Напоминание

«Декоративно–прикладное искусство. Русская матрешка»


Автор: Позднева Людмила Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества г. Можайска"
Населённый пункт: город Можайск Московская область
Наименование материала: Методическая разработка конспекта занятия
Тема: «Декоративно–прикладное искусство. Русская матрешка»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ ДО «Дом детского творчества г. Можайска»

Педагог дополнительно образования Позднева Л.В.

Методическая разработка занятия

2019 год

Тема: «Декоративно-прикладное искусство. Русская матрешка»

Задачи:

1.

Личностные:

- формирование эстетического вкуса, художественного мышления,

наблюдательности;

- развитие чувства ритма, цвета;

- воспитание любви и уважения к народному творчеству.

2. Метапредметные:

- расширить знания о культуре, традициях и истории России;

-знакомство с русскими народными ремеслами, декоративно-

прикладным искусством России.

3. Предметные:

- закрепить знания об особенностях русской матрешки, истории её

производства в России;

- сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу,

используя разнообразные приемы работы с кистью и используя

знания об элементах росписи матрешки.

Оборудование:

- для обучающихся: гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги,

салфетка, простой карандаш.

- для учителя: сувенирные матрешки, плакаты с элементами

росписи, бумага, кисти, гуашь, баночка для воды, салфетка.

Педагогические технологии:

-

технология коллективной и индивидуальной творческой

деятельности.

Методы, используемые на занятии:

1.Методы стимулирования и мотивации обучающихся:

- эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;

- социальные методы: создание эмоционально-эстетической среды,

благоприятной для воспитания обучающихся;

- изучение алгоритма этапов работы, индивидуальная деятельность.

2.

Методы осуществления учебных действий:

- словесные методы: объяснение, рассказ, беседа;

- наглядные методы: использование иллюстративного и предметного

материала;

- практические методы: индивидуальная и групповая деятельность

обучающихся.

3. Методы педагогического мониторинга и контроля:

- анализ деятельности обучающихся на занятии, наблюдение, просмотр

творческих работ.

Формируемые компетенции: деятельностная, коммуникативная,

информационная, креативная.

Форма занятия: групповая и индивидуальная.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Возраст обучающихся: 7-10 лет.

План проведения занятия:

1.

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию.

1.

Теоретическая часть.

Рассказ педагога. Беседа с обучающимися.

Педагог:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички.

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы — …

(Матрешки)

Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим об этой замечательной куколке,

знакомой всем с детства, – русской матрешке.

Педагог:

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну, и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Матрешка

уникальная

русская

игрушка.

Вместе

русской

березкой

и

самоваром она стала символом России.

Самая популярная русская деревянная кукла появилась в 90-х годах ХIХ века

в подмосковном селе Абрамцево, принадлежащем промышленнику Савве

Мамонтову. Будучи человеком богатым и безмерно любившим Россию и её

культуру, Савва Мамонтов создал в селе Абрамцево центр художественной

жизни

России.

Мамонтов

собрал

и

объединил

в

Абрамцево

плеяду

выдающихся

русских

художников.

Участники

кружка

художественной

молодежи,

в

который

вошли

такие

известные

художники,

как

Виктор

Васнецов, Валентин Серов, братья Поленовы, Михаил Нестеров и многие

другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и

изучали произведения народного искусства, стремясь возродить народные

художественные ремесла. Однажды в поместье попала японская деревянная

игрушка, привезенная с острова Хонсю (Япония) женой Саввы Мамонтова.

Это была фигурка добродушного лысого японского старичка. Но в ней был

секрет: внутрь этой игрушки вкладывались еще несколько игрушек. Кстати,

японцы утверждают, что первую такую игрушку выточил и расписал русский

монах, живший на острове Хонсю. Эта игрушки и стала прообразом русской

матрешки.

Первую

русскую

матрешку

выточил

столяр

Василий

Звёздочкин,

вдохновившийся фигуркой японского мудреца с острова Хонсю. Эскиз для

росписи этой матрешки подготовил художник Сергей Малютин, который

потом самолично и расписал первую русскую матрешку. Первая матрешка

оказалась

озорной,

круглолицей

девушкой

с

петухом

в

руках.

Внутри

большой фигурки помещались фигурки поменьше, это были мальчики и

девочки.

А

самой

маленькой

оказалась

фигурка

неделимой

куколки,

изображающей

младенца,

завернутого

в

пеленки.

Всего

было

восемь

матрешек, вставлявшихся одна в другую. И пошла с тех пор гулять по свету

русская красавица-матрешка! Нарядная, румяная, на голове – яркий платочек.

Но матрешка не лентяйка, в руках у неё то серп, то хлебные колосья, то

уточка или петушок, то корзинка с ягодами, цветами, грибами. Но главная

особенность матрешки в том, что эта куколка с секретом: внутри её прячутся

ещё куколки – мал-мала-меньше.

В

России

стали

возникать

центры

по

производству

русской

матрешки.

Первый такой центр появился в городе Сергиев Посад в Подмосковье. Затем

в

городе

Семёнов

в

Нижегородской

области.

Затем

в

Полховском

Майдане. В 2001 году в Москве открылся Музей русской матрешки от Фонда

народных

художественных

промыслов

России.

Создается

ныне

много

образцов

авторской

матрешки.

И

как

только

не

расписывают

русскую

матрешку наши художники!

Русская

матрешка

настоящее

чудо

света!

Настоящее,

поскольку

она

создается руками человека. Чудом света – потому что удивительным образом

этот символ России распространяется по всему свету и в любых уголках

Земного шара знают и любят эту замечательную деревянную куколку. Русская

матрёшка – добрая посланница мира, дружбы и любви. Матрешка – поистине

душу России!

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?

Нет! …То – русская матрёшка!!!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.

(Владимир Моисеев)

2.

Практическая часть.

Педагог демонстрирует процесс рисования фигурки матрешки и

порядок работы над элементами росписи, объясняет приемы и

последовательность росписи:

Элементы изображаются крупно: кружок, листики, завиток, цветок,

роспись лица и рук. Прорисовка деталей белой и черной краской.

Педагог показывает наглядно рисование элементов росписи.

Обучающиеся повторяют за педагогом.

3.

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб нам дружно рисовать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

4.

Продолжение практического занятия.

Изученные элементы компонуются в узор в соответствии со

стилистическими особенностями росписи.

5.

Подведение итогов.

Чтение стихотворений о русской матрешке, загадки.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех —

Чуть-чуть больше, чем орех!

***

Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица

Для младшей темница.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки,

Хлопают в ладошки

Весёлые…

(Матрешки)

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью — во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех — малютка, крошка.

Всё вместе — сувенир …

(Матрешка)

Детки тихо в ней сидят,

Показаться не хотят.

Вдруг их мама потеряет,

Вдруг их кто-то разбросает?!

(Матрешки)

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки?

(Матрешки)

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочкам на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть:

Разрумянилась немножко

Наша русская …

(Матрешка)

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются — …

(Матрешки)

Цветастые платья,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячутся дочки.

(Матрешка)

В одной кукле – кукол много,

Так живут они — друг в дружке,

Их размер рассчитан строго —

Деревянные подружки.

(Матрешки)

Обобщение знаний, полученных на занятии:

- Что нового узнали на занятии?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их

преодолевали? Довольны ли вы результатами своей работы?

- Занятие закончено. Наводим порядок на рабочих местах.

Литература:

1.

Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства

изобразительной деятельности детей. – М., 2013.

2.

1000 шедевров. Декоративно-прикладное искусство. - М.: Азбука-Аттикус, 2014. - 544

c.

3.

Варава Л. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия. - М.:

Феникс, 2007. - 387c.

4.

Маракулина, Я. Детям об искусстве. Декоративно-прикладное искусство / Я.

Маракулина. - М.: Искусство XXI век, 2011. - 476 c.

5.

Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.С. Хворостов. - М.:

Просвещение, 2014. - 175 c.



В раздел образования