Автор: Пермякова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №162
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия в развитии речи дошкольников
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем
обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой
катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень
общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной
литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы,
зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и
воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В
настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности
ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения
его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и
они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о
своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в
различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими
нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в
области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.
Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что
проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно
решать через использование метода сказкотерапии, потому как
именно дошкольный возраст является сензитивным периодом
речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что
родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят
частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в
ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза,
который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его
взгляды на жизнь.
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение
являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития
дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает
нравоучительность и включает игровое общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся
коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка,
происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка,
звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и
выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем,
на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера,
обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также
приобщение детей к народному творчеству.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется
формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о
предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок
начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело,
строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет -
апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с
помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет
наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии
людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с
животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с
человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем
старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории
и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как
человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает
волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной
ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который
дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного
возраста.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный
ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы
работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального
воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура
занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с
метафорой.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении
ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение,
т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно
выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль
сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут
проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих
образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки,
образ сказочного пространства (светотехнические эффекты,
собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в
настольном театре.
Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что
взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для
разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь
трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда,
надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые
они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение -
результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким
способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой
возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы,
быть самостоятельным.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых,
которая ему так необходима.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать
различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая
активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку,
определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и
понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между
событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с
приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется
выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется
словарный запас.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с
детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, у нас созданы
следующие условия:
-наличие научно-методической и материальной базы (художественная
литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары) ;
-практические материалы, разработанные для обеспечения
педагогического процесса при использовании
метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ;
-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и
качественное улучшение речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с использованием сказки) ;
- наличие специалистов- психолог, логопед, учитель изодеятельности,
которые работают с тесном содружестве.
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и
ребёнка на основе сказки;
-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей
атрибутами сказки;
При подборе материала для работы с детьми, стараемся руководствоваться
эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием
на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит
отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой
добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать
в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные
общечеловеческие ценности. Сказкотерапия направлена на повышение
детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их
воображения и мышления.
Сказкотерапия это:
1. процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе
взаимоотношений в нём;
2. процесс переноса сказочных символов в реальность;
3. созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление
прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку
своей особенной сказки;
4. терапия средой, особой сказочной обстановкой;
5. выявление и развитие творческих способностей;
6. снижение уровня тревожности и агрессивности;
7. развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной
коммуникации;
8. укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
- пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица;
группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу,
сочинения сказок.
В педагогической работе особую роль отводим просвещению
родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении
личности детей. Консультируем по использованию сказки как
средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем
им о значимости семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при
формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе
нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет
на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении
сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится
доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в
коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста,
позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы,
использовать материал как в виде непосредственно образовательной
деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.
Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение
словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.