Автор: Галиуллина Дарья Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №8 "Снеговичок"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Д.А. ГАЛИУЛЛИНА
Нижневартовск, МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В данной статье говориться о музыкальном, ритмическом слухе, его видах.
Так
же
рассматривается
авторы,
педагоги
и
психологи,
которые
внести
свой
вклад
в
изучение, разработку систем, написание книг о слухе.
Ключевые
слова:
Музыкальный
слух,
ритмический
слух,
абсолютный
слух,
относительный слух, внутренний слух, ритм, чувство
Музыкальный слух является объектом исследования в разных научных отраслях. Так,
музыкальный слух является одной из важных предметных областей в музыкальной акустике
и психоакустике (Г. Гельмгольц, Н. Гарбузов, Ю. Paгс, П. Лобанов, и др.), в музыкознании (Б.
Асафьев, Б. Яворский, С. Скребков, Л. Мазель, Ю. Холопов,), в общей психологии (Б.
Теплов, В. М. В. К. Тарасова), в музыкальной психологии (Э. Курт, Е. Назайкинский, В.
Meдушевский,), в музыкальной педагогике (С. Майкапар, Н. Римский- Корсаков, Г. Цыпин, и
др.). Ценный материал о профессиональном слухе содержат классические труды Г. Нейгауза,
П. Чеснокова.
В музыковедческой и музыкально-педагогической литературе существует множество
определений слуха.
Слух, функция организма человека и животных, обеспечивающая восприятие звуковых
колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецепторных и нервных структур,
составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков
возникает специфическое слуховое ощущение, в котором отражаются параметры звуковых
сигналов (например, интенсивность или частота звуковых колебаний воспринимается как
громкость или высота звука).
Педагоги,
психологи
и
ученые
из
многогранного
понятия
«слух»
выделили
специальные определения «музыкальный слух».
Музыкальный
слух
(в
широком
смысле)
–
способность
различать
и
представлять
характеристики
и
свойства
звуков,
созвучий,
звуковых
структур,
которые
имеют
выразительное и смысло-образующее значение в музыке [1,c.13].
Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать и
воспроизводить их, воспринимать их не как случайное сочетание, а вникая в их смысл,
осознавая их художественное значение. Вот этот-то слух и необходим каждому музыканту. В
том или ином виде музыкальный слух есть у каждого. Просто у некоторых он выражен очень
ярко,
а
у
других
слабее.
Но
музыкальный
слух
можно
развить,
если
очень
хотеть
и
настойчиво добиваться этого [2, с.48].
Ю.Н.Рагс в статье «Музыкальный слух» [3, с 37] раскрывает понятие не только как
способность воспринимать отдельные качества звуков, но и как общую музыкальность,
которая
проявляется
в
«эмоциональной
отзывчивости
на
музыкальное
явление».
Автор
утверждает,
что
«…без
нее
человек
оказывается
непригодным
к
музыкальной
(композиторской, исполнительской) деятельности…».
Различают несколько видов музыкального слуха: абсолютный, относительный,
внутренний и др.
Абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных
звуков, называть их (до, ре, ми и т. д.), не сравнивая с каким-либо эталонным звуком.
Относительный
слух
—
способность
определять
звуковысотные
отношения,
музыкальные интервалы (секунда, терция, кварта и др.).
Внутренний слух — способность мысленно представлять, вспоминать отдельные
качества
музыкальных
звуков,
мелодические,
гармонические
последования,
целые
музыкальные пьесы.
Кроме
того,
М.С.Старчеус
пишет
о
том,
что,
разнообразию
музыкальных
характеристик
соответствуют
различные
формы
(или
виды)
слуха:
звуковысотный
(абсолютный
и
относительный),
тембровый,
динамический,
ладовый,
тональный,
мелодический,
гармонический,
ритмический,
архитектонический,
фактурный,
полифонический и т.д.
«..Главная особенность музыкального слуха заключается в том, что он не только слух,
но больше чем слух» [4, с. 12]. М.Старчеус пишет о том, что работа музыкального слуха
требует
слухо-двигательных,
слухо-зрительных,
слухо-осязательных,
зрительно-
двигательных и иных связей. На работу музыкального слуха накладывают отпечаток свойства
личности, её мотивы. Потребности, излюбленные познавательные стратегии и т.п. классик
музыкальной психологии Э.Курт увидел в музыкальном слухе «загадку души, а не уха» [5,
с.16].
Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень
широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля;
мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже
о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т.д. Ритм, наконец, выступает как
некая универсальная космическая категория: «Пространство и время наполнены материей,
подчиненной законам вечного ритма» [Ж.-Далькроз] [6,с 210].
Вопросом
изучения
музыкального
ритма
занималась
В..Н.Холопова.
В
книге
«Музыкальный ритм» [7, с 3] Валентина Николаевна так характеризует понятие ритм: «Ритм,
в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики,
принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…» . Ритм есть
некая определенная организация процесса во времени [7, с 210].
Следующее развернутое определение ритма дается в большой советской энциклопедии
в статье М.Г.Харлап «Ритм» (статья используется целиком): Ритм (греч. rhythmós, от rhéo —
теку),
воспринимаемая
форма
протекания
во
времени
каких-либо
процессов,
основной
принцип
формообразования
временных
искусств
(поэзия,
музыка,
танец
и
др.)
…
Многообразие
проявлений
ритма
в
различных
видах
и
стилях
искусства,
а
также
за
пределами
художественной
сферы
(ритм
речи,
трудовых
процессов
и
т.
д.)
вызвало
множество
различных
определений
ритма,
в
связи
с
чем
слово
"ритм"
не
обладает
терминологической чёткостью. Среди определений ритма можно отметить три основные
группы:
1
.
В
самом
широком
понимании
ритм
—
временная
структура
любых
воспринимаемых
процессов,
образуемая
акцентами,
паузами,
членением
на
отрезки,
их
группировкой, соотношениями по длительности и т. п.
2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и
членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым
знаками препинания и пробелами между словами.
3.
В
музыке
ритм
—
это
её
распределение
во
времени
или
(более
узко)
—
последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок
в отличие от мелодического). Такому описательному подходу противостоят точки зрения,
признающие ритм особым качеством, отличающим ритмичные движения от неритмичных;
но этому качеству они дают противоположные определения. Одна из них понимает ритм как
закономерное чередование или повторение и основанную на нём соразмерность; идеал ритма
—
точно
повторяющиеся
колебания
маятника
или
удары
метронома.
Эстетическое
впечатление
от
таких
ритмических
движений
объясняется
"экономией
внимания",
облегчающей восприятие и способствующей автоматизации мускульной работы (например,
при ходьбе).
В
противоположность
определениям
ритма,
основанных
на
соизмеримости
(рациональности) и устойчивой повторности (статике), здесь подчёркивается эмоциональная
и динамическая природа ритма, которая может проявляться и без метра (в ритмической прозе
и
свободном
стихе)
и
отсутствовать
в
метрически
правильных
стихах.
Эмоциональная
(динамическая) и рациональная (статическая) точки зрения не исключают друг друга.
Ритмичными можно назвать те движения, которые при восприятии вызывают своего
рода резонанс, сопереживание, выражающееся в стремлении воспроизводить эти движения
(ритмические
переживания
непосредственно
связаны
с
мышечными
ощущениями,
а
из
внешних ощущений — со звуками, восприятие которых часто сопровождается внутренним
воспроизведением). Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение не было
хаотичным,
имело
бы
определённую
воспринимаемую
структуру,
которая
может
быть
повторена, а с другой стороны, чтобы повторение не было механическим.
Большое внимание ритму уделяет Б.М.Теплов в труде «Психология музыкальных
способностей» [8, с 203]: «Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или
другую
группировку
следующих
друг
за
другом
раздражений,
некоторое
расчленение
временного ряда. О ритме можно начать говорить только тогда, когда ряд равномерно
следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем
группы эти могут быть одинаковыми (по два, по три члена и т.д.) или неодинаковыми.
Вопрос различия понятий «слух» и «чувство» поднимает М.Старчеус в своей книге
«Слух
музыканта».
«В
понятии
«слух»
акцентируется
направленность
слуховой
деятельности на свойства материала (звуковые, интервальные, гармонические и т.п.), а в
понятии «чувство» – психологический механизм и специфика…» [9,с.12].
Понятие «чувство» М.С.Старчеус раскрывает в двух значениях: первое значение –
синоним слова «эмоция», в этом значении понятие «чувство» противопоставляется рассудку.
Второе значение понятия относится к способу восприятия объектов и явлений, точнее к
способности мгновенно безотчетно обобщать непосредственные ощущения и переживания и
обычно
противопоставляется
отчетливому
знанию
[9,с.46].
Таким
образом,
если
слово
«чувство» является синонимом слова «эмоция» и «ощущение», то меньше всего оно является
синонимом слова «слух».
Опираясь на данное определение можно сказать, что термин «ритмический слух»
весьма
целесообразен,
так
как
речь
идет
о
направленности
слуховой
деятельности
на
ритмическую сторону музыки, а не о психологическом механизме или о специфике слуха.
«…Таким
образом,
музыкальный
ритм
включает
в
себя
в
качестве
отдельных
сторон
ритмический
рисунок,
являющийся
своеобразной
материей
ритма,
метр
–
систему
ритмической организации и темп – качественные и количественные характеристики скорости
протекания ритмического процесса…» [9, с.187].
Б.М. Теплов в своем труде «Психология музыкальных способностей» разделяет
понятия чувство ритма и чувство музыкального ритма. Под чувством ритма автор понимает
«восприятие
и
воспроизведение
временных
отношений»,
«…музыкально-ритмическое
чувство характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку
и вследствие этого тонко.
Ритмический слух – способность улавливать, различать и понимать организацию
процесса во времени (как ритма вообще, так и музыкального ритма). Многие педагоги-
музыканты
поднимали
вопрос
о
важности
развития
ритмического
слуха
наряду
с
интонационным и ладовым. Но и здесь можно увидеть два различных подхода. Первый
вариант относится к стремлению педагогов развивать непосредственно чувство ритма, т.е.
эмоциональное
переживание
и
ощущение
ритма.
Это
направление
проявило
себя
в
ритмической
гимнастике
Жака-Далькроза,
швейцарского
педагога
и
композитора
начала
двадцатого века; в «Шульверке» Карла Орфа (отчасти ставшего последователем системы
Далькроза).
В наше время существует методика В.Б.Брайнина «Развитие музыкального мышления
– практическое изучение музыкального языка» в которой одно из направлений нацелено на
развитие ритмического слуха.
Традиции
музыкального
воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста
имеет
давнюю
историю.
Это
и
многолетний
опыт
семейного
воспитания,
и
традиции,
так
называемой народной педагогики, различные системы, созданные композиторами Золтаном
Кодаем, Карлом Орфом и др., система работы с дошкольниками, разработанная профессором
Н.А. Ветлугиной, а также многообразный опыт работы с малышами в кружках, студиях и т.д.
Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали
многие
музыканты,
педагоги,
психологи,
методисты,
музыкальные
руководители
дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а
также ее ученикам и последователям -Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е.
Кизельватер, М.А. Румер.
Научные исследования в области дошкольного музыкально-ритмического воспитания
проводили
А.В.
Кенеман,
Н.А.
Ветлугина
и
их
ученики
-
А.Н.
Зимина,
М.Л.
Палавандашвили.
В
практической
разработке
содержания
и
методики
работы
с
дошкольниками
по
разделу
музыкально-ритмического
воспитания
участвовали
Т.С.
Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, С.Д. Руднева, Л.С. Генералова, Е.Н. Соковнина, В.В.
Цивкина, Е.П. Иова, И.В. Лифиц, Т.П. Ломова и др.
Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих
учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задачи сочетались с
ритмическими упражнениями (с мячом, с лентой) и играми.
Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики - подвести ее
последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий - не столько «Я
знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание
выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их
творческого воображения».
Понимая,
что
ритм
музыки
теснейшим
образом
связан
с
моторикой,
мышечной
реактивностью человека, Далькроз попытался перевести музыкальный ритм в движение
человеческого тела.
Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, Далькроз замечал, что его
занятия
положительно
влияют
на
самочувствие,
настроение
учеников,
исправляют
недостатки физического и психического характера.
Музыкально-ритмическое
воспитание
детей
и
юношества
в
нашей
стране
было
построено
на
основе
ведущих
положений
системы
Э.
Жак-Далькроза.
Отечественные
специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др.
особое
внимание
уделили
подбору
высокохудожественного
репертуара
для
занятий
по
ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовались народные песни и
мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.
Литература:
1. Зимина А.Н. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры, -М., 1993.
2. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. - М., 2000
3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры (программа). - М., 1999.
4. Система эстетического воспитания в детском саду.// Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1962.
5.
Мельникова
Л.И.,
Зимина
А.Н.
Детский
музыкальный
фольклор
в
дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников). - М.,
2000.
6. Жан – Далькрос Э. Ритм – М.: Классика – XXI, 2006
7. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - С- П., 2000.
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т. - М., 1985.
9. Система эстетического воспитания в детском саду.// Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1962.