Автор: Пенюшина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: город Мценск, Орловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект интегрированного занятия " Царица Грамота"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Мценска «Детский сад №4»
Конспект занятия
по речевому развитию (обучение грамоте)
в подготовительной группе на тему:
«Царица Грамота»
Воспитатель: Пенюшина Е.Н.
2019год
Цель
помочь дошкольникам освоить программный
материал, сделать педагогический процесс более
эмоциональным, добиваться большей активности
детей на занятии.
Программные задачи
Обучающие
Закреплять умение детей читать алфавит,
находить гласные и согласные буквы. Закреплять
навыки выделения нужного звука в слове.
Формировать умение делить слова на слоги.
Продолжать формировать грамматический строй
речи, расширять словарный запас.
Совершенствовать навык чтения детей.
Развивающие
Развивать у детей интерес к изучению грамоты,
внимательность, образное представление и
воображение, общую и мелкую моторику рук.
Воспитательные
Воспитывать культуру речевого общения,
дружеские взаимоотношения.
Оборудование
Музыкальный центр с музыкальным
произведением.
Демонстрационный материал:
картинка-иллюстрация с изображением «Лесная
поляна» ,макет тетушки Совуньи, карточки –
задания: «Звуки»; «Исправь ошибку»; «Сколько
слогов?»; «Расшифруй слово».
Раздаточный материал:
Листок с заданием( цепочка из букв), простой
карандаш
Предварительная работа
-беседы о школе, о школьных науках
-заучивание алфавита
-чтение стихотворений о школе
-выполнение тестовых заданий для проверки
знаний детей (обучение грамоте)
-разучивание физкультминутки «Две лягушки».
Интеграция образовательных областей
«познавательное развитие», «физическое
развитие», «социально-коммуникативное
развитие»,
« художественно-эстетическое развитие»
Ход занятия
Методы используемые на
каждом этапе
Этапы занятия
Словесный (беседа)
Словесный ( беседа)
Игровой
Ориентировочный (организационный момент)
В: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и друзьям
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим.
Встанем рядышком по кругу.
Скажем, здравствуйте друг- другу.
В: И теперь мы улыбнемся, ведь улыбка-это наше с вами
хорошее настроение.
Основная часть
В: Ребята, вы все будущие школьники. И все знаете, что в
школе вас будут учить разным наукам, но с некоторыми
мы уже знакомы.
В
прошлом
году
мы
с
вами
побывали
в
стране
Математики. Напомните-ка, мне, что это за страна такая?
Д: Это страна цифр, знаков, геометрических фигур и т.д.
В:Сегодня, я хотела бы вас пригласить побывать еще в
одной удивительной стране. Это страна Грамматика.
Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Называется просто — грамматика
Правит этой страной царица Грамота. Вы наверное, уже
догадались, кто же живет в этой волшебной стране?
Д: Буквы, слова, звуки.
В:М о л од ц ы ,
с о в е р ш е н н о
в е р н о .
А
п о м о г а т ь
путешествовать
на
поможет
тетушка
Совунья,
которая
приходит
к
нам
в
гости
на
занятия
и
помогает
вам
готовиться
к
школе. Вы
готовы,
отправиться
в
путешествие?
Д: Да
В: Тогда отправляемся в путешествие. Для этого
повторяйте вместе со мной волшебные слова:
-Ветерок подуй сильней, унеси в «страну Грамматики»
скорей.
В: предлагает детям присесть на стулья.
В: Тетушка Совунья, очень мудрая сова и решила
проверить, что вы знаете о стране Грамматика, она
приготовила для вас задания. Для того чтобы нам
правильно выполнить все задания, давайте сделаем
гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит
вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения
язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку
Словесный (беседа)
Наглядный(картина «Лесная
поляна»)
«Как у горки на пригорке, жили тридцать три
Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко,
быстро и медленно).
В:
1задание
«
Звуки».
Дети стоят возле педагога.
Педагог стоит рядом с магнитной доской, держит в руках
картинки, читает детям стихотворение и по ходу
стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.
Где-то собаки рычали: Ррр!
В стойле коровы мычали: Ммм!
В комнате мухи жужжали: Жжж!
Мимо машины бежали: Ррр!
Листья в лесу шумели: Ссс!
Змеи в лесу шипели: Шшш!
А комары все пели: Ззз!
А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки?
Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как
шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу
как шумели?
В: А из чего состоят звуки?
Д: из букв
В:А какие вы знаете буквы?
Д: гласные и согласные
Дети рассказывают алфавит и объясняют, чем гласные
буквы отличаются от согласных
В:хвалит детей.
В:А вот и следующее задание: «СЛОВА»
Выставляется картина или макет «Лесная полянка».
Ребята, кто мне ответит, что можно увидеть в лесу?
(Деревья, кусты, цветы, траву, грибы, ягоды). Вы назвали
много предметов. Вы произносили слова.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что видит только глаз –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Ребята, а кого мы можем увидеть в лесу? (Лису, белку, ежа,
сову, волка, лягушку, зайца) .Вы сказали много… слов.
Лиса – это слово, белка – это слово, лягушка – тоже слово.
В: А вот и 2 задание: Какая буква «заблудилась»?
(Исправить ошибку)
Наглядный
Наглядный
Наглядный
В: Ребята, а мы с вами уже знаем, что все слова можно
делить на слоги. Наша Совунья приготовила вот какое для
вас задание:
3 задание: Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков»,
сколько слогов в этом слове.
В:4 задание: Расшифруй слово
В: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки
подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
В:А теперь пришла пора поиграть нам детвора
Физкультминутка «Две лягушки»
Игровой
Практический
Словесный (подведение
итога занятия)
Сюрпризный (сладкое
угощение)
Сюрпризный (смайлики-
медальки)
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево
наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем
секрет.
Всем друзьям
физкультпривет!
Имитирующие движения
руками.
Притопывание ногами.
Хлопки руками.
Наклоны вправо и влево.
Воспитатель: И, наконец, последнее 5задание. Я
предлагаю присесть за столы. У каждого из вас есть
цепочка из букв, надо ту букву, которая написана
правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно –
зачеркнуть. А затем из полученных букв прочитать слово.
В:Вы все просто молодцы!
Благодаря заданиям тетушки Совуньи мы с вами
закрепили знания о том, что страна Грамматика – это
слова, предложения. Что наша с вами речь состоит из
предложений. Предложения состоят из слов. Слова
состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и
звуков).
Тетушка Совунья вами очень довольна. Теперь она
уверенна, что вы готовы к школе. И поэтому за ваши
знания и старания приготовила вам сладкий сюрприз.
В: Вот и пришла пора нам возвращаться в детский сад.
В: Беремся за руки и повторяем все вместе :
-Ветерок, подуй сильней, унеси нас в сад скорей.
Вот мы с вами снова в нашем садике. На этом занятие
наше подошло к концу.
В:
Я хотела поблагодарить вас всех за активное участие.
Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно
для вас, а для хорошего настроения я бы хотела подарить
вам смайлики-медальки за ваши старания и знания.
В. Дарит детям « смайлики-медальки».