Напоминание

"Метод проблемного обучения"


Автор: Байкова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ УСОШ № 2 имени Сергея Ступакова
Населённый пункт: город Удомля, Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проблемного обучения"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ УСОШ № 2 имени Сергея Ступакова

Учитель начальных классов: Байкова Наталья Евгеньевна

Метод проблемного обучения.

Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало

– это создание проблемной ситуации, которая является сложным материалом,

либо теоретическим, либо практическим, и требует поиска решения и,

конечно, исследования. Она побуждает ребенка к проявлению познавательной

потребности, а через нее педагоги и родители могут управлять ходом

получения новых знаний ребенком.

Давайте подробнее рассмотрим, что же такое, проблемный метод

обучения,и каким образом можно использовать в обучении и воспитании детей

проблемные ситуации.

Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового

материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является

для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение

какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций,

которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок

вынужден искать новые пути.

То есть, взрослые (педагоги, родители) должны создать все условия не

только для усвоения ребенком результатов системы знаний, но и пониманием

пути процесса их приобретения. То есть, ребенок должен не просто

прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а

прожить определенные события пусть на уровне игры и игрушек, но сам.

Например, педагог организует с детьми совместную игру, в ходе которой

задается ситуация: «В детский сад пришли новые дети (игрушки), но кроватей

для них не хватает. Из соседней комнаты их необходимо доставить на

транспорте (машинка, лошадка с телегой, корабль). Следуя заданным условиям

игры, ребенок должен понять арифметическую задачу, которая перед ним

стоит: посчитать кукол, сделав это предварительно, а затем, следуя их числу

отобрать соответствующее количество кроватей (непременно, чтобы хватило

всем!). Так же, можно подобные педагогические ситуации создавать и во время

воспитания нравственности у детей. Это способствует формированию

понимания, как поступить в определенных ситуациях, например: принятие

решения, как повести себя в отношении сверстников, чем он должен помочь

при осуществлении коллективного, общего дела,

и. т. п

Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать

мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется

постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы

происходит поэтапно.

1) Появление проблемной ситуации;

2) Выявление и четкое определение сущности проблемы;

3) Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений

возможного решения и их обоснование;

4) Доказательство верности вынесенных предположений и верности

возможного их решения;

5) Проверка, на сколько, верно решение проблемы.

Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку вопрос должен быть

как на столько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем

и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ.

Существуют разные способы использования проблемной ситуации в

ходе обучения.

Это может быть побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или

фактов, и выявления их внешнего несоответствия.

Например: Осадки. Почему летом идет с неба теплый дождь, а зимой холодный

снег? Зимой холодно, вода замерзает. Летом тепло, осадки идут в виде капель

воды.

Использование ситуаций из жизни, которые происходят во время учебы.

Например: Изучали свойства воды, упал и разбился сосуд. Разобрать, почему -

сосуд хрупкий, стеклянный, железный или пластиковый сосуды не бьются,

прочные. Что стало с водой, она впиталась, высохла.

Под активными формами и методами обучения мы понимаем методы

обучения, позволяющие максимально активизировать взаимодействие

субъектов педагогического процесса, направленное на развитие личности

учащихся, их творческого потенциала, освоение ими системы общественно

одобряемых ценностей. Посредством активных форм и методов обучения на

занятиях создается личностно развивающая учебная ситуация, в которой

учащийся поставлен в условия, требующие от него активного, деятельного

участия в педагогическом процессе как его равноправный субъект.

Рассмотрим ряд наиболее популярных активных форм и методов

обучения, с точки зрения возможности их применения в педагогическом

классе, а также их влияния на развитие творческих педагогических

способностей.

Популярность сейчас приобретает такой вид, как мозговой штурм. Суть

этого метода состоит в том, что проблема решается путем генерирования

коллективных идей.

Мозговой штурм состоит из нескольких этапов:

а) формулирование проблемы;

б) знакомство с правилами;

в) формирование рабочих и экспертных групп;

г) высказывание группами идей по сигналу;

д) запись идей экспертами и выбор наилучшей;

е) подведение итогов, оценка лучших идей.

Основные правила заключаются в следующем:

1) запрещаются взаимные критические замечания;

2) запрещается общение между группами;

3) формулировка идей в краткой форме;

4) запрещается обращаться к руководителю штурма;

5) все участники имеют равные права.

В ходе мозгового штурма развиваются навыки общения с коллегами по группе,

развивается способность к нестандартному мышлению, способность к анализу

при рассмотрении различных идей. Развивается способность кратко и четко

выражать свои мысли, развивается речь, расширяется словарный запас. В

педагогическом классе у данной формы обучения есть большие перспективы. В

частности ее можно использовать при разрешении учебных проблемных

ситуаций, моделировании учебно-воспитательного процесса в школах будущего

и т.п. заданиях.

Другая

большая группа АФиМО включает в себя различные виды самостоятельной

работы. При использовании методов этой группы познавательная

деятельность обучаемого протекает в полном соответствии с его

индивидуальными особенностями. Появляется возможность ликвидировать

пробелы между средним уровнем восприятия и усвоением нового материала в

группе и индивидуальными возможностями обучаемых.

Из всего многообразия АФиМО, использующихся при организации

самостоятельной работы учащихся мы более подробно рассмотрим работу

учащихся в парах.

Работа в парах является основной для организации устной

самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах,

где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа половина

учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются

ролями. В ходе работы значительно повышается активность учащихся,

создаются условия для их естественного общения, что повышает

эмоциональный фон в ходе урока и создает предпосылки для эффективного

развития способностей учащихся.

Устная самостоятельная работа школьников на уроке, как правило,

ведется с использованием трех видов пар: статической, динамической и

вариационной.

Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая пара. Для школы - это малая группа в 4 человека. Для работы

объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с

каждым, трижды меняя партнеров.

Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малых группах по

4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом

происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым

членом микрогруппы.

Учителю необходимо применять в своей работе с детьми (как в урочной

деятельности, так и во внеурочной) методы, которые направляют учащихся к

самостоятельному поиску и открытиям тех или иных истин, формируют

гибкость мышления: - бреймсторминг («мозговой штурм» - атака на задачу); -

синектика (получение знаний о малоизученном предмете, путем переноса на

него знаний о подобных ему предметах); - майевтика (отыскание истины, путем

постановки вопросов); - АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).

Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и

упражнения. Вот некоторые из них:

Игра «Составление из букв осмысленных слов». Эта игра наряду с

тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса.

Буквы: А Л Й И А Р К А Р О К Л

Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.

Игра «Круги на воде». Она направлена на развитие творческого воображения и

одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса.

Предложим детям любое слово, например, «лимон».

1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву;

2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог – ли;

3) предложите подобрать как можно больше слов – рифм к слову лимон;

4) расставьте буквы слова в столбик и предложите написать слова на

соответствующие буквы.

Упражнение «За и против». Детям предлагают любую, самую невероятную

ситуацию (представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились

в росте в два раза). Далее обсуждение - какие видят плюсы и минусы, и

интересные моменты в этой ситуации.

Задание – игра «Я начну, а ты продолжи…». На доске записываются две

стихотворные строки. Дети самостоятельно за определенное количество

времени должны продолжить начатое. Например: Вот он – светлый, добрый

дом,

Мы сейчас в него войдем…

Деятельность по развитию творческих способностей личности школьников

посредством применения активных форм и методов обучения необходимо

сочетать с диагностикой личностных изменений и работой по саморазвитию и

самосовершенствованию.



В раздел образования