Напоминание

"Психологическое благополучие и здоровье учителя"


Автор: Верещагина Елена Алексеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ДШИ г. Нарьян–Мара
Населённый пункт: г. Нарьян–Мар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психологическое благополучие и здоровье учителя"
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психологическое благополучие и здоровье

учителя.

Доклад Верещагиной Е.А.

преподавателя МБОУ ДОД ДШИ

г. Нарьян-Мара

Содержание:

Введение

1.Профессионально-личностные деформации учителя.

2.Синдром профессионального выгорания учителя.

3.Неблагополучие здоровья учителей и причины, его определяющие.

4.Возможности преодоления стрессов.

5.Как поддержать и укрепить своё здоровье (советы учителю).

Психологическое благополучие и здоровье учителя.

Главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье школьников,

но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима. Нездоровый учитель не может

обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не

может

заниматься

и

воспитанием

культуры

здоровья

школьников,

т.к.

в

этой

работе

необходим

личный

пример.

Неблагополучие

психологического

здоровья,

деформация

личности

педагога,

проявления

синдрома

выгорания

самым

непосредственным

образом

влияют на здоровье учащихся. Работ, посвящённых этим проблемам, недостаточно.

Предупреждение профессиональных деформаций и синдрома выгорания

учителя.

1.Профессионально-личностные деформации учителя.

Деформация личности - это изменения, нарушающие её целостность, снижающие

уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. У педагогов

проф е ссиона ль ная

де ф ормация

может

проявлять ся

на

двух

уровнях:

1 )

Общепедагогические

деформации,

характеризующие сходные изменения личности у

всех, занимающихся педагогической деятельностью. В педагогическом процессе учитель

воздействует

на

ученика

авторитетом

своей

личности,

нередко

прибегая

к

таким

примитивным, но действенным приёмам, как авторитарный стиль общения. В результате

личность

учителя

обретает

черты

назидательности,

излишней

самоуверенности,

догматичности и т.д. 2)

Типологические

деформации

вызваны слиянием личностных

особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности. Обычно

это приводит к заострению отдельных черт личности до уровня их акцентированности. Одна

из распространённых типологий включает две позиции : учитель на пьедестале и учитель без

пьедестала. Позиция учителя на пьедестале характеризуется поведением контролёра, которое

с годами становится стилем жизни. В психологии это называется мышлением красного

карандаша.

Такой

стиль

поведения

характерен

для

человека,

который

в

силу

своей

профессии

чувствует

себя

наделённым

особой

властью

и

считает,

что

он

всегда

знает

правильный ответ на поставленные вопросы. С учителями, для которых характерна такая

позиция, трудно в повседневном общении, хотя сами они часто не замечают этого.

Пьедесталы, на которые поднимается человек, чтобы спрятать от учеников свою личность,

разные.

Учитель-начальник.

Его

пьедестал

власть.

От

учеников

он

требует

прежде

всего

послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчёркивает свою силу, всё на свете

знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это

опытный учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников

(да и своих коллег тоже) и умело использует эти знания для поддержания своего авторитета.

Он чувствует себя облечённым властью и поэтому особенно принципиален. Считает, что

учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно

правильную точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые неопределённые

ситуации

мучительны

для

учителей-начальников.

Результаты

такого

стиля

учительского

поведения

конфликты,

обиды,

«бунт»

учеников,

отсутствие

искренности

во

взаимоотношениях.

Учитель-компьютер. Пьедестал

такого

учителя

компетентность.

Он

требует

от

учеников знаний, информации, фактов. Это вещатель с каменным лицом, произносящий

прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в

воспитании главное – компетентность. Если ею кто и обладает, то это он сам. Его речь

обезличена («Все знают, что…», «Хорошо известно, что…», «Говорят…», «Есть мнение…»),

а

местоимений

первого

лица

практически

не

содержит.

Это

«закрытый»,

«холодный»

учитель. Результат такого стиля учительского поведения – снижение уверенности в себе

учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках и в конечном итоге – снижение

мотивации к занятиям по этому предмету, даже отвращение к нему, несмотря на то, что такой

учитель всё делает «ради своего предмета».

Учитель-мученик. Его

пьедестал

бесконфликтность.

От

учеников

он

ожидает

послушания. Хочет только служить другим. Он идёт на большие жертвы ради пустяков и

всегда выступает с позиций миротворца. Больше всего боится конфликтов. Он постоянно

испытывает чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, учитель, занимающий

подобную позицию, всё время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам.

Его позиция пагубна для детей : одних учеников он провоцирует на манипуляцию учителем, у

других вызывает страх возникновения проблем (проблемы ребёнка так расстраивают учителя,

что

когда

у

ребёнка

что-то

случается,

он

чувствует

себя

не

вправе

сказать

об

этом

и

испытывает чувство вины).

Учитель-приятель. Его пьедестал –

популярность.

От учеников он требует хорошего к

себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и всё готовый простить ( независимо

от возможных последствий). Такой учитель ведёт себя беззаботно и по сути, равнодушно по

отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения –

отсутствие у ребёнка чувства ответственности.

В поведении конкретного учителя эти разновидности позиций «на пьедестале» могут

быть

смешанными.

Принципиально

иная

позиция

-

учитель

без

пьедестала,

или

партнёрская.

Стоящий

на

этой

позиции

человек

знает,

что

нет

никакого,

даже

самого

гуманного основания для утверждения своей правоты за счёт другого. Он осознаёт, что в

общении позиция «Я прав» обычно подразумевает «Ты не прав». Свою задачу учителя с такой

позицией

видят

в

том,

чтобы научить

детей

оставаться

людьми

в

любой

жизненной

ситуации.

Они

готовы

сообщать

своим

ученикам

негативные

оценки

так

же,

как

и

позитивные, они готовы огорчаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться. Их

поведение не расходится со словами.

Открытую

позицию отличает отказ от ощущения

собственного педагогического всеведения и непогрешимости, умение встать на точку зрения

ученика,

критически

осмыслить

собственную

позицию,

основанную

на

педагогическом

оптимизме и доверии. Допускается право ребёнка на ошибку.

Равноправие между взрослым и ребёнком – это не отношения между одинаковыми

людьми.

Это

отношения

между

разными

людьми,

строящиеся

на

принципах

взаимного

уважения и ненасильственных действий. Взрослый в этом случае использует свою силу

исключительно как дополняющую, укрепляющую возможности самого ребёнка. Взрослый

помогает

ребёнку

строить

отношения,

при

которых

он

сможет

осознать

собственные

интересы, заявить собственные права и в то же время признать права другого человека,

соотнося с ним свои действия. Такой стиль взаимоотношений не только предупреждает

возникновение

профессионально-личностных

деформаций

учителя,

но

и

воспитывает

гуманистично

ориентированную,

гармонично

развитую

личность

ребёнка,

укрепляет

его

психическое здоровье, формирует модели поведения.

2.Синдром профессионального выгорания учителя.

Последнее время много говорят и пишут о профессиональном выгорании, имеющем

непосредственное отношение к учителям и их работе. Этот синдром выражается в состоянии

физического

утомления

и

разочарования,

истощения

и

износа,

которое

происходит

в

результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и которое

возникает у людей, занятых в профессиональных сферах «человек-человек». Условия работы

учителя, как и многих руководителей разного уровня, включают, кроме большого нервно-

психического

напряжения,

такие

факторы,

как

гиподинамия,

повышенная

нагрузка

на

зрительный,

слуховой

и

голосовой

аппараты,

отсутствие

эмоциональной

разрядки,

принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня и

др. При достижении определённого уровня напряжения организм начинает защищать себя.

Это

и

проявляется

разнообразными

симптомами

эмоционального

выгорания.

К

ним

относятся:

- стремление сократить или формализовать взаимодействие с другими людьми (учащимися,

коллегами, родственниками, друзьями);

- постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в

недостаточной компетенции;

-

снижение

работоспособности,

продуктивности,

желания

работать:

обычная

работа

становится всё тяжелее, а возможности выполнять её – всё меньше;

-

тотальное

посвящение

себя

работе,

когда

работа

фактически

становится

заменителем

нормальной социальной жизни (трудоголизм);

- непреходящее чувство усталости, астенизации, истощения;

- частые головные боли, бессонница и нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного

тракта, изменение веса (снижение или увеличение);

- чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу, снижение

уровня энтузиазма;

- возрастание числа ролевых и эмоциональных конфликтов;

-

обида,

разочарование,

легко

возникающие

приступы

гнева

и

раздражительности,

подсознательное чувство вины;

-

общая

негативная

установка

на

жизненные

перспективы,

приводящая

часто

к

злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотиков;

- разнообразные поведенческие изменения, в частности появление ригидности, что создаёт

закрытость к изменениям, потому что они требуют энергии и риска, являясь большой угрозой

для истощённой личности.

Выделяют две стадии развития этого состояния. Первая стадия проявляется

снижением

качества

интеллектуальной

составляющей

работы:

ухудшается

память,

наблюдается

снижение интереса к работе, потребности в общении («никого не хочется

видеть»), нарастание апатии к концу недели, повышается раздражительность, эмоциональная

неустойчивость

(«заводится

с

пол-оборота»),

появляются

устойчивые

соматические

симптомы (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мёртвый

сон», без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний и т.п. Эти проявления

постепенно нарастают в течение трёх-десяти лет и более.

Для второй стадии характерна

полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение,

ощущение

постоянного

отсутствия

сил.

Человек

стремится

к

уединению

(аутизм),

ему

гораздо комфортнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

Поставить себе диагноз выгорания можно без помощи специалиста. Надо ответить на

8 вопросов (варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать»).

1.

Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?

2.

Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет?

3.

Вы живёте одни?

4.

У вас есть хобби?

5.

Когда Вы поступали на эту работу, она Вам очень нравилась?

6.

Вы никогда не думали о перемене специальности?

7.

Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов?

8.

В

Вашем

окружении

есть

люди,

являющиеся

для

Вас

хорошей

эмоциональной

поддержкой?

2 балла - «да»

1 балл – за ответ «трудно сказать»

Если в сумме набрали более 10 баллов, у Вас достаточно высок риск в ближайшие

годы начать «выгорать».

Пути профилактики этого состояния лежат в позитивном и ответственном отношении не

только к своей профессии, но и к себе, к собственной жизни. Как показали исследования,

чтобы педагогу предотвратить эмоциональное выгорание в целом и тенденцию развития

негативного

отношения

к

своим

ученикам,

важно

постоянно

повышать

уровень

профессионального

мастерства и

субъективного

контроля,

не

останавливаться

на

достигнутом. Несколько рекомендаций профилактического характера для снижения риска

синдрома выгорания:

1.Оцените ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысль о

ней вызывает раздражение и усталость, пора принимать меры. И не вздумайте прятаться от

реальности: «Да ничего, просто переутомилась».

2.

Создать

себе

комфортные

условия

работы.

Даже

«милые

пустячки»:

фото

на

столе,

несколько

сувениров

от

близких

людей

и

т.д.

помогут

избавиться

от

формализма,

свойственного многим учреждениям.

3. «Уйти в отключку», т.е. регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально

раскрепоститься,

сделать

себе

что-либо

приятное.(существуют

тысячи

таких

техник

и

способов – важно подобрать подходящий для себя комплекс.)

4. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотичном беспорядке: когда утром вы

придёте на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

5. Разговаривать с людьми «по пустякам» - возможность просто поболтать на отвлечённые

темы – тоже лекарство от стресса.

6. Использовать обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлечённые темы и

непосредственно обед, а не подготовки к следующему уроку.

7. Избавиться от боязни ошибаться – достичь полного совершенства всё равно не получится, а

пробовать разные варианты необходимо. Задайте себе вопрос: что будет, если я сделаю

ошибку – случится мировая катастрофа?

8. Стать заменимыми: пусть начальник заблаговременно готовит тех, кто при необходимости

сможет на достойном уровне выполнить эту же работу. Надо избавиться от иллюзии, что без

вас процесс остановится. Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию.

9. Готовить пути отступления: как только период влюблённости в очередную работу проходит,

следует

подумать

о

потенциальной

перемене,

хотя

бы

для

того,

чтобы

избавиться

от

ощущения мышеловки.

10. Синдром выгорания хорош тем, что даёт повод задуматься: на своём ли ты месте, не

затормозилась ли твоя жизнь?

А вот советы зарубежных психологов:

Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.

Лучший

путь

к

успеху

и

сотрудничеству с коллегами – хорошее настроение и положительный подход к решению

проблем. Положительные эмоции (так же, как и отрицательные) заразительны. Известно

также, что люди тянутся к оптимистам и избегают пессимистов.

Стремитесь побороть страх. Жить со страхами – это форма психологической

инвалидизации, постепенно поглощающей личность. Проанализируйте свои страхи и , если

побороть их самостоятельно не получается, надо обратиться к специалисту – психологу,

психотерапевту.

Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. В течение дня учителю необходимо

какое-то

время

побыть

в

одиночестве,

подумать

о

жизни,

о

себе,

обдумать

возникшие

проблемы, просто расслабиться и отдохнуть. Особенно это важно для тех, кто принадлежит к

типу интравертов.

Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Одно дело

помогать другим, когда вам это по силам, и совсем другое, когда друзья и сотрудники

постоянно вас эксплуатируют. Это может привести к чувству вины, когда вы не сможете

исполнить чью-то просьбу.

Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.

Насилие

над

своими

чувствами

и

внешними

проявлениями

требует

значительных

трат

энергии и оставляет неприятный осадок.

Не оказывайте слишком большое давление на своих детей. Нередко, проявляя

педагогический профессионализм на работе, дома учитель забывает о том, чему учит других,

и собственные дети учителей оказываются пасынками своих родителей, особенно склонных к

гиперопёке. Дайте детям возможность быть самими собой и проявить себя, а не только

оправдывать ваши надежды на них.

Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать». Если то, что вам предлагают, в

ваших интересах, используйте веру в вас окружающих как стимул, повышающий уверенность

к себе.

Используйте возможность выступить с речью. Публичные выступления позволят не

только потренироваться ясно и кратко выражать свои мысли – качество, необходимое для

продвижения

вперёд,

но

и

отойти

от

привычного

стереотипа

выступления

перед

школьниками.

Следите за фигурой. Стройная фигура во многом определяет психологическое

состояние человека, особенно женщины, служит хорошим примером для учеников. Кроме

того, излишняя полнота повышает вероятность гипертонии, нарушения обмена веществ и

других заболеваний. Лучшее время для сбрасывания лишних килограммов – летний отпуск.

Маленькие радости в ваших руках. Стоит ли огорчаться из-за того, что знакомые

редко дарят вам подарки? Создайте ситуацию дарения – купите цветы, поставьте на стол и вы

увидите, как улучшится настроение. На работе или дома несколько раз в день мысленно

повторяйте себе: «Я – красивая!» И не забывайте подтверждать это внешним видом и

поведением.

Подведём итоги. При появлении первых признаков профессиональных деформаций и

«выгорания»

бывает

достаточно

самопомощи,

изучения

соответствующей

литературы,

поддержки близких и грамотных людей. Предупредить болезнь всегда легче, чем потом её

лечить. Необходимо проверять себя по тестам, регулярно (хотя бы раз в год) проходить

психологический тренинг (личностный или профессиональный), получать обратную связь от

людей,

не

имеющих

манипулятивных

установок

в

отношении

вас,

при

возможности

консультироваться у опытного психолога.

Профессиональных деформаций и «выгорания» можно избежать, но это требует

каждодневных, целенаправленных усилий.

Здоровье учителя. Возможности самосовершенствования.

3.Неблагополучие здоровья учителей и причины, его определяющие.

Российские учителя – фактически заложники недостатков отечественной системы

образования. Недопустимо низкий уровень зарплат, невысокий социальный статус учителя,

невротирующий

характер

работы

в

школе

всё

это

не

может

не

привести

к

прогрессирующему ухудшению состояния здоровья, особенно после 10-15 лет работы в

школе.

Основные нарушения здоровья педагогов:

- нервные расстройства, чаще в форме астено - невротических состояний;

-

сердечно

-

сосудистые

нарушения

(гипертонические

проявления,

вегето

сосудистая

дистония, стенокардия и др.);

- остеохондроз;

- нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;

- заболевания верхних дыхательных путей;

- патология зрения (миопия и др.);

Характерная для педагогов тенденция выходить на работу в школу даже несмотря на

заметные нарушения состояния здоровья, и сокращать время пребывания «на больничном»

после

перенесённого

заболевания

приводит

к

несоответствию

данных

медицинской

статистики заболеваемости истинному положению дел. Результаты самооценки состояния

здоровья

учителей,

распространённость

выработанной

у

них

привычки

находиться

в

«полуздоровом» состоянии и выходить в этом состоянии на работу, пассивность в обращении

за

медицинской

помощью,

низкая

мотивация

к

ведению

здорового

образа

жизни

свидетельствуют, что реальное состояние здоровья учителей гораздо менее благополучно, чем

это следует из данных медицинской статистики.

Учитель и стрессы.

Один из главных врагов здоровья учителя –

стресс

(точнее, дистресс). Люди, для

которых привычно находиться в состоянии хронического стресса, а к ним относятся и

учителя, и руководители, часто отличаются определёнными чертами характера. Уже одна

особенность этого типа людей – погружённость в работу (трудоголики), свидетельствует о

том, что их среди педагогов немало. Американские учёные Фридман и Розенман показали,

что, чем более выражены у человека эти черты, тем больший риск возникновения у него

сердечно – сосудистых заболеваний, в том числе стенокардии, инсультов и инфарктов. Этот

тип людей получил ещё название стресс – коронарного (или тип «А»).

Вопросник. 2 варианта ответа : да; нет.

1.Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать

разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор) ?

2.Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела ещё

завершены?

3. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или

каким – либо ещё способом ускорить беседу?

4.Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов вместо того, чтобы

проявить желание выслушать других людей?

5. Решая какую – либо задачу, стремитесь ли вы закончить её как можно скорее, чтобы иметь

возможность перейти к следующей работе?

6. Ощущаете ли вы, что постоянно что-то не успеваете?

7.Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (т.е.обладать чем-либо или

испытывать себя)?

8. Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т.д.)?

9. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?

10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?

11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат или удовольствие от

процесса?

12. Трудно ли вам посмеяться над собой?

13. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?

14. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на собрании, совещании, не выступить

на нём?

15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчинённых, близких), стремиться к

достижению поставленных вами целей, не слишком интересуясь тем, чего хотят они сами?

Подсчёт результатов прост. Чем на большее число вопросов вы дали положительный ответ,

тем в большей степени у вас присутствуют черты стресс – коронарного типа. Особенно

стоит обратить на себя внимание тем, кто ответил утвердительно более чем на 10 вопросов.

Рекомендации для людей стресс – коронарного типа.

Отношение к юмору.

Стараться больше шутить, смеяться, особенно над собой, например,

приостановиться, оглянуться и увидеть забавную сторону той или иной ситуации. Учителя,

которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на 4 года больше, а главное

– лучше.

Расширение горизонтов

. Люди с подобным типом личности склонны слишком сильно

погружаться в работу. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а

другим интересам.

Лучшее

понимание

других.

Важно

осознать,

что

окружающие

отличаются

по

темпераменту, ценностям, устремлениям и т.д. Научиться признавать право окружающих

быть другими (самими собой).

Более активная передача полномочий.

Невозможно и неправильно пытаться всё делать

самостоятельно. Надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.

Уменьшение

нагрузок

в

течение

дня.

Стараться

всё

делать

немного

медленнее,

отодвигать

подальше

окончательные

сроки,

ходить

и

говорить

с

меньшей

скоростью,

избавляясь от лихорадочного образа жизни.

Большая

терпимость

по

отношению

к

себе

и

окружающим.

Необходимо

внимательнее,

терпимее

относиться

к

себе,

а

не

только

предъявлять

всё

возрастающие

требования. Больше прислушиваться к окружающим, позволять им высказаться, не прерывать

их.

Важно,

хотя

это

и

не

просто,

осознать

необходимость

просто

быть,

чувствовать,

испытывать наслаждение, вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию,

приобретению.

4.Возможности преодоления стрессов.

Магистральных путей преодоления стресса, выхода из кризиса принципиально всего 4:

любовь, творчество, стремление к достижению глобальной цели (обычно связанной со

смыслом

жизни), кардинальное изменение образа жизни и привычек (то, что западные

социальные психологи советуют делать раз в 5-7 лет для предупреждения психического

старения). Они соответствуют основным психологическим сферам: чувствам, рассудочно –

интуитивной деятельности, волевым усилиям, моделям поведения. Но на их воплощение

надо

решиться

и

найти

внутренние

силы.

Надо

не

забывать,

что

основные

источники

возможностей (ресурсов), позволяющих с

оптимальным результатом и с наименьшими

потерями для здоровья разрешить возникшую проблемную ситуацию, находятся в самом

человеке. Это его мысли, чувства, переживания, состояния, модели поведения, которыми , в

определённой

степени,

можно

нужно)

управлять.

Именно

неумение

их

использовать

приводит к самой распространённой стратегической ошибке – попытке убежать от себя как

основного источника всех своих проблем.

Помогают пережить стресс:

- позитивная позиция – концентрация мыслей и энергии на том, что предстоит сделать, а не на

допущенных ошибках и неудачах;

- оптимистическая установка – вера в успех, в неизбежность изменений к лучшему;

- состояние собранности, решимости добиться намеченного результата;

- адекватная оценка ситуации и своего состояния. Именно она бывает затруднительной из-за

стрессового состояния. Возникает порочный круг: чем глубже погружение в проблему, тем

менее

адекватна

оценка

её

и

своего

состояния,

что,

в

свою

очередь,

мешает

выбрать

эффективную модель поведения.

Существуют различные возможности, грамотно используя которые можно попытаться

помочь себе или другим в стрессовых ситуациях:

- Общение с людьми, с которыми чувствуешь себя комфортно. Особенно необходимо для

личностей

экстравертированного

типа,

а

также

при

привычке

получать

эмоциональную

поддержку в трудных ситуациях. Лучше специально обозначить круг людей, на общение с

которыми следует активно выходить.

- Уход за домашними животными – традиционно сильное средство психотерапии, особенно

при отсутствии близких людей.

- Успокоение и отвлечение путём погружения в релаксирующую среду и деятельность,

способные нейтрализовать стрессовые переживания: искусство, музыка, театр, литература,

природа и др.

- Подбор и чтение книг, погружение в другую жизнь – библиотерапия. Особенно помогают

фантастика, детективы, любовные романы.

-

Обретение

нового

взгляда

на

окружающую

действительность

путём

погружения

в

непривычную,

эмоционально

воздействующую

среду

пребывания:

в

больнице,

в

доме

ребёнка, в доме престарелых, на спортивных состязаниях, в церкви и др.

- Путешествие во время отпуска с проверенными друзьями, но можно и в одиночку или с

незнакомыми ранее партнёрами.

- Смена места жительства и неизбежные перемены, с этим связанные.

-

Смена

работы:

от

кардинального

изменения

характера

работы

(переход

на

административную,

хозяйственную

должность)

до

перемены

школы,

класса,

в

котором

работали ранее.

- Смена профессии.

-

Овладение

новой

специальностью,

обучение

на

многомесячных

курсах,

получение

дополнительного образования.

-Погружение в любимое или новое, увлекающее занятие, например, разведение комнатных

растений, строительство дома дачи участие в восстановлении музея, храма и др.

-

Активное

занятие

восстановлением

и

укреплением

своего

здоровья

овладение

дыхательной гимнастикой, йогой, бегом трусцой, занятия плаванием, теннисом, волейболом и

др.

- Приобщение к новым формам проведения досуга, хобби: рыбалка, охота, бильярд, танцы,

туристические походы и др.

-Активное участие в общественной или благотворительной деятельности. Помощь другим

людям – мощное средство психотерапии.

- Участие в работе групп социально – психологического тренинга – личностного роста

(учитывая риск стать постоянным участником таких групп).

- Овладение методами психокоррекции с помощью многочисленных систем, предлагаемых на

этом рынке услуг.

- Использование ресурсных состояний: воспоминаний о радостных, победных минутах своей

жизни, счастливых событиях.

-

Перестройка

своего

эмоционального

отношения

к

людям

и

событиям,

вызывающим

негативные эмоции: злость, агрессию, зависть, раздражение и др.

-

Психологическая

работа

с

ситуациями,

вызывающими

стрессовые

переживания:

с

чувствами, мыслями, психосоматическими и поведенческими реакциями.

Отпуск – время дополнительных возможностей.

Законодательством не случайно предусмотрен для педагогов длительный отпуск.

Зарубежные

учёные

считают,

что

для

поддержания

высокой

работоспособности

и

предотвращения

профессиональных

деформаций

до

выхода

на

пенсию

учителю,

кроме

длительного ежегодного отпуска, надо раз в 6-7 лет отдыхать от школы не менее полугода. В

современных условиях это трудновыполнимо, а вот отпуск надо провести эффективно, чтобы

восстановить силы. Во время отпуска надо восстановить свои психологические ресурсы,

которые интенсивно истощаются за время учебного года. Очень полезно провести хотя бы

часть отпуска в путешествиях, пожить в новом для себя месте. Это та смена впечатлений,

радостных событий, новый круг общения, которых так не хватает многим учителям.

5.Как поддержать и укрепить своё здоровье (советы учителю).

Питание для мозга.

Педагогическая деятельность относится к умственной, а значит, особое внимание

учитель должен уделять работе нервной системы, мозга. Для этого учёные рекомендуют

витамины, действующие как биостимуляторы мозга, а также помогающие уменьшить вредное

воздействие избыточной солнечной радиации, электромагнитного облучения, табачного дыма

и выхлопных газов. В первую очередь это витамины В1, В6 и В12, обеспечивающие быстрое

включение психики. Они содержатся в большом количестве в дрожжах, молоке, злаках и

печени. Некоторые необходимые витамины – С, Е и бета-каротин, из которых образуется

витамин А,

относятся

к

антиоксидантам

регуляторам

окислительных

процессов,

предупреждающих

преждевременное

старение

организма.

Мощной

антиоксидантной

активностью

обладают свежевыжатые

соки

фруктов

и

ягод, особенно

из граната,

винограда и цитрусовых. Значительное количество их, помимо сока, обнаружено в белом слое

под

кожурой

цитрусовых.

С

соками

граната

и

цитрусовых

вполне

могут

соперничать

отечественные соки из черноплодной рябины и яблок зимних сортов, а

также чеснок, лук,

капуста,

свёкла,

морковь.

К

чесноку

приближается редька,

репа,

редис,

в

которых

обнаружены, кроме антиоксидантов, серосодержащие гликозиды. Источником полезных для

организма веществ является чай, который содержит многие биологически активные вещества

– белки, сахара, танины, алкалоиды, витамины, эфирное масло. Чай полезен при отравлениях,

ослаблении

сердечной

деятельности

и

дыхания.

Более

высокой

антиокислительной

активностью отличается зелёный чай высших сортов – элитный. Зелёный чай обладает

антимикробным действием, его рекомендуют пить при колитах и диспепсии. Такой чай

улучшает

терморегуляцию

организма,

освежает

в

жару,

повышает

работоспособность,

снижает давление и уровень холестерина в крови. Для полноценного процесса мышления

организму также требуются другие вещества и микроэлементы.

Лецитин улучшает память и

способность к концентрации, содержится в орехах, яйцах, сливочном масле, макрели и сельди.

Железо, необходимое для того, чтобы кровь поставляла с помощью эритроцитов в головной

мозг кислород, содержится в нежирном мясе, овощах, фруктах, особенно яблоках. Цинк и

медь активизируют процесс мышления; организм извлекает его из картофеля, ржи, цветной

капусты.

Кальций

и

магний укрепляют

нервы.

Источниками

этих

элементов

являются

куриное яйцо, йогурт и сыр, а также, авокадо и манго. Заслуженное распространение среди

представителей

умственных

профессий

получила

аминокислота глицин.

Её

приём

таблетках)

взрослыми

и

школьниками

стимулирует

работу

мозга,

улучшает

память.

Необходимо пить побольше жидкости, чтобы вывести накопившиеся токсины.

Как уберечь свой позвоночник от деформаций.

У современного педагога одна из болевых точек – позвоночник. При работе за

письменным столом необходимо сидеть прямо, не наклоняя вперёд голову или верхнюю

часть туловища, чтобы не напрягать мышцы. Высоту стула надо отрегулировать так, чтобы

сиденье

находилось

на

уровне

коленных

суставов. В

положении

стоя,

особенно

когда

приходится находиться в нём долго (например, на уроке), человек ощущает усталость в

спине, плечевом поясе и затылке. Для предупреждения этого следует время от времени

вытягивать

руки

вверх,

прогибаться

назад

и

делать

глубокий

вдох.

При

потягивании

уменьшается

чувство

усталости

и

ощущается

прилив

энергии.

При

долгом

стоянии

рекомендуется

менять

позу

не

реже,

чем

каждые

5

минут.

Всегда

помните:

не

надо

накапливать дискомфортные ощущения. Любите своё тело, заботьтесь о нём!

Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью: он – пример для

подражания и несёт ответственность за последствия копирования своего опыта.

Литература:

Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в

школе.- М.: АРКТИ,2006

Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.

В.Я. Ляудис. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования.

В.И. Журавлёв. К понятию конфликта в педагогике.



В раздел образования