Автор: Байкова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ УСОШ № 2 имени Сергея Ступакова
Населённый пункт: город Удомля, Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проблемного обучения"
Раздел: начальное образование
МБОУ УСОШ № 2 имени Сергея Ступакова
Учитель начальных классов: Байкова Наталья Евгеньевна
Метод проблемного обучения.
Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало
– это создание проблемной ситуации, которая является сложным материалом,
либо теоретическим, либо практическим, и требует поиска решения и,
конечно, исследования. Она побуждает ребенка к проявлению познавательной
потребности, а через нее педагоги и родители могут управлять ходом
получения новых знаний ребенком.
Давайте подробнее рассмотрим, что же такое, проблемный метод
обучения,и каким образом можно использовать в обучении и воспитании детей
проблемные ситуации.
Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового
материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является
для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение
какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций,
которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок
вынужден искать новые пути.
То есть, взрослые (педагоги, родители) должны создать все условия не
только для усвоения ребенком результатов системы знаний, но и пониманием
пути процесса их приобретения. То есть, ребенок должен не просто
прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а
прожить определенные события пусть на уровне игры и игрушек, но сам.
Например, педагог организует с детьми совместную игру, в ходе которой
задается ситуация: «В детский сад пришли новые дети (игрушки), но кроватей
для них не хватает. Из соседней комнаты их необходимо доставить на
транспорте (машинка, лошадка с телегой, корабль). Следуя заданным условиям
игры, ребенок должен понять арифметическую задачу, которая перед ним
стоит: посчитать кукол, сделав это предварительно, а затем, следуя их числу
отобрать соответствующее количество кроватей (непременно, чтобы хватило
всем!). Так же, можно подобные педагогические ситуации создавать и во время
воспитания нравственности у детей. Это способствует формированию
понимания, как поступить в определенных ситуациях, например: принятие
решения, как повести себя в отношении сверстников, чем он должен помочь
при осуществлении коллективного, общего дела,
и. т. п
Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать
мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется
постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы
происходит поэтапно.
1) Появление проблемной ситуации;
2) Выявление и четкое определение сущности проблемы;
3) Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений
возможного решения и их обоснование;
4) Доказательство верности вынесенных предположений и верности
возможного их решения;
5) Проверка, на сколько, верно решение проблемы.
Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку вопрос должен быть
как на столько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем
и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ.
Существуют разные способы использования проблемной ситуации в
ходе обучения.
Это может быть побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или
фактов, и выявления их внешнего несоответствия.
Например: Осадки. Почему летом идет с неба теплый дождь, а зимой холодный
снег? Зимой холодно, вода замерзает. Летом тепло, осадки идут в виде капель
воды.
Использование ситуаций из жизни, которые происходят во время учебы.
Например: Изучали свойства воды, упал и разбился сосуд. Разобрать, почему -
сосуд хрупкий, стеклянный, железный или пластиковый сосуды не бьются,
прочные. Что стало с водой, она впиталась, высохла.
Под активными формами и методами обучения мы понимаем методы
обучения, позволяющие максимально активизировать взаимодействие
субъектов педагогического процесса, направленное на развитие личности
учащихся, их творческого потенциала, освоение ими системы общественно
одобряемых ценностей. Посредством активных форм и методов обучения на
занятиях создается личностно развивающая учебная ситуация, в которой
учащийся поставлен в условия, требующие от него активного, деятельного
участия в педагогическом процессе как его равноправный субъект.
Рассмотрим ряд наиболее популярных активных форм и методов
обучения, с точки зрения возможности их применения в педагогическом
классе, а также их влияния на развитие творческих педагогических
способностей.
Популярность сейчас приобретает такой вид, как мозговой штурм. Суть
этого метода состоит в том, что проблема решается путем генерирования
коллективных идей.
Мозговой штурм состоит из нескольких этапов:
а) формулирование проблемы;
б) знакомство с правилами;
в) формирование рабочих и экспертных групп;
г) высказывание группами идей по сигналу;
д) запись идей экспертами и выбор наилучшей;
е) подведение итогов, оценка лучших идей.
Основные правила заключаются в следующем:
1) запрещаются взаимные критические замечания;
2) запрещается общение между группами;
3) формулировка идей в краткой форме;
4) запрещается обращаться к руководителю штурма;
5) все участники имеют равные права.
В ходе мозгового штурма развиваются навыки общения с коллегами по группе,
развивается способность к нестандартному мышлению, способность к анализу
при рассмотрении различных идей. Развивается способность кратко и четко
выражать свои мысли, развивается речь, расширяется словарный запас. В
педагогическом классе у данной формы обучения есть большие перспективы. В
частности ее можно использовать при разрешении учебных проблемных
ситуаций, моделировании учебно-воспитательного процесса в школах будущего
и т.п. заданиях.
Другая
большая группа АФиМО включает в себя различные виды самостоятельной
работы. При использовании методов этой группы познавательная
деятельность обучаемого протекает в полном соответствии с его
индивидуальными особенностями. Появляется возможность ликвидировать
пробелы между средним уровнем восприятия и усвоением нового материала в
группе и индивидуальными возможностями обучаемых.
Из всего многообразия АФиМО, использующихся при организации
самостоятельной работы учащихся мы более подробно рассмотрим работу
учащихся в парах.
Работа в парах является основной для организации устной
самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах,
где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа половина
учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются
ролями. В ходе работы значительно повышается активность учащихся,
создаются условия для их естественного общения, что повышает
эмоциональный фон в ходе урока и создает предпосылки для эффективного
развития способностей учащихся.
Устная самостоятельная работа школьников на уроке, как правило,
ведется с использованием трех видов пар: статической, динамической и
вариационной.
Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.
Динамическая пара. Для школы - это малая группа в 4 человека. Для работы
объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с
каждым, трижды меняя партнеров.
Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малых группах по
4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом
происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым
членом микрогруппы.
Учителю необходимо применять в своей работе с детьми (как в урочной
деятельности, так и во внеурочной) методы, которые направляют учащихся к
самостоятельному поиску и открытиям тех или иных истин, формируют
гибкость мышления: - бреймсторминг («мозговой штурм» - атака на задачу); -
синектика (получение знаний о малоизученном предмете, путем переноса на
него знаний о подобных ему предметах); - майевтика (отыскание истины, путем
постановки вопросов); - АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).
Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и
упражнения. Вот некоторые из них:
Игра «Составление из букв осмысленных слов». Эта игра наряду с
тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса.
Буквы: А Л Й И А Р К А Р О К Л
Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.
Игра «Круги на воде». Она направлена на развитие творческого воображения и
одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса.
Предложим детям любое слово, например, «лимон».
1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву;
2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог – ли;
3) предложите подобрать как можно больше слов – рифм к слову лимон;
4) расставьте буквы слова в столбик и предложите написать слова на
соответствующие буквы.
Упражнение «За и против». Детям предлагают любую, самую невероятную
ситуацию (представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились
в росте в два раза). Далее обсуждение - какие видят плюсы и минусы, и
интересные моменты в этой ситуации.
Задание – игра «Я начну, а ты продолжи…». На доске записываются две
стихотворные строки. Дети самостоятельно за определенное количество
времени должны продолжить начатое. Например: Вот он – светлый, добрый
дом,
Мы сейчас в него войдем…
Деятельность по развитию творческих способностей личности школьников
посредством применения активных форм и методов обучения необходимо
сочетать с диагностикой личностных изменений и работой по саморазвитию и
самосовершенствованию.