Авторы: Пирожкова Дарья Александровна, Захарова Светлана Николаевна
Должность: студент,
Учебное заведение: филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Раздел: высшее образование
ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕБЕНКА С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Пирожкова Дарья Александровна
Студент, Филиал государственного бюджетного образовательного
учреждения
Высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
в г. Железноводске, Ставропольский край, Россия
Роль родителей детей с нарушениями в развитии трудно переоценить,
когда ребенок живет дома, и когда он в силу глубины заболевания или
сложившихся
жизненных
обстоятельств
находится
в
специальном
учреждении.
Многие
родители
прилагают
просто
титанические
усилия,
чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако
часто им не хватает знаний и умения, иногда мешают ложные представления.
Как считают А. Р. Маллер и Г. В. Цикото, максимально возможного уровня
развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним
относятся:
1)
возможно более раннее начало коррекционной работы,
2)
благоприятная семейная обстановка,
3)
тесная связь специальных учреждений с семьей,
4)
применение
адекватной
программы
и
методов
обучения,
соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям
детей с аномальным развитием и целям их воспитания [3].
Специалисты,
оказывающие
помощь
такой
семье,
дают
родителям
полную
информацию
об
особенностях
их
ребенка:
указывают
его
специфические
положительные
и
отрицательные
особенности,
слабые
и
сильные
стороны,
подчеркивая
последние.
На
ранних
этапах
развития
ребёнка
с
ограниченными
возможностями
(от
рождения
до
трёх
лет)
родителям оказывается консультативно-диагностическая помощь.
Целью
данной
работы
является
оказание
результативной
помощи
родителям
в
освоении
эффективных
«домашних»
методов
реабилитации
ребёнка.
Родители
могут
проконсультироваться
по
вопросам
воспитания,
развития, игровым приёмам занятий и обучения детей раннего возраста в
домашних условиях.
Семейное
консультирование
включает
в
себя
диагностику
детско
–
родительских
отношений,
консультирование
по
семейным
вопросам,
психотерапию по
сложным
семейным
ситуациям
(кризис
семьи,
развод,
внутрисемейные отношения, созависимость от состояния ребёнка)[2].
Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики
внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с особым
ребенком,
моделей
воспитания,
используемых
родителями,
особенностей
родительского
восприятия
проблем
ребенка.
По
итогам
диагностики
с
семьями
проводятся
консультации:
специалисты
отвечают
на
вопросы
родителей и детей, стараются дать им квалифицированный совет. Родители
пополняют свои психолого-педагогические знания, изменяют свои взгляды на
воспитание
детей,
гармонизируют
их
душевное
состояние.
У
многих
родителей
сменяются
пессимистические
установки,
связанные
с
заболеванием
ребенка,
появляются
довольно
оптимистичные
взгляды
на
жизнь.
Специалисты
помогают
родителям
правильно
анализировать
ощущения
своих
детей,
распознавать
особенности
их
эмоционального
состояния,
грамотно
оказывать
помощь
в
решении
трудных
для
них
ситуаций.
Важным направлением в работе с родителями является «Школа семьи»,
целью
которой
является
осознание,
принятие,
адекватное
отношение
родителей
к
болезни
ребёнка;
информированность
об
особенностях
и
возможностях развития. Находясь в Центре вместе с ребенком, родители не
только принимают участие в реабилитационном процессе, но и интенсивно
обучаются приемам реабилитации с целью их дальнейшего применения в
домашних условиях.
Воспитание
и
развитие
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья очень сложная задача для всей семьи. Оно требует от родителей
больших
физических
и
духовных
сил,
поэтому
так
важно
взрослым
сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того,
как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и
самой семьи. Важно сохранить в семье единство и согласованность всех
требований
к
ребенку.
Согласованное
влияние,
единый
подход
помогают
быстрее
сформировать
его
навыки
и
умения,
социально
приемлемое
поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы
родителей,
особенно
грубость
одного
из
них,
вызывают
эмоциональный
стресс.
Снижение
требований
в
отношении
навыков
опрятности,
самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть
минимальным.
Если
возникают
воспитательные
проблемы
с
ребенком
с
ОВЗ,
то
причины этого — не низкий уровень его развития, а ошибочные методы
обращения с ним. Если родители стыдятся особенностей своего ребенка, им,
возможно, трудно будет любить его так, чтобы он чувствовал себя спокойно и
в
безопасности.
Не
следует
думать,
что
ребенок
с
ограниченными
возможностями здоровья — это несчастный ребенок! Напротив, отношение
особенных
детей
к
людям
проникнуто
сердечностью
и
нескрываемой
радостью.
Общество и родители детей с ОВЗ обязаны делать все возможное,
чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружать
вниманием и любовью, способствовать их посильному приобщению к жизни.
Таким образом, воспитание ребенка с ОВЗ в семье включает работу
родителей по следующим основным направлениям:
-
постоянная
стимуляция
психического
развития,
соответствующая
возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
-
создание
благоприятных
условий
для
обучения
и
охранительного
режима;
-
формирование
эмоционально-положительного,
предметно-
практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.
Это
будет
способствовать
социальной
адаптации
ребенка
и
предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа.
Критерием
правильного
воспитательного
подхода
может
служить
состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов
семьи.
Именно
поэтому
родителям
нужно
знать
некоторые
правила
по
созданию благоприятной семейной атмосферы.
Рекомендации
родителям
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья:
1)
от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический
настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого ребенка сугубо
индивидуально. Показатель один: он должен легко проснуться и выглядеть
выспавшимся;
2)
если есть возможность погулять вместе с ребенком, родителям не
стоит
упускать
ее.
Совместные
прогулки
—
это
общение,
ненавязчивые
советы, наблюдения за окружающей средой.
3)
необходимо
радоваться
самым
любым
успехам
ребенка.
Не
раздражайтесь в момент его временных неудач;
4)
важно
терпеливо,
с
интересом
слушать
рассказы
ребенка
о
событиях в его жизни;
5)
нужно
создать
в
доме
атмосферу
любви,
ребенку
необходимо
чувствовать, что он любим. Целесообразно исключить из общения окрики,
грубые интонации и создать в семье обстановку радости и уважения;
6)
родители
должны
позволить
детям
быстрее
адаптироваться
к
своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние;
7)
важно помнить, что дети с ограниченными возможностями здоровья
остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви
альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Малышу предстоит в
дальнейшем
не
самая
легкая
жизнь,
и
чем
более
самостоятельным
и
независимым
он
будет,
тем
легче
сможет
перенести
все
трудности
и
невзгоды.
Итак, дети с ограниченными возможностями нуждаются не в запретах,
а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых
возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать
глаза на то, что ребенок серьезно болен, нельзя. Но и постоянно держать его
под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание будет
сконцентрировано на самом ребенке, тем больше вероятность и успешность
взаимодействия
его
с
окружающими.
Если
родителям
удастся
научить
ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более
счастливо.
Именно
в
силах
родителей
помочь
себе
и
своим
детям
почувствовать себя счастливыми!
ЛИТЕРАТУРА
1.
Авсиевич М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на
курсах повышения квалификации социальных педагогов — Мн.: Бестпринт,
2010.
2.
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Пер. с англ. – М., 1999.
3.
Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. – М., 2000.