЗАКС ЬТЯНИЧОС ЯСЬТИЧУ

Примеры перевёртышей встречаются в произведении К.И.Чуковского

«Чудо-дерево»,

в

русских

народных

небылицах:

«Ехала

деревня

мимо

мужика», «Лошадь ела сало, а мужик овёс» и т.д.

Прием «Лови ошибку»

Найди и зачеркни все неправильные буквы.

Прием «Титры»

2

При

пересказывании

текста

обучающиеся

с

высоким

уровнем

воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план

или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня пересказывают с опорой

на картинки – подписывают к ним «титры».

На уроках математики, окружающего мира данный приём используется

при

работе

с

текстом.

Обучающиеся

читают

текст

и

находят

строчки,

поясняющие изображенное на картинке.

Прием «Ассоциативный куст" (приложение 3)

Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

Учитель

даёт

ключевое

слово

или

заголовок

текста,

ученики

записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками

смысловые связи между понятиями.

Прием «Древо мудрости»

Сначала быстро, но внимательно дети читают текст.

Затем каждый пишет записку (на яблоке), в которой задается вопрос по

тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди

каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух.

Остальные

оценивают

вопрос

и

ответ.

Прежде,

чем

срывать

с

дерева

листочки-вопросы,

дети

еще

раз

прочитывают

заданный

текст.

В

конце

определяются лучшие знатоки.

Приём «Анаграммы»

Решите анаграммы:

НИАВД – ДИВАН СЕОТТ - ТЕСТО СЛОТ –СТОЛ

РАКЫШ - КРЫША ГИАР –ИГРА КООН - ОКНО

Приём «Путаница »

3

Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками

соединить части:

Больше дела- а руки делают.

Терпение и труд а неученье - тьма

Глаза бояться, меньше слов

Ученье – свет, все перетрут

Для детей с ОВЗ предлагаются уже изученные пословицы и поговорки (ранее

использованные на уроках).

Приём «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО

ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ

ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением

на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА

3)

Сделав

глубокий

вдох,

на

выдохе

читаем

15

согласных

одного

ряда

(звуками):Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

4) Читаем цепочку слогов:

Приём «Уголки»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении

характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на

две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой

жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных,

подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный приём используется

после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём критического мышления «Создание викторины»

К этому приёму обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети

самостоятельно,

пользуясь

учебными

текстами,

готовят

вопросы

(обучающиеся с ОВЗ готовят рисунки) для викторины по литературному

чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда

4

каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задаёт

«знатокам» вопросы.

Перечисленные выше приемы помогают вовлечь в деятельность всех

обучающихся

и

способствуют

развитию

и

формированию

читательских

умений и навыков обучающихся с ОВЗ.

5



В раздел образования