Напоминание

Проблемы воспитания детей в современной семье


Автор: Кострица Ольга Юрьевна
Должность: психолог
Учебное заведение: мдоу детский сад№3"солнышко"
Населённый пункт: п. селижарово тверской области
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы воспитания детей в современной семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья.

Современное родительство: социальные,психологические,педагогические проблемы

воспитания детей в семье.

Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца. Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и

мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.» В.А

Сухомлинский

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни - основная и

главная обязанность родителей. Именно семья влияет на ребенка, приобщает его к

реалиям социальной действительности. Семья - первый и значимый воспитательный

институт в жизни каждого малыша.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви,

сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые

чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость,

жизнерадостность. Положительные эмоции - большая нравственная сила, о которой в

семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Каковы же реальные проблемы современной семьи? В основном они концентрируются

вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их

гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех

членов семьи. Высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим

материальным благам, приводит к печальному факту Нет однозначного ответа на вопрос,

как воспитать нравственно и духовно богатую личность. Нравственное воспитание

подрастающего поколения, уровень культуры которого в целом в настоящее время не

удовлетворяет общество, - одна из самых актуальных проблем современной педагогики.

Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой,

современными гаджетами или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос

кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение

не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать

радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому - через воспитание в

родителях умения любить. Оказывается, это совсем не просто: научиться любить своих

деток. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного совершенствования

личности самого родителя.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения,

корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного

периода детства. Родители - это первые и главные учителя в жизни каждого ребенка и то,

какую школу жизни получат наши дети, зависит только от нас. Родительская любовь к

детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и

сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических),

создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые

коммуникативные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому - все это

способствует выполнению семьей главной задачи - воспитания детей. Но эти условия

лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут

для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они

смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные, интересные

занятия

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и

матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и

склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям

окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению,

дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик, действия

недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют

отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и

неблагоприятная семейная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои

суждения, речь и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в

общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости.

Немаловажный вопрос в воспитании нового поколения играет и технологический

прогресс. Компьютеры и ноутбуки, планшеты и сотовые телефоны заменяют нашим детям

куклы, машинки, конструкторы и мячи. У многих ребят уже в дошкольном возрасте

появляется зависимость от модных гаджетов. И это становится настоящей проблемой.

Экранная зависимость является причиной неспособности ребенка концентрироваться на

каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности , повышенной рассеянности.

Телевизор все более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы

с отцом. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и

усваивают ееПоэтому важно обращать внимание на увлечение детьми компьютерными

играми, ограничивать детям дошкольного и младшего школьного возраста просмотр

телевизора, корректировать время проведения у монитора. А взрослым необходимо

помнить о влиянии компьютера на зрение и вред излучений, а также о возможности

получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в

искусственный виртуальный мир и уводящий его от реальной жизни.

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание

количества разводовИзвестно, что больший процент разводов падает на молодые

супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет). Отсутствие на протяжении многих лет

необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к

созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод впервые

годы совместного проживания -- весомая причина распада семьи. К разводу ведет также

низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большей

частью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает

проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их

сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения.

Об этом свидетельствуют исследования ученых, из несовершеннолетних

правонарушителей 53 % воспитывались без отца. Определенную трудность составляет

воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага

часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные

потребности Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального

педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения

управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за

свое поведение. В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания

педагогов, психологов, социологов, юристов. Семья-- специфическая интимная система

Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения

ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в

себе родительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует

формированию важных морально-этических чувств.

Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты

семейного воспитания и проблемы, которые возникают при этом:

“Ребенок напоказ”. Все сказано этими строками:

“Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на

самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими

любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им

удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых

людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или

услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии, то ваша любовь не

бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает

честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на

личные выгоды”. В.Я.Стоюнин

“Ребенок - помеха”. Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и

потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную

активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки),

так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока. ” Ребенок -

центр вселенной” Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется,

каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет

из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах

поведения “Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая

портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными ” .

Д.Дидро Имеется много и других сложных проблем в вопросах семьи и семейного

воспитания.

Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Пока не

уменьшается количество детей, от которых при их рождении отказались матери,

возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. Становится

острейшей проблемой получившее распространение в некоторых семьях стремление к

накопительству нечестным путем, пренебрежение к производительному труду, безмерные

заботы о материальных благах для своей семьи в ущерб воспитанию детей. В условиях

реформирования всех сфер российской жизни, в том числе и системы образования, эти и

подобные им проблемы все более обостряются. В подобной ситуации важно не только

улучшить законодательную базу, регулирующую все стороны общественных отношений,

но и обратить внимание на ответственность и повышение педагогической культуры

родителей, которую сегодня педагоги и социологи оценивают как недостаточную.

Многие современные родители ставят перед детьми завышенные требования. В два года

он должен говорить по английски, в три - научится читать и т. д При этом у ребенка

остается все меньше времени на игру. Это большое заблуждение. Учитывая особенности

дошкольного возраста, многие педагоги считают средством воспитания игру. Она

развивает ловкость, сообразительность, возбуждает и укрепляет физические силы ребенка.

Игры должны быть коллективными и индивидуальными. Взрослым следует поощрять

игры, а по возможности руководить ими, но очень осторожно, чтобы не стеснять фантазию

детей. Необходимо давать детям посильные поручения с самого раннего возраста, в

противном случае родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок не хочет убирать

игрушки после игры и т. д. Из таких детей часто вырастают неряхи.

Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать

родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем

более, когда об этом просят, мы должны.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его

позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов, которые

педагог может использовать в воспитательной работе с родителями:

1.Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2.Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и

способствовать развитию в нем лучшего.

3.Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и

индивидуальных особенностей.

4.Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой

требовательности к ней должно быть подложено в основу системы семейного воспитания.

5.Личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей. 6.Воспитание

должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

7.Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть

построены на игре.

8.Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное,

чтобы они были, ведь ребенок это наивысшая ценность.

Климат в семье - индикатор того, как живется ребенку, что он чувствует, находясь рядом с

родителями. Ребенок ждет от родителей нежности, ласки, любви, тепла, поддержки,

понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил,

назойливой передачи опыта, постоянного контроля, диктата, управления, отвержения,

осуждения, наказания, принятия за него решений. Родители должны создавать

оптимальные условия для роста и развития своего ребенка.

Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближнем

окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.

Окружайте своих детей любовью и лаской, пусть они чувствуют, что любимы и желанны в

семье. Пусть дети для нас будут прежде всего только детьми, а не потенциальными

спортсменами, музыкантами или интеллектуалами. Любите детей независимо от того,

плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас.

Не у всех родителей есть опыт для воспитания своих детей. Поэтому педагогам и

психологам следует прийти на помощь.

Я хочу привести несколько практических примеров работы с родителями, которую мы

проводим в детском саду. Во-первых, это нетрадиционные родительские собрания:

тренинговые, игровые, дискуссионные, круглый стол, педагогическая мастерская и др.

На тренингах родителям чаще всего предлагается войти в роль самого ребенка,

прочувствовать ситуацию, в которой ребёнок находился или находится. Это лучше всего

помогает понять, что делать и как выйти из сложившейся ситуации безболезненно для

малыша, как порой бывает необходима поддержка, понимание, внимание, забота и любовь

со стороны родителей маленькому человеку.

Одно из упражнений, используемых на тренингах, называется «Ребёнок».

Заставляет родителей задуматься и многое переосмыслить.

- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Федя(каждому участнику

выдаётся листок с изображением мальчика). Проживите день с маленьким Фёдором.

- Утром мама подошла к Феде и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две

минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его

непослушание... Феде стало так грустно, что его не понимают...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел

к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его

новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Федю, закричав на него,

что тот не садится завтракать... На душе у Фёдора стало еще грустнее...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Позавтракав, Федя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла

огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него,

но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Феде не прибавило...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- На крыльце школы Фёдор встретил своего друга Руслана. Руслан шел очень бодрый и

веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Феди так, что у портфеля

оторвалась ручка. Наш Фёдор мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел

на урок.

- Оторвите кусочек от мальчика.

- А на уроке сегодня была контрольная работа. Федя так переволновался из-за всего

произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика

совсем упало...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел

Фёдор домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о

том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по

математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и

болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж,

квартира... Дверь была открыта, Федя страшно испугался – родители были дома. Он

вошел, на пороге стояла мама...

- оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка

только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с

чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может

лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это

будет действеннее, чем окрики и толчки.

- Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во

время проведения этого упражнения.

И ещё одно упражнение хочется показать.

Тренинговое задание «Мой ребенок».

- Нарисуйте на листочке свою ладошку – это ваш ребенок. В центре ладошки напишите его

имя, только так как вы его обычно называете, на пальчиках напишите его самые лучшие

качества. А вокруг ладошки напишите все возможные способы, как уберечь вашего

замечательного ребенка от негативного влияния общества. Окружающей среды. Что вы

или кто-нибудь другой можете сделать

конце подобных занятий подвожу итог :

Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы

хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими

качествами вы бы хотели его наделить?)

- У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (стикеры), поместите его в чашу и назовите

качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество,

“помещают” сердечко в чашу).

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые

люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а

стала еще крепче.

Ещё хочу посоветовать игру, которую провожу на собраниях в целях показать родителям,

что познания приходят через общение.

5 имён

Игра позволяет понять, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Воспитатель

заранее опрашивает детей, а затем на собрании предлагает родителям написать 5 имён

друзей, 5 любимых увлечений, 5 занятий, которые не любит их ребёнок, 5 самых

запомнившихся для него событий, 5 его любимых и нелюбимых блюд. Ответы детей и

родителей сравниваются. Не всегда взрослые могут точно назвать интересы своего

ребёнка, и эта игра помогает им больше узнать о сыне или дочери.

Собрание дискуссия.

Толкование слова «дискуссия» - обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании или в

беседе. Таким образом, дискуссия – это часть беседы.

Такую форму проведения родительского собрания можно использовать, если возникает

необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему

воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление воспитателя на

собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек

зрения.

Собрание – дискуссия позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших

проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию умения

анализировать проблему с разных точек зрения. Дискуссия начинается после

вступительного слова воспитателя или другого специалиста, в котором обозначается

обсуждаемая тема. Как правило, после окончания дискуссии заслушивают мнение

экспертов для того, чтобы проанализировать высказанные в процессе дискуссии разные

точки зрения, и только затем подводит итоги собрания.

В помощь родителям мы проводим консультационную работу. Консультации могут быть

индивидуальные и групповые. И чаще приходится работу проводить для мам, а папа где?

Он тоже член семьи, он родитель и обязан участвовать в воспитательном процессе. В

детский сад были приглашены папы, которым я, как психолог, дала несколько советов:

Советы любящему папе.

1.Уделяйте ребёнку своё свободное время. После работы хочется отдохнуть, но ведь это

хорошая возможность пообщаться с ребёнком: расспросите малыша, как он провёл день,

поиграйте с ним.

2. Обнимайте ребёнка. Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен

тактильный контакт.

3.Играйте с ребёнком в подвижные игры ( футбол, бадминтон), ходите на лыжах, лепите

снеговика и т. д.

4. Читайте ребёнку книги. Это интересное и занимательное занятие прививает ребёнку

интерес к чтению. Кроме того, вы с пользой проведёте время вместе.

5.Поддерживайте маму. Не ссорьтесь с женой при ребёнке. Ваше поведение- пример для

подражания. Будьте одной командой. Если вы с чем-то не согласны, обсудите это на-

едине.

6. Показывайте и говорите ребёнку, что вы его цените. Хвалите его за большие и

маленькие, но хорошие результаты. Этим вы повысите детскую самооценку.

Воспитание детей- это бесконечная тема и основой этой темы является семья!

Закончить своё выступление хочу словами великого А.С.Макаренко: « Наши дети-это

наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое

воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми.

Воспитание в семье-это основа основ. Всё остальное- детский сад, школа, институт,

окружение- дополнительная шлифовка, не более.»

Помните об этом!

Список литературы:

1.

Макаренко А.С. Книга для родителей: Учебное пособие/ А.С. Макаренко-М:

Педагогика, 1981. 300с.

2.

Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви: Библиотека для родителей/

В.А.Сухомлинский-М. ,Молодая гвардия, 1988- 304с.

3.

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое

пособие. – М. , МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-80с.

4.

Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения./ сост. Г.Г.Савёнок; Акад. пед.

Наук СССР.-М.:Педагогика, 1991-367с.

5.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение./ П. Ф. Лесгафт-М. ,

Педагогика, 1991-176с.



В раздел образования