Напоминание

Работа над обогащением словарного запаса младших школьников


Автор: Попова Глафира Дмитриевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Соловьевская СОШ им. П.М.Васильева
Населённый пункт: с.Мырыла Чурапчинского улуса Республики Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Работа над обогащением словарного запаса младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Работа над развитием речи на уроках русского языка.

Попова Глафира Дмитриевна, учительница начальных классов.

МБОУ Соловьевская СОШ, Чурапчинский улус, Республика Саха(Якутия).

Как известно, речь человека показывает его культурный уровень, интеллект. В

начальных классах немало детей с проблемами развития речи. Некоторые дети не умеют

разговаривать, а только отвечают на вопросы. Ответы немногословные, и в основном это

неполные предложения. У них бедный словарный запас. Возникает проблема развития

речи у учащихся начальных классов.

Ученик должен не только уметь читать и пересказывать текст, но анализировать,

осмыслить прочитанное, дополнять, выполнять творческие задания.

На развитие речи влияют:

-Речевой аппарат. Дети с развитым речевым аппаратом охотно идут на общение, у них

много друзей. Дети с дефектами речи стараются избежать общения.

-Наследственность. Дети немногословных родителей тоже немногословны.

-Окружающая среда. Дети употребляют слова, обороты из речи членов семьи (например:

язык бабушек, дедушек), язык улиц, дворов, компаний.

-Телевизор, компьютерные игры, кинофильмы.

-Художественная литература.

Анализ проблемы позволил сделать вывод о том, что основное внимание нужно

уделить работе с текстом: чтение, анализ текста, составление текста. Особого внимания

требует работа с текстами-описаниями. Работа начинается с первого класса.

1.Описания по картинкам. Составила схемы описания, чтобы детям легче было

работать. Дети учатся составлять простые описания, опираясь на схемы, добавляя новые

слова.

Животное.

1.

2.

3

4.

5

6

7

8

Место обитания (лес, тундра, поле, степь, джунгли, домашнее)

Голова животного (глаза, уши, морда, нос, зубы, рога).

Внешний облик (туловище, шерсть).

Ноги (лапы, копыта).

Хвост.

Характер животного.

Чем питается (хищное, травоядное).

Какую пользу приносит.

Птица.

1

2

3

4

5

6

7

8

Место обитания (водоем, болото, поле, лес).

Голова птицы (глаза, клюв).

Внешний облик ( шея, грудь, спина ).

Крылья, перья.

Ноги (когти, перепонки).

Хвост.

Чем питается (хищная или нет).

Какую пользу приносит.

%

Рыба.

1

Место обитания ( озеро, река, море).

2

3

4

5

6

Внешний облик.

Голова.

Чешуя.

Плавники.

Чем питается.

Дерево.

1

2

3

4

5

Где растет.

Ствол ( кора, береста).

Ветви, ветки.

Листья, хвоя (иголки).

Какую пользу приносит.

Цветок.

1

2

3

4

5

6

Где растет.(Дикое, культурное).

Когда растет.

Стебель.

Цветок (размеры лепестков, цвет, форма).

Листья.

Какую пользу приносит.

№ Ягоды.

1

2

3

4

5

6

Где, когда растет.

Травянистое или кустарниковое растение.

Листья, цветок.

Ягода (форма, цвет, вкус).

Когда собирают.

Какую пользу приносит.

2. Полное описание.

Составляют более полный текст, употребляя слова, описывающие тот или иной признак

3.Описание в определенной ситуации.

Когда научились составить полное описание-новое задание: описать, например,

описать животных в определенной ситуации. Примерные задания: кошка встретилась с

собакой, опишите кошку. Дети быстро улавливают ситуацию, воображение рисует яркие

картины: «Кошка сильно испугалась, у неё спина прогнулась. Шерсть встала дыбом, хвост

столбом, показались острые когти. Зеленые глаза горят огнем. Она готова к защите».

Задания могут быть такими: «Опишите, как лиса крадется к зайцу», «Сова охотится»,

«Зайчик услышал громкий звук».

4.Объявления. Осенью в нашей улусной газете появляются объявления о пропаже

рогатого скота, лошадей. Мы тоже учимся писать объявления. В них описываются

основные признаки, по которым можно определять пропажу. Объявления могут быть

разными: «Пропал щенок», «Пропала корова», «отдам щенка в хорошие руки», «Концерт»,

«Благотворительная акция» и.т.д.

5.Реклама. Дети любят рекламировать свои любимые игрушки, фрукты, телевизионные

передачи, блюда, одежду. Задания для рекламы составляются таким образом, чтобы

ученики научились кратко и образно описывать предметы, выделять их лучшие и

полезные свойства.

6.Описание трудовой деятельности. Мы живем в сельской местности. Дети с малых лет

работают вместе с родителями. Они с удовольствием составляют тексты о знакомых им

видах трудовой деятельности. Например: сенокос, выращивание цветов, приготовление

блюд, подготовка к урокам, изготовление различных предметов на уроках технологии

и.т.д. По алгоритму они учатся описывать не только различные орудия труда, но и

действия человека.

7.Работа с исходным текстом. Задание: находить описание в художественном тексте.

Например, описание внешнего вида Манчары в рассказе «Чочо», описание красоты

девушек в русских народных сказках, описание природы и.т.д.

8.Игра «Угадай по описанию». Дается описание предмета (называются признаки).

Например: «Угадай, кто это?

-легко переносит наши зимние холода;

-травоядное;

- парнокопытное;

-с длинной гривой»(Лошадь).

«Угадай, кто это?

-дикая птица;

-перелетная;

-большая;

-водоплавающая;

-длинная шея;» (Лебедь).

Детям очень нравится эта игра. Они любят придумывать тексты-загадки о

животных, птицах, предметах и профессиях.

9. «Комната смеха». Садимся в круг, и каждый рассказывает о чем-нибудь смешном.

Нужно рассказать так, чтобы слушателям было смешно. Здесь раскрываются творческие

способности учащихся, развивается художественная речь. Иногда дети здесь рассказывают

истории-страшилки.

10.Работа с текстом-рассуждением. Текст-рассуждение развивает мышление учащихся,

учит высказывать свою точку зрения, доказывать её справедливость:

1.Дается тема-утверждение. Дети должны доказать справедливость высказывания,

ответив на вопрос «Почему?». Например: « Дима хочет стать шофером». Ответы бывают

разные: ученик А. пишет: « Дима хочет стать шофером, потому что он хочет объездить

весь мир. Хочет посмотреть другие страны, как живут разные народы. Хочет узнать, какие

звери обитают в этих странах, какие растения растут. На машине можно доехать даже до

Африки». Ученик С. пишет: «Отец Димы- шофер. Дима часто ездит с отцом, он хорошо

знает работу шофера. Отец Димы помогает людям, и получает благодарность людей. Он

уважаемый человек, любящий свою работу. Дима знает названия ключей и при ремонте

часто подает ключи отцу. Он хочет стать шофером, как его любимый отец». А вот работа

ученика Д.: «Сейчас у многих машина. Дима хочет стать не простым шофером, а

таксистом. Таксисты зарабатывают много денег». Мнение у всех разное, иногда

вспыхивают споры.

2. Работа с пословицами. Объяснение смысла пословицы, доказательство, вывод,

составление текста-рассуждения.

Такие упражнения дети выполняют с удовольствием. Составляя тексты-описания,

тексты-рассуждения, они развивают речь и мышление; учатся сравнивать, анализировать,

сопоставлять, сопоставлять, находить общие и относительные признаки, делать выводы.



В раздел образования