Автор: Позднева Людмила Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества г. Можайска"
Населённый пункт: город Можайск Московская область
Наименование материала: Методическая разработка конспекта занятия
Тема: «Декоративно–прикладное искусство. Русская матрешка»
Раздел: дополнительное образование
МАУ ДО «Дом детского творчества г. Можайска»
Педагог дополнительно образования Позднева Л.В.
Методическая разработка занятия
2019 год
Тема: «Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка»
Задачи:
1.
Личностные:
- формирование эстетического вкуса, художественного мышления,
наблюдательности;
- развитие чувства ритма, цвета;
- воспитание любви и уважения к народному творчеству.
2. Метапредметные:
- расширить знания о культуре, традициях и истории России;
-знакомство с русскими народными ремеслами, декоративно-
прикладным искусством России.
3. Предметные:
- закрепить знания об особенностях русской матрешки, истории её
производства в России;
- сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу,
используя разнообразные приемы работы с кистью и используя
знания об элементах росписи матрешки.
Оборудование:
- для обучающихся: гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги,
салфетка, простой карандаш.
- для учителя: сувенирные матрешки, плакаты с элементами
росписи, бумага, кисти, гуашь, баночка для воды, салфетка.
Педагогические технологии:
-
технология коллективной и индивидуальной творческой
деятельности.
Методы, используемые на занятии:
1.Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
- эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;
- социальные методы: создание эмоционально-эстетической среды,
благоприятной для воспитания обучающихся;
- изучение алгоритма этапов работы, индивидуальная деятельность.
2.
Методы осуществления учебных действий:
- словесные методы: объяснение, рассказ, беседа;
- наглядные методы: использование иллюстративного и предметного
материала;
- практические методы: индивидуальная и групповая деятельность
обучающихся.
3. Методы педагогического мониторинга и контроля:
- анализ деятельности обучающихся на занятии, наблюдение, просмотр
творческих работ.
Формируемые компетенции: деятельностная, коммуникативная,
информационная, креативная.
Форма занятия: групповая и индивидуальная.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Возраст обучающихся: 7-10 лет.
План проведения занятия:
1.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию.
1.
Теоретическая часть.
Рассказ педагога. Беседа с обучающимися.
Педагог:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички.
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …
(Матрешки)
Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим об этой замечательной куколке,
знакомой всем с детства, – русской матрешке.
Педагог:
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
«Ну, и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ».
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Матрешка
–
уникальная
русская
игрушка.
Вместе
русской
березкой
и
самоваром она стала символом России.
Самая популярная русская деревянная кукла появилась в 90-х годах ХIХ века
в подмосковном селе Абрамцево, принадлежащем промышленнику Савве
Мамонтову. Будучи человеком богатым и безмерно любившим Россию и её
культуру, Савва Мамонтов создал в селе Абрамцево центр художественной
жизни
России.
Мамонтов
собрал
и
объединил
в
Абрамцево
плеяду
выдающихся
русских
художников.
Участники
кружка
художественной
молодежи,
в
который
вошли
такие
известные
художники,
как
Виктор
Васнецов, Валентин Серов, братья Поленовы, Михаил Нестеров и многие
другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и
изучали произведения народного искусства, стремясь возродить народные
художественные ремесла. Однажды в поместье попала японская деревянная
игрушка, привезенная с острова Хонсю (Япония) женой Саввы Мамонтова.
Это была фигурка добродушного лысого японского старичка. Но в ней был
секрет: внутрь этой игрушки вкладывались еще несколько игрушек. Кстати,
японцы утверждают, что первую такую игрушку выточил и расписал русский
монах, живший на острове Хонсю. Эта игрушки и стала прообразом русской
матрешки.
Первую
русскую
матрешку
выточил
столяр
Василий
Звёздочкин,
вдохновившийся фигуркой японского мудреца с острова Хонсю. Эскиз для
росписи этой матрешки подготовил художник Сергей Малютин, который
потом самолично и расписал первую русскую матрешку. Первая матрешка
оказалась
озорной,
круглолицей
девушкой
с
петухом
в
руках.
Внутри
большой фигурки помещались фигурки поменьше, это были мальчики и
девочки.
А
самой
маленькой
оказалась
фигурка
неделимой
куколки,
изображающей
младенца,
завернутого
в
пеленки.
Всего
было
восемь
матрешек, вставлявшихся одна в другую. И пошла с тех пор гулять по свету
русская красавица-матрешка! Нарядная, румяная, на голове – яркий платочек.
Но матрешка не лентяйка, в руках у неё то серп, то хлебные колосья, то
уточка или петушок, то корзинка с ягодами, цветами, грибами. Но главная
особенность матрешки в том, что эта куколка с секретом: внутри её прячутся
ещё куколки – мал-мала-меньше.
В
России
стали
возникать
центры
по
производству
русской
матрешки.
Первый такой центр появился в городе Сергиев Посад в Подмосковье. Затем
–
в
городе
Семёнов
в
Нижегородской
области.
Затем
–
в
Полховском
Майдане. В 2001 году в Москве открылся Музей русской матрешки от Фонда
народных
художественных
промыслов
России.
Создается
ныне
много
образцов
авторской
матрешки.
И
как
только
не
расписывают
русскую
матрешку наши художники!
Русская
матрешка
–
настоящее
чудо
света!
Настоящее,
поскольку
она
создается руками человека. Чудом света – потому что удивительным образом
этот символ России распространяется по всему свету и в любых уголках
Земного шара знают и любят эту замечательную деревянную куколку. Русская
матрёшка – добрая посланница мира, дружбы и любви. Матрешка – поистине
душу России!
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
(Владимир Моисеев)
2.
Практическая часть.
Педагог демонстрирует процесс рисования фигурки матрешки и
порядок работы над элементами росписи, объясняет приемы и
последовательность росписи:
Элементы изображаются крупно: кружок, листики, завиток, цветок,
роспись лица и рук. Прорисовка деталей белой и черной краской.
Педагог показывает наглядно рисование элементов росписи.
Обучающиеся повторяют за педагогом.
3.
Физкульминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб нам дружно рисовать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)
4.
Продолжение практического занятия.
Изученные элементы компонуются в узор в соответствии со
стилистическими особенностями росписи.
5.
Подведение итогов.
Чтение стихотворений о русской матрешке, загадки.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!
***
Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для младшей темница.
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые…
(Матрешки)
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир …
(Матрешка)
Детки тихо в ней сидят,
Показаться не хотят.
Вдруг их мама потеряет,
Вдруг их кто-то разбросает?!
(Матрешки)
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская …
(Матрешка)
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — …
(Матрешки)
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
(Матрешка)
В одной кукле – кукол много,
Так живут они — друг в дружке,
Их размер рассчитан строго —
Деревянные подружки.
(Матрешки)
Обобщение знаний, полученных на занятии:
- Что нового узнали на занятии?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их
преодолевали? Довольны ли вы результатами своей работы?
- Занятие закончено. Наводим порядок на рабочих местах.
Литература:
1.
Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства
изобразительной деятельности детей. – М., 2013.
2.
1000 шедевров. Декоративно-прикладное искусство. - М.: Азбука-Аттикус, 2014. - 544
c.
3.
Варава Л. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия. - М.:
Феникс, 2007. - 387c.
4.
Маракулина, Я. Детям об искусстве. Декоративно-прикладное искусство / Я.
Маракулина. - М.: Искусство XXI век, 2011. - 476 c.
5.
Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.С. Хворостов. - М.:
Просвещение, 2014. - 175 c.