Напоминание

ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ


Авторы: Пирожкова Дарья Александровна, Захарова Светлана Николаевна
Должность: студент,
Учебное заведение: филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Раздел: высшее образование





Назад




ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕБЕНКА С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Пирожкова Дарья Александровна

Студент, Филиал государственного бюджетного образовательного

учреждения

Высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Железноводске, Ставропольский край, Россия

Роль родителей детей с нарушениями в развитии трудно переоценить,

когда ребенок живет дома, и когда он в силу глубины заболевания или

сложившихся

жизненных

обстоятельств

находится

в

специальном

учреждении.

Многие

родители

прилагают

просто

титанические

усилия,

чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако

часто им не хватает знаний и умения, иногда мешают ложные представления.

Как считают А. Р. Маллер и Г. В. Цикото, максимально возможного уровня

развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним

относятся:

1)

возможно более раннее начало коррекционной работы,

2)

благоприятная семейная обстановка,

3)

тесная связь специальных учреждений с семьей,

4)

применение

адекватной

программы

и

методов

обучения,

соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям

детей с аномальным развитием и целям их воспитания [3].

Специалисты,

оказывающие

помощь

такой

семье,

дают

родителям

полную

информацию

об

особенностях

их

ребенка:

указывают

его

специфические

положительные

и

отрицательные

особенности,

слабые

и

сильные

стороны,

подчеркивая

последние.

На

ранних

этапах

развития

ребёнка

с

ограниченными

возможностями

(от

рождения

до

трёх

лет)

родителям оказывается консультативно-диагностическая помощь.

Целью

данной

работы

является

оказание

результативной

помощи

родителям

в

освоении

эффективных

«домашних»

методов

реабилитации

ребёнка.

Родители

могут

проконсультироваться

по

вопросам

воспитания,

развития, игровым приёмам занятий и обучения детей раннего возраста в

домашних условиях.

Семейное

консультирование

включает

в

себя

диагностику

детско

родительских

отношений,

консультирование

по

семейным

вопросам,

психотерапию по

сложным

семейным

ситуациям

(кризис

семьи,

развод,

внутрисемейные отношения, созависимость от состояния ребёнка)[2].

Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики

внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с особым

ребенком,

моделей

воспитания,

используемых

родителями,

особенностей

родительского

восприятия

проблем

ребенка.

По

итогам

диагностики

с

семьями

проводятся

консультации:

специалисты

отвечают

на

вопросы

родителей и детей, стараются дать им квалифицированный совет. Родители

пополняют свои психолого-педагогические знания, изменяют свои взгляды на

воспитание

детей,

гармонизируют

их

душевное

состояние.

У

многих

родителей

сменяются

пессимистические

установки,

связанные

с

заболеванием

ребенка,

появляются

довольно

оптимистичные

взгляды

на

жизнь.

Специалисты

помогают

родителям

правильно

анализировать

ощущения

своих

детей,

распознавать

особенности

их

эмоционального

состояния,

грамотно

оказывать

помощь

в

решении

трудных

для

них

ситуаций.

Важным направлением в работе с родителями является «Школа семьи»,

целью

которой

является

осознание,

принятие,

адекватное

отношение

родителей

к

болезни

ребёнка;

информированность

об

особенностях

и

возможностях развития. Находясь в Центре вместе с ребенком, родители не

только принимают участие в реабилитационном процессе, но и интенсивно

обучаются приемам реабилитации с целью их дальнейшего применения в

домашних условиях.

Воспитание

и

развитие

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья очень сложная задача для всей семьи. Оно требует от родителей

больших

физических

и

духовных

сил,

поэтому

так

важно

взрослым

сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того,

как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и

самой семьи. Важно сохранить в семье единство и согласованность всех

требований

к

ребенку.

Согласованное

влияние,

единый

подход

помогают

быстрее

сформировать

его

навыки

и

умения,

социально

приемлемое

поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы

родителей,

особенно

грубость

одного

из

них,

вызывают

эмоциональный

стресс.

Снижение

требований

в

отношении

навыков

опрятности,

самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть

минимальным.

Если

возникают

воспитательные

проблемы

с

ребенком

с

ОВЗ,

то

причины этого — не низкий уровень его развития, а ошибочные методы

обращения с ним. Если родители стыдятся особенностей своего ребенка, им,

возможно, трудно будет любить его так, чтобы он чувствовал себя спокойно и

в

безопасности.

Не

следует

думать,

что

ребенок

с

ограниченными

возможностями здоровья — это несчастный ребенок! Напротив, отношение

особенных

детей

к

людям

проникнуто

сердечностью

и

нескрываемой

радостью.

Общество и родители детей с ОВЗ обязаны делать все возможное,

чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружать

вниманием и любовью, способствовать их посильному приобщению к жизни.

Таким образом, воспитание ребенка с ОВЗ в семье включает работу

родителей по следующим основным направлениям:

-

постоянная

стимуляция

психического

развития,

соответствующая

возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

-

создание

благоприятных

условий

для

обучения

и

охранительного

режима;

-

формирование

эмоционально-положительного,

предметно-

практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

Это

будет

способствовать

социальной

адаптации

ребенка

и

предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа.

Критерием

правильного

воспитательного

подхода

может

служить

состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов

семьи.

Именно

поэтому

родителям

нужно

знать

некоторые

правила

по

созданию благоприятной семейной атмосферы.

Рекомендации

родителям

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья:

1)

от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический

настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого ребенка сугубо

индивидуально. Показатель один: он должен легко проснуться и выглядеть

выспавшимся;

2)

если есть возможность погулять вместе с ребенком, родителям не

стоит

упускать

ее.

Совместные

прогулки

это

общение,

ненавязчивые

советы, наблюдения за окружающей средой.

3)

необходимо

радоваться

самым

любым

успехам

ребенка.

Не

раздражайтесь в момент его временных неудач;

4)

важно

терпеливо,

с

интересом

слушать

рассказы

ребенка

о

событиях в его жизни;

5)

нужно

создать

в

доме

атмосферу

любви,

ребенку

необходимо

чувствовать, что он любим. Целесообразно исключить из общения окрики,

грубые интонации и создать в семье обстановку радости и уважения;

6)

родители

должны

позволить

детям

быстрее

адаптироваться

к

своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние;

7)

важно помнить, что дети с ограниченными возможностями здоровья

остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви

альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Малышу предстоит в

дальнейшем

не

самая

легкая

жизнь,

и

чем

более

самостоятельным

и

независимым

он

будет,

тем

легче

сможет

перенести

все

трудности

и

невзгоды.

Итак, дети с ограниченными возможностями нуждаются не в запретах,

а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых

возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать

глаза на то, что ребенок серьезно болен, нельзя. Но и постоянно держать его

под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание будет

сконцентрировано на самом ребенке, тем больше вероятность и успешность

взаимодействия

его

с

окружающими.

Если

родителям

удастся

научить

ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более

счастливо.

Именно

в

силах

родителей

помочь

себе

и

своим

детям

почувствовать себя счастливыми!

ЛИТЕРАТУРА

1.

Авсиевич М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на

курсах повышения квалификации социальных педагогов — Мн.: Бестпринт,

2010.

2.

Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Пер. с англ. – М., 1999.

3.

Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. – М., 2000.



В раздел образования