Автор: Селезнева Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ"Большеколпанская СОШ" Дошкольное отделение
Населённый пункт: Ленинградская обл., Гатчинский район, п.Большие Колпаны
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Занятие по развитию речи на тему "Путешествие по сказкам"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе
«Путешествие по сказкам».
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере
знакомых сказок.
Задачи: Учить узнавать знакомые сказки, героев сказок, загадок.
Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать
согласовано.
Воспитывать доброту, желание оказывать помощь, любви детей к сказкам и
бережного отношения к книгам.
Предварительная работа: Чтение сказок (Заюшкина избушка, Три медведя,
Три поросёнка, Гуси лебеди, Федорино горе. Рассматривание иллюстраций
к сказкам. Игры драматизации.
Воспитатель: ребята сегодня к нам пришли гости, давайте улыбнемся нашим
гостями и поздороваемся.
(Координационно-ритмическая игра в начале занятия для концентрации
внимания детей).
Приветствие:
Колокольчик мой дружочек
Собери детей в кружочек,
Здравствуй друг, и здравствуй друг
Собрались все дети в круг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Ребята вы с самого раннего детства
слышали сказки. Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы,
папы, бабушки дедушки, в садике мы вам читаем. А потом, когда вы пойдете
в школу, то сами научитесь их читать. Читая сказки мы попадаем в чудесный,
загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные
чудеса.
Скажите если в сказке есть:
- добро, то сказка какая? ответ детей (добрая)
-счастье, то сказка какая? ответ детей (счастливая)
-загадка, то сказка какая? ответ детей (загадочная)
Воспитатель: Давайте мы с вами возьмем книжку со сказкой и почитаем
её. (Дети идут к книжному уголку, но там нет ни одной книги)
Воспитатель: А, где же наши книги, куда они пропали? (Ответы детей).
Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то красивый конверт, а кто его
принес я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от
кого оно. (открывается конверт и читают письмо)
“Ребятки, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по своим
местам, раскидали нас по всей группе, а ночью прилетала Баба-Яга и забрала
нас. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам делать? Помогите
нам, пожалуйста, снова вернуться к вам.
Ваши сказки.”
«Чтобы вы смогли помочь вашим сказкам попасть в группу, я предлагаю
вам выполнить задания, если справитесь, отпущу ваши сказки, если нет-
останутся сказки в лесу и вы вместе с ними.»
БабаЯга»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете будем выручать сказки из беды? (ответы
детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно мы поможем сказкам, выручим их из
беды. Но только, как мы это сделаем, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, мы с вами отправимся на поиски сказок в лес. Для
этого нам надо с вами как- то попасть в сказочный волшебный лес. Нам чем
мы с вами будем добираться? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться на воздушном шаре
(Воздушный шар из ткани)
Воспитатель: Давайте скажем: 1,2, 3, воздушный шар взлети!
Воспитатель: Ой, ребята, где это мы с вами оказались (ответы
детей). (сказочный лес.)
Воспитатель: Ой, ребята смотрите какие-то следы (на полу следы из
бумаги).
Вот и первое задание. (отгадать сказку по мнемотаблице)
Мнемотаблица по сказке «Заюшкина избушка» (дети рассказывают сказку,
опираясь на мнемотаблицу)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, если петушок, выгнал лису и помог
зайчику, он какой?
Ответы детей: храбрый, смелый, добрый и т.д
Воспитатель: Молоцы ребята! Идём дальше по следам!
Воспитатель: Вот второе задание
Баба-яга просит отгадать загадку.
«Носики – круглым пятачком
Хвостики маленьким крючком
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи
Отгадайте, без подсказки
Из какой герои сказки?»
Дети: Три поросенка.
Воспитатель: Как звали поросят в этой сказке?
Дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.
Воспитатель: А кто кроме поросят еще был в этой сказке?
Дети: Волк.
Воспитатель: А какой волк был?
Дети: Злой, сердитый, страшный, голодный.
Воспитатель:А давайте с вами вспомним из чего строили домики
поросята?
Если Ниф-ниф строил из соломы значит, дом у него был какой?...(ответы
детей – соломенный).
Нуф-Нуф строил дом из деревянных палочек, веточек. Дом у него получился
какой?...(ответы детей – деревянный).
Наф-Наф строил свой дом из камней и получился у него дом …(ответы детей
– каменный). (Упражнение на развитие мышления, умения образовывать
прилагательные от существительных).
Далее проводится игра «Трое поросят» на развитие чёткого произношения
звуков, развитие памяти: «Трое поросят по дорожке спешат». Дети
поочерёдно надевают перчатку с изображением поросят (пальчиковый театр)
и проговаривают чистогворку.
Воспитатель: Ну, что ребята идём дальше по следам!Вот третье задание.
«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке .Там три стула и три
кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои
этой сказки?»
Ответ детей: (три медведя)
На магнитной доске прямоугольники.
-Воспитатель: Ребята скажите, как называются эти геометрические фигуры?
Одинаковые
ли
они?
Чем
отличаются?
Чем
похожи? (прошу
расставить
прямоугольники в ряд от самого большого до самого маленького).
Эти прямоугольники необычные, они с секретом. Как вы думаете, за каким
прямоугольником может прятаться Михайло Потапыч?( ответы детей).
Почему
вы
так
думаете?
А
за
каким
может
прятаться
прямоугольником
Настасья Петровна? А мишутка?
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята давайте с вами отдохнём?
Физминутка:
Эй, ребята, что вы спите?
Нам животных покажите,
У лисички острый нос,
У неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы несказанной красоты,
Лиса по лесу похаживает,
Шубку рыжую поглаживает.
Зайчик по лесу скакал,
Зайчик корм себе искал,
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись как стрелки, ушки
Зайчик прыг, оглянулся
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги
Поднимает мишка ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.
Воспитатель: Идем дальше по следам!
Вот следующее задание. «Письмо»
«Ребята, Баба-Яга пишет, что это последнее и очень важное задание.
Выполним его, так уж и быть отдаст нам книжки и отпустит нас домой».
Дид.игра «Какой сказочный персонаж это сказал?»
1.
«Как выскочу, как выпрыгну пойдут клочки по закаулочкам!
(Лиса.Заюшкина избушка)
2.
«Съешь моего лесного яблочка (Яблонька. Гуси-лебеди)
3.
«Я, конечно, всех умней,
Всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней,
Из камней, из камней!
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не ворвется в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь.» (Три поросенка)
4.
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!» (Самовар, Федорино горе)
5. «Кто сидел на моём стуле и сломал его? (Мишутка. Три медведя)
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились!
Идём дальше. Дети видят конверт записка. Воспитатель читает ее. «Ладно,
забирайте свои сказки, но если вы не будите их беречь снова заберу и никогда
не отдам вам. А теперь прощайте, мне пора».
Воспитатель: Ну вот, ребята, выручили мы с наши сказки из беды теперь
пора возвращаться в нашу группу
Воспитатель:
Давайте сядем в наш воздушный шар
Давайте скажем: 1,2, 3, воздушный шар взлети!
Воспитатель: Ну вот мы и дома, в своём детском саду. Смотрите, ребята,
что произошло у нас в группе (Ответы детей). Книги вернулись на свои
места.
Рефлексия
Ребята, а где мы с вами сегодня были?
А для чего мы отправились в д лес?
Что мы с вами там делали?
Понравилось ли вам путешествовать?
А что больше всего понравилось?
Воспитатель: Ребята, чтобы Б. Яга больше не забрала наши книги,
что же нужно делать (Ответы детей). (Беречь, заботиться, подклеивать, не
бросать, аккуратно пользоваться).
Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы
очень хорошо справлялись с заданиями, и я хочу вам подарить новую игру,
которая называется «Путешествие по сказкам».