Автор: Дятлова Ольга Викторовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: ст–ца Михайловская Курганинского района Краснодарского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока русского языка на тему "Сложные предложения с различными видами связи"
Раздел: среднее образование
Конспект урока русского языка на тему: «Сложные предложения с
различными видами связи». 9 КЛАСС
Дятлова Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 12 ст-цы Михайловской
Курганинского района Краснодарского края
Цели урока:
Обучающие:
обобщение
и
систематизация
изученного
материала,
повторить
виды
синтаксической
связи
в
многочленных
предложениях,
правила
постановки
знаков
препинания
в
многочленных
сложных
предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять
на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Развивающие:
развитие
мыслительных
операций
посредством
обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся,
потребности
к
самообразованию,
способствовать
развитию
творческой
деятельности
учащихся,
приобщение
к
информационно-поисковой
деятельности, языковой интуиции.
Воспитательные:
формирование
лично сти
учащихся
ч е р е з
трудолюбие,
внимание
на
уроке,
воспитание
вдумчивого
и
бережного
о т н о ш е н и я
к
с л о в у ; воспитание
культуры
речи;
воспитывать
коммуникативные
способности,
умение
самостоятельно
оценивать
и
корректировать выполненную работу.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным.
Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
II. Актуализация прежних знаний.
1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения.
-
Ребята,
мы
много
уже
знаем
о
сложном
предложении.
Давайте
вспомним немного теории.
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какие вы знаете союзные предложения?
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
-
Как
называются
предложения,
включающие
в
себя
разные
виды
сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)
- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от
разных сочетаний связи?
Сочинение +подчинение
Сочинение +бессоюзная связь
Подчинение +бессоюзная связь
Сочинение +подчинение +бессоюзная связь
-
Из
всего
вышесказанного
давайте
сформулируем
тему
нашего
сегодняшнего урока.
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной
связи
2.
Целеполагание.
- Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?
(Обобщение
и
систематизация
изученного
материала,
повторить
виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила
постановки
знаков
препинания
в
многочленных
сложных
предложениях с различными видами связи. Развитие мыслительных
операций
посредством
обобщений. осуществлять
самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию учебной деятельности)
3. Лингвистическая
разминка.
Найдите словосочетания со связью «управление»:
а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г)
характерные черты, д) стена из кирпича.
(Ответ: а,б,д)
Н а й д и т е нарушения в
употреблении
существительных
с
предлогами:
а)
истечение
срока,
б)
благодаря ходатайства,
в)
согласно
расписания, г) по прибытию поезда, д) вопреки всему.
(Ответ: б,в,г)
III. Работа над темой урока. Анализ предложений. Работа в паре
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику,
составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами
беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над
катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными
видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное
предложение
со
значением
перечисления,
поэтому
между
его
частями
ставится
запятая.
Сложносочиненное
предложение
осложнено
однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)
[ ], [ ] и [ ].
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и
поломать
себя:
он
мало
занимается
своим
прошедшим
и
смело
глядит
вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и
бессоюзной;
повествовательное,
состоит
из
двух
частей,
соединенных
бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить
а
именно
).
Первая
часть
–
СПП
с
придаточным
степени,
которое
относиться
к
указательному
слову
так
в
главном.
Вторая
–
простое
предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце,
пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное
предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;
повествовательное.
Придаточное
первой
степени
со
значением
времени
относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и,
поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени
имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному,
раскрывает
содержание
указательного
слова такой.
Подчинение
последовательное). [ ] и [ ], (пока…), (будто…).
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум
мотора
и
показался
самолет. (Сложное
предложение,
с
разными
видами
связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное
первой степени со значением времени относится сразу к двум главным,
соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не
ставится) (Когда…), [ ] и [ ].
3. Редактирование предложений. Работа в группе
-
Ребята,
а
сейчас
ваша
задача
усложнится:
вам
необходимо
из
нескольких простых предложений составить сложное с различными видами
связи и начертить схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах
человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с
человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не
решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему
отомстить.
4.
Слуховой диктант.
1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.
2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
для жизни ты живешь.
5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам
летит.
6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
последние листы с нагих своих ветвей.
7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка
подо льдом блестит.
Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках
проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами
Ответ:
1
2
3
4
5
6
7
8
Самостоятельная проверка
1
2
3
4
5
6
7
8
ССП
СПП
СПП
БСП
БСП
БСП
БСП
ССП
IV. Закрепление материала.рАБОТА С УЧЕБНИКОМ (П.28, УПР.
246)
VI. Домашнее задание
1.
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи,
построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
VI. Рефлексия.
- Для чего нужно знать о сложных предложениях с различными видами
связи, в каких текстах они используются ?
- Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?
- Я считаю, что те цели и задачи, которые ставила я, составляя урок, мы
выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня довольна вашей работой.