Напоминание

Урок–исследование на тему "Междометие" 7 класс


Автор: Дятлова Ольга Викторовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: ст–ца Михайловская Курганинского района Краснодарского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок–исследование на тему "Междометие" 7 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Урок – исследование на тему «Междометие». 7 класс

Дятлова Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 12 ст-цы Михайловской

Курганинского района Краснодарского края

Образовательная цель: организовать исследовательскую работу учащихся, в

ходе

которой

ребята

узнают

морфологические

признаки

междометия;

выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль

междометия в речи и узнают правила правописания междометий и правила

пунктуации

при

междометиях;

формировать

умение

слышать,

видеть

и

употреблять междометие в устной и письменной речи.

Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, учить

выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь.

Воспитательная

цель:

воспитывать

интерес

к

родному

языку,

культуру

речевого этикета.

Тип урока: комбинированный.

Словарная работа: до свидания, пожалуйста, извините, спасибо.

Ход урока:

1. Орфографическая разминка

Давным-давно, видимо-невидимо, волей-неволей, точь-в-точь, бок о бок,

мало-помалу, нимало, никак, нисколько, ничуть, почтальон, возражение,

квитанция, подлинный, обнажить, вдребезги, галерея, сосредоточенно,

эпидемия, ожерелье, неукротимо, подлинный, Россия, ринуться, как будто,

как-нибудь, устремиться, комбинация, дистанция, желанный, масленые

блины, масляные краски, бассейн, калитка.

Слово учителя. Нет ничего более интересного, чем человек. И мне

интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что

существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при

помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на

уроке.

2.Актуализация. Вы видите отрывок из стихотворения Н.Брауна

Мне русская речь – вот как музыка.

Чу! Слово звучит, поёт.

В нем дышит душою русскою

Создатель его – народ…

- Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите).

Назовите служебные части речи. (Докажите) Одно слово не было отнесено ни

к одной группе. Какое это слово? А что оно выражает?

Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и

англичанину, и французу, и немцу? (чтение стихотворения)

-

Какие

слова

окажутся

понятными

всем

участникам

беседы?(Ученики

называют данные слова).

- Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они,

имеют ли грамматическое значение?

Вследствие наблюдений за текстом стихотворения учащиеся делают вывод:

- Это не самостоятельная часть речи, т.к. не имеет лексического значения.

-Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз?

Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица?

-Вывод: значит, это не служебная часть речи.

-Что выражают эти слова?

- Эмоции.

Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.

Из истории: междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском

языке.

В

переводе

с

латинского

обозначает

«брошенное

между

полнозначными словами».

(запись на доске темы урока)

3. Постановка целей и задач урока.

Этой части речи мы и посвятим наш урок.

Давайте сформулируем задачи урока. Чему мы должны научиться?

Дети формулируют цели и задачи урока.

-Распознавать междометия в устной и письменной речи.

- Правильно писать и расставлять знаки препинания в пр-ях с междометиями.

- Уметь употреблять их в устной и письменной речи.

Учитель: цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи;

определить,

почему

эта

часть

речи

является

особой;

узнать

правила

выделения междометий в устной и письменной речи.

4. Работа над формированием знаний и умений.

Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет, так как признаков данной

части речи учащиеся не знают). А можете ли вы сказать, почему междометие

не

относится

ни

к

самостоятельным,

ни

к

служебным

частям

речи,

т.е.

является особой частью речи?

5.Исследовательская работа : учащиеся изучают теоретический материал

учебника и выделяют признаки междометия как части речи.

Чтение учителем сказки «Без чего в речи не обойдёшься?» Я – самое важное

слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие

настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!»

или

«Ой-ой-ой!»

Весело

ему

смеется:

«Ха-ха-ха,

хи-хи-хи,

хе-хе-хе».

Встретились

двое,

сразу

ко

мне

за

помощью:

«Привет!

Здравствуйте!

Спасибо! Пожалуйста!»

Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну,

эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.

Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с

помощью междометий?

Нас с вами ждет открытие. Оказывается, к междометиям относятся слова

вежливости. Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ.

Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.

Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ,

БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ,

ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО,

ОДНАКО,

ОЙ,

ОХ,

ПОДИ

Ж

ТЫ,

ПОДУМАЕШЬ,

ПОМИЛУЙТЕ,

СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС,

ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.

Повелительные

междометия:

АЛЛО,

АУ,

ЭЙ,

НА,

КАРАУЛ,

ТС,

ЧШ,

АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.

Этикетные

междометия:

ЗДРАВСТВУЙТЕ,

ДО

СВИДАНИЯ,

СПАСИБО,

БЛАГОДАРЮ,

ПРОЩАЙ

(ТЕ),

ИЗВИНИ

(ТЕ),

ПОЖАЛУЙСТА,

БУДЬТЕ

ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых

можно выразить положительные эмоции, или тех, с помощью которых можно

выразить отрицательные эмоции? (отрицательные).

6. Закрепление изученного материала.

Выполнение упражнений 508, 514 в учебнике

Задание: лингвистический эксперимент.

На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать

характеристику.

Сравнить

записи

и

сделать

вывод:

с

какой

целью

употребляются междометия в речи?

Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте

книгу. Кто говорит?

Вывод:

мы

узнали

признаки

междометия

как

части

речи.

Наши

знания

помогут нам справиться со следующим заданием, цель которого – научиться

выделять междометия из предложений и определять признаки междометия.

Тренинг: класс под диктовку записывает предложения, обращая внимание на

постановку знаков препинания. Письменно охарактеризовать междометия.

Цель задания: закрепить умение правописания междометия и постановки

знаков препинания при междометии

Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О,

я совершенно спокоен. «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно. Эта песня,

увы, не прозвучит.

Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии.

Вы говорили уже сегодня о том, что междометия произносятся с особой

восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами,

усиливающими то значение, которое передается междометием. Учтите это,

выполняя следующее задание.

7. Обобщение и повторение.

Выводы:

Итак,

вернемся

к

нашему

проблемному

вопросу:

почему

междометие – особая часть речи?

Рефлексия: работа с картой деятельности: Какой вид работы заинтересовал?

Что нового узнали? Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу

на уроке? Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?

Рефлексия: Что нового узнали?

Какой вид работы заинтересовал?

Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке?

С какой частью речи мы познакомились на уроке? Что узнали о ней?

Итак, с помощью междометий можно выразить разные чувства. Какие?

8. Вариативное домашнее задание:

Создать рекламу междометия.

Сочинить сказку о междометии.

Упр.517



В раздел образования