Напоминание

"Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"


Автор: Пермякова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №162
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия в развитии речи дошкольников

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем

обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой

катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень

общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной

литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы,

зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и

воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В

настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности

ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения

его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и

они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о

своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в

различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими

нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в

области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.

Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что

проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно

решать через использование метода сказкотерапии, потому как

именно дошкольный возраст является сензитивным периодом

речевого развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что

родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят

частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в

ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза,

который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его

взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение

являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития

дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает

нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся

коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка,

происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка,

звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и

выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает

взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем,

на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера,

обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также

приобщение детей к народному творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется

формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о

предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок

начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,

строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет -

апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с

помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет

наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии

людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с

животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем

старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории

и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как

человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает

волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной

ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который

дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного

возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный

ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы

работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального

воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура

занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с

метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении

ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение,

т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно

выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль

сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут

проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих

образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки,

образ сказочного пространства (светотехнические эффекты,

собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в

настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что

взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для

разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь

трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда,

надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые

они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение -

результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким

способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой

возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы,

быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых,

которая ему так необходима.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать

различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая

активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку,

определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и

понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между

событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с

приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется

выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется

словарный запас.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с

детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, у нас созданы

следующие условия:

-наличие научно-методической и материальной базы (художественная

литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары) ;

-практические материалы, разработанные для обеспечения

педагогического процесса при использовании

метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ;

-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и

качественное улучшение речевого развития детей старшего

дошкольного возраста с использованием сказки) ;

- наличие специалистов- психолог, логопед, учитель изодеятельности,

которые работают с тесном содружестве.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и

ребёнка на основе сказки;

-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей

атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться

эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием

на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит

отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой

добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать

в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные

общечеловеческие ценности. Сказкотерапия направлена на повышение

детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их

воображения и мышления.

Сказкотерапия это:

1. процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе

взаимоотношений в нём;

2. процесс переноса сказочных символов в реальность;

3. созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление

прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку

своей особенной сказки;

4. терапия средой, особой сказочной обстановкой;

5. выявление и развитие творческих способностей;

6. снижение уровня тревожности и агрессивности;

7. развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной

коммуникации;

8. укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица;

группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу,

сочинения сказок.

В педагогической работе особую роль отводим просвещению

родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении

личности детей. Консультируем по использованию сказки как

средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем

им о значимости семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при

формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе

нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет

на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении

сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится

доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в

коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста,

позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы,

использовать материал как в виде непосредственно образовательной

деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение

словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.



В раздел образования