Напоминание

Условия успешной постановки звуков ребёнку


Автор: Кулагина Ирина Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: Условия успешной постановки звуков ребёнку
Раздел: дошкольное образование





Назад




Условия успешной постановки звуков.

Часто среди дошкольников встречаются дети, которые имеют дефекты произношения. И эти дефекты

все чаще становятся множественными, осложнёнными различными диагнозами. В таких случаях не

обойтись без работы логопеда. Чтобы максимально эффективно использовать рабочее время и

ускорить постановку звуков, необходимо знать и онтогенез звукопроизношения у детей, и звуки,

сходные по артикуляции.

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети

в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция

которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных

звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».

Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а

результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает со звуков,

которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с,

применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками

помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки — это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции, но произносимые

ребенком правильно.

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все

опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков

(шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».

Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».

Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны

старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки

необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь

необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

1.

Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план

работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть

особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.

2.

Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или

иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать

правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а

не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить

звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.

3.

Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях. Недостаточно научиться

правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе

приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со

слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед

увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.

4.

Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например,

звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не

только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных

звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае,

когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на

будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше

времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

Условия закрепления звуков в речи

Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с

произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь

частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук.

Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя

многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание

звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует

логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время

ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые

также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно (при условии того, что

родители действительно обращают на это внимание). Самой большой проблемой является общение со

сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет

контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить

правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного

больше времени. Самоконтроль будет более осознанным, если ребенка постоянно хвалить за

достижения, тогда он захочет всем показать свои успехи с большей вероятностью, нежели это будет

простая механическая работа без заинтересованности.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее.

Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно

произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность

рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если

же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет

мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

Фонематический слух, самоконтроль и мотивация – это условия, необходимые для закрепления звуков

в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.

Не стоит забывать и том, что все дети абсолютно разные, и скорость постановки звуков будет

отличаться даже при самом точном исполнений алгоритма. Поэтому набраться терпения, желания и

чёткого выполнения всех заданий нужно и логопеду, и ребёнку, и, конечно же, родителям. Только в

таком тандеме мы сможем ждать положительных результатов.



В раздел образования