Автор: Обласова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 24"
Населённый пункт: город Вышний Волочек Тверская область
Наименование материала: конспект занятия по экспериментированию
Тема: " Дом для гномика"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе
« Дом для гномика»
воспитатель Обласова И. П.
г. Вышний Волочёк МБДОУ « Детский сад № 24»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные: Учить детей различать и называть качества предметов
« твердый - мягкий», « легкий – тяжелый»; закреплять знания детей о свойствах воды.
Развивающие : Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность
анализировать, активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, желание придти на помощь.
Методы:
Словесные: Рассказ, объяснение.
Наглядные: Оборудование для проведения опытов.
Практические: Опыты детей с камнем, ватой, водой; физкультминутка
« Гномы утром встали».
Оборудование: Три стола для экспериментов; на каждого ребенка : фартук, квадратная
академическая шапочка, прозрачные пластиковые баночки с водой, пластиковые тарелки 2
цветов ( зеленая и синия), пластиковые и железные ложки, небольшие камни, кусочки
ваты, салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла посылка, а в ней письмо из одного очень
удивительного места. Хотите я его прочитаю?
Письмо:
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам маленький гномик Вася, который живет в лесу. Летом у
меня был домик из веток и листьев, но подул ветер и домик мой разлетелся. Наступила
осень, стало холодно, а у меня нет домика, и я не знаю, из чего мне его построить.
Пробегала мимо лисичка и посоветовала построить новый домик из ваты, вот она ( достаю
из коробки вату). Зайчик тоже пожалел меня и посоветовал построить новый домик из
камней (достаю из коробки камень). Прошу у вас помощи, подскажите из чего же мне
построить домик из камней или из ваты? Из чего лучше построить новый дом, чтобы он
был надежным и теплым, и чтобы его ветер не сдул? Гномик Вася». (достаю из коробки
картинку с изображением гномика Васи).
Воспитатель: А зачем гномику дом? Для чего нужен дом?( ответы детей)
Ребята, вы готовы дать совет из какого материала, на ваш взгляд, домик будет лучше
защищать гномика от ветра и дождя из камня или из ваты?
( версии детей)
Ребята, а вы хотите разобраться в этом не простом и очень важном деле для гномика?
Сейчас мы с вами превратимся в ученых.( дети одевают квадратные академические
шапочки ).
Подойдите к первому столу. Начнем наш опыт для того, чтобы понять, из какого же
материала построить гномику Васи свой домик.
2. Основная часть
Опыт №1 (дети подходят к первому столу)
Воспитатель: Давайте начнем исследование с камней.
Рассмотрите их. Возьмите их, потрогайте, сожмите в ладошке, мнется? Нет. Попробуйте
его разломить. Ломается? Нет.
Постучите по нему железной ложкой. Какой он? Он очень: твердый, крепкий. Попробуйте
подуть на него. Напоминаю, что вздох мы будем делать носом, а выдох ртом. ( дети
дуют на камень) Улетел? Нет. Почему? (ответ детей - он тяжелый, и не летает).
Так скажите, ребята, какой же камень? (твердый, тяжелый, крепкий).
Опыт№2 (дети подходят ко второму столу)
Воспитатель: Теперь возьмите вату. Рассмотрите ее.
Потрогайте ее, сожмите, какая она? (мягкая, белая).
Попробуйте отделить кусочек и подуть на него. Летает? Полетела. Какая же вата? ( мягкая,
легкая, воздушная).
А как вы думаете, из ваты можно построить дом гномику Васе? ( ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как начинается день у гномов? Давайте вспомним….
( снимаем шапочки)
Физкультминутка (под музыку А. Филиппенко: «Озорная полька»)
Гномы утром рано встали, (потянулись)
И уборку делать стали.
Моют окна, (стоят прямо имитируют движения)
Моют пол, (наклонились, имитируют движение)
Чистят коврик, (имитируют движение – подметают пол)
А потом… .
Приглашают в дом друзей,( поклон)
Чтобы было веселей. (прыжки на двух ногах) .
Воспитатель: (одеваем шапочки). Прежде чем продолжить наши исследования, давайте
вспомним все, что вы знаете про воду. Какая она?
( ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы много уже знаете про воду. Сейчас мы будем
проводить опыт с водой, камнем и ватой. Как вы думаете, что же будет, если на камень и
вату полить водой? ( ответы детей).Давайте в этом убедимся.
Опыт№3 ( дети садятся за 3 стол)
Воспитатель: Положите камень на зеленую тарелку, наберите в пластмассовую ложку
воды и полейте его. Что стало с ним?( Вся вода с камня стекла на тарелку, он стал мокрый,
но вода стекла с него). А теперь положите вату на синюю тарелку и так же полейте ее
водой. Что стало с ватой?( Она вся промокла и стала мокрой, вода впиталась).
Скажите, какой же камень? – твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды.
А вата - мягкая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду( пьёт воду).
Выходите из-за столов и подойдите ко мне .
Ребята, мы с вами рассмотрели свойства камней и ваты. Какой же мы дадим совет гномику
Васи , что напишем в письме, из какого материала ему нужно построить свой дом из
камней или из ваты? Может быть все - таки из ваты? Она такая мягкая?
( провокационный вопрос)
Вывод детей:
- Нет, если пойдет дождь, то домик намокнет, потому что вата впитывает воду, боится
воды, если подует сильный ветер – она улетит, потому что вата легкая).Ответ - из камней.
Почему? (потому что они твердые, крепкие и не промокают).
Я сегодня напишу гномику Васи письмо, сообщу ему, что мы провели опыты и знаем
точно, что домик ему надо сделать из камней. Молодцы, ребята. Правильный совет дали
гномику Васи!
Сегодня хорошо работали все ребята. Но особенно….А что вам понравилось сегодня в
работе? Что вы узнали нового?
На этом занятие наше закончено.