Напоминание

"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Галиуллина Дарья Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №8 "Снеговичок"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Д.А. ГАЛИУЛЛИНА

Нижневартовск, МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В данной статье говориться о музыкальном, ритмическом слухе, его видах.

Так

же

рассматривается

авторы,

педагоги

и

психологи,

которые

внести

свой

вклад

в

изучение, разработку систем, написание книг о слухе.

Ключевые

слова:

Музыкальный

слух,

ритмический

слух,

абсолютный

слух,

относительный слух, внутренний слух, ритм, чувство

Музыкальный слух является объектом исследования в разных научных отраслях. Так,

музыкальный слух является одной из важных предметных областей в музыкальной акустике

и психоакустике (Г. Гельмгольц, Н. Гарбузов, Ю. Paгс, П. Лобанов, и др.), в музыкознании (Б.

Асафьев, Б. Яворский, С. Скребков, Л. Мазель, Ю. Холопов,), в общей психологии (Б.

Теплов, В. М. В. К. Тарасова), в музыкальной психологии (Э. Курт, Е. Назайкинский, В.

Meдушевский,), в музыкальной педагогике (С. Майкапар, Н. Римский- Корсаков, Г. Цыпин, и

др.). Ценный материал о профессиональном слухе содержат классические труды Г. Нейгауза,

П. Чеснокова.

В музыковедческой и музыкально-педагогической литературе существует множество

определений слуха.

Слух, функция организма человека и животных, обеспечивающая восприятие звуковых

колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецепторных и нервных структур,

составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков

возникает специфическое слуховое ощущение, в котором отражаются параметры звуковых

сигналов (например, интенсивность или частота звуковых колебаний воспринимается как

громкость или высота звука).

Педагоги,

психологи

и

ученые

из

многогранного

понятия

«слух»

выделили

специальные определения «музыкальный слух».

Музыкальный

слух

широком

смысле)

способность

различать

и

представлять

характеристики

и

свойства

звуков,

созвучий,

звуковых

структур,

которые

имеют

выразительное и смысло-образующее значение в музыке [1,c.13].

Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать и

воспроизводить их, воспринимать их не как случайное сочетание, а вникая в их смысл,

осознавая их художественное значение. Вот этот-то слух и необходим каждому музыканту. В

том или ином виде музыкальный слух есть у каждого. Просто у некоторых он выражен очень

ярко,

а

у

других

слабее.

Но

музыкальный

слух

можно

развить,

если

очень

хотеть

и

настойчиво добиваться этого [2, с.48].

Ю.Н.Рагс в статье «Музыкальный слух» [3, с 37] раскрывает понятие не только как

способность воспринимать отдельные качества звуков, но и как общую музыкальность,

которая

проявляется

в

«эмоциональной

отзывчивости

на

музыкальное

явление».

Автор

утверждает,

что

«…без

нее

человек

оказывается

непригодным

к

музыкальной

(композиторской, исполнительской) деятельности…».

Различают несколько видов музыкального слуха: абсолютный, относительный,

внутренний и др.

Абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных

звуков, называть их (до, ре, ми и т. д.), не сравнивая с каким-либо эталонным звуком.

Относительный

слух

способность

определять

звуковысотные

отношения,

музыкальные интервалы (секунда, терция, кварта и др.).

Внутренний слух — способность мысленно представлять, вспоминать отдельные

качества

музыкальных

звуков,

мелодические,

гармонические

последования,

целые

музыкальные пьесы.

Кроме

того,

М.С.Старчеус

пишет

о

том,

что,

разнообразию

музыкальных

характеристик

соответствуют

различные

формы

(или

виды)

слуха:

звуковысотный

(абсолютный

и

относительный),

тембровый,

динамический,

ладовый,

тональный,

мелодический,

гармонический,

ритмический,

архитектонический,

фактурный,

полифонический и т.д.

«..Главная особенность музыкального слуха заключается в том, что он не только слух,

но больше чем слух» [4, с. 12]. М.Старчеус пишет о том, что работа музыкального слуха

требует

слухо-двигательных,

слухо-зрительных,

слухо-осязательных,

зрительно-

двигательных и иных связей. На работу музыкального слуха накладывают отпечаток свойства

личности, её мотивы. Потребности, излюбленные познавательные стратегии и т.п. классик

музыкальной психологии Э.Курт увидел в музыкальном слухе «загадку души, а не уха» [5,

с.16].

Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень

широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля;

мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже

о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т.д. Ритм, наконец, выступает как

некая универсальная космическая категория: «Пространство и время наполнены материей,

подчиненной законам вечного ритма» [Ж.-Далькроз] [6,с 210].

Вопросом

изучения

музыкального

ритма

занималась

В..Н.Холопова.

В

книге

«Музыкальный ритм» [7, с 3] Валентина Николаевна так характеризует понятие ритм: «Ритм,

в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики,

принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…» . Ритм есть

некая определенная организация процесса во времени [7, с 210].

Следующее развернутое определение ритма дается в большой советской энциклопедии

в статье М.Г.Харлап «Ритм» (статья используется целиком): Ритм (греч. rhythmós, от rhéo —

теку),

воспринимаемая

форма

протекания

во

времени

каких-либо

процессов,

основной

принцип

формообразования

временных

искусств

(поэзия,

музыка,

танец

и

др.)

Многообразие

проявлений

ритма

в

различных

видах

и

стилях

искусства,

а

также

за

пределами

художественной

сферы

(ритм

речи,

трудовых

процессов

и

т.

д.)

вызвало

множество

различных

определений

ритма,

в

связи

с

чем

слово

"ритм"

не

обладает

терминологической чёткостью. Среди определений ритма можно отметить три основные

группы:

1

.

В

самом

широком

понимании

ритм

временная

структура

любых

воспринимаемых

процессов,

образуемая

акцентами,

паузами,

членением

на

отрезки,

их

группировкой, соотношениями по длительности и т. п.

2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и

членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым

знаками препинания и пробелами между словами.

3.

В

музыке

ритм

это

её

распределение

во

времени

или

(более

узко)

последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок

в отличие от мелодического). Такому описательному подходу противостоят точки зрения,

признающие ритм особым качеством, отличающим ритмичные движения от неритмичных;

но этому качеству они дают противоположные определения. Одна из них понимает ритм как

закономерное чередование или повторение и основанную на нём соразмерность; идеал ритма

точно

повторяющиеся

колебания

маятника

или

удары

метронома.

Эстетическое

впечатление

от

таких

ритмических

движений

объясняется

"экономией

внимания",

облегчающей восприятие и способствующей автоматизации мускульной работы (например,

при ходьбе).

В

противоположность

определениям

ритма,

основанных

на

соизмеримости

(рациональности) и устойчивой повторности (статике), здесь подчёркивается эмоциональная

и динамическая природа ритма, которая может проявляться и без метра (в ритмической прозе

и

свободном

стихе)

и

отсутствовать

в

метрически

правильных

стихах.

Эмоциональная

(динамическая) и рациональная (статическая) точки зрения не исключают друг друга.

Ритмичными можно назвать те движения, которые при восприятии вызывают своего

рода резонанс, сопереживание, выражающееся в стремлении воспроизводить эти движения

(ритмические

переживания

непосредственно

связаны

с

мышечными

ощущениями,

а

из

внешних ощущений — со звуками, восприятие которых часто сопровождается внутренним

воспроизведением). Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение не было

хаотичным,

имело

бы

определённую

воспринимаемую

структуру,

которая

может

быть

повторена, а с другой стороны, чтобы повторение не было механическим.

Большое внимание ритму уделяет Б.М.Теплов в труде «Психология музыкальных

способностей» [8, с 203]: «Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или

другую

группировку

следующих

друг

за

другом

раздражений,

некоторое

расчленение

временного ряда. О ритме можно начать говорить только тогда, когда ряд равномерно

следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем

группы эти могут быть одинаковыми (по два, по три члена и т.д.) или неодинаковыми.

Вопрос различия понятий «слух» и «чувство» поднимает М.Старчеус в своей книге

«Слух

музыканта».

«В

понятии

«слух»

акцентируется

направленность

слуховой

деятельности на свойства материала (звуковые, интервальные, гармонические и т.п.), а в

понятии «чувство» – психологический механизм и специфика…» [9,с.12].

Понятие «чувство» М.С.Старчеус раскрывает в двух значениях: первое значение –

синоним слова «эмоция», в этом значении понятие «чувство» противопоставляется рассудку.

Второе значение понятия относится к способу восприятия объектов и явлений, точнее к

способности мгновенно безотчетно обобщать непосредственные ощущения и переживания и

обычно

противопоставляется

отчетливому

знанию

[9,с.46].

Таким

образом,

если

слово

«чувство» является синонимом слова «эмоция» и «ощущение», то меньше всего оно является

синонимом слова «слух».

Опираясь на данное определение можно сказать, что термин «ритмический слух»

весьма

целесообразен,

так

как

речь

идет

о

направленности

слуховой

деятельности

на

ритмическую сторону музыки, а не о психологическом механизме или о специфике слуха.

«…Таким

образом,

музыкальный

ритм

включает

в

себя

в

качестве

отдельных

сторон

ритмический

рисунок,

являющийся

своеобразной

материей

ритма,

метр

систему

ритмической организации и темп – качественные и количественные характеристики скорости

протекания ритмического процесса…» [9, с.187].

Б.М. Теплов в своем труде «Психология музыкальных способностей» разделяет

понятия чувство ритма и чувство музыкального ритма. Под чувством ритма автор понимает

«восприятие

и

воспроизведение

временных

отношений»,

«…музыкально-ритмическое

чувство характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку

и вследствие этого тонко.

Ритмический слух – способность улавливать, различать и понимать организацию

процесса во времени (как ритма вообще, так и музыкального ритма). Многие педагоги-

музыканты

поднимали

вопрос

о

важности

развития

ритмического

слуха

наряду

с

интонационным и ладовым. Но и здесь можно увидеть два различных подхода. Первый

вариант относится к стремлению педагогов развивать непосредственно чувство ритма, т.е.

эмоциональное

переживание

и

ощущение

ритма.

Это

направление

проявило

себя

в

ритмической

гимнастике

Жака-Далькроза,

швейцарского

педагога

и

композитора

начала

двадцатого века; в «Шульверке» Карла Орфа (отчасти ставшего последователем системы

Далькроза).

В наше время существует методика В.Б.Брайнина «Развитие музыкального мышления

– практическое изучение музыкального языка» в которой одно из направлений нацелено на

развитие ритмического слуха.

Традиции

музыкального

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста

имеет

давнюю

историю.

Это

и

многолетний

опыт

семейного

воспитания,

и

традиции,

так

называемой народной педагогики, различные системы, созданные композиторами Золтаном

Кодаем, Карлом Орфом и др., система работы с дошкольниками, разработанная профессором

Н.А. Ветлугиной, а также многообразный опыт работы с малышами в кружках, студиях и т.д.

Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали

многие

музыканты,

педагоги,

психологи,

методисты,

музыкальные

руководители

дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а

также ее ученикам и последователям -Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е.

Кизельватер, М.А. Румер.

Научные исследования в области дошкольного музыкально-ритмического воспитания

проводили

А.В.

Кенеман,

Н.А.

Ветлугина

и

их

ученики

-

А.Н.

Зимина,

М.Л.

Палавандашвили.

В

практической

разработке

содержания

и

методики

работы

с

дошкольниками

по

разделу

музыкально-ритмического

воспитания

участвовали

Т.С.

Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, С.Д. Руднева, Л.С. Генералова, Е.Н. Соковнина, В.В.

Цивкина, Е.П. Иова, И.В. Лифиц, Т.П. Ломова и др.

Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих

учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задачи сочетались с

ритмическими упражнениями (с мячом, с лентой) и играми.

Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики - подвести ее

последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий - не столько «Я

знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание

выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их

творческого воображения».

Понимая,

что

ритм

музыки

теснейшим

образом

связан

с

моторикой,

мышечной

реактивностью человека, Далькроз попытался перевести музыкальный ритм в движение

человеческого тела.

Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, Далькроз замечал, что его

занятия

положительно

влияют

на

самочувствие,

настроение

учеников,

исправляют

недостатки физического и психического характера.

Музыкально-ритмическое

воспитание

детей

и

юношества

в

нашей

стране

было

построено

на

основе

ведущих

положений

системы

Э.

Жак-Далькроза.

Отечественные

специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др.

особое

внимание

уделили

подбору

высокохудожественного

репертуара

для

занятий

по

ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовались народные песни и

мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.

Литература:

1. Зимина А.Н. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры, -М., 1993.

2. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. - М., 2000

3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры (программа). - М., 1999.

4. Система эстетического воспитания в детском саду.// Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1962.

5.

Мельникова

Л.И.,

Зимина

А.Н.

Детский

музыкальный

фольклор

в

дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников). - М.,

2000.

6. Жан – Далькрос Э. Ритм – М.: Классика – XXI, 2006

7. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - С- П., 2000.

8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т. - М., 1985.

9. Система эстетического воспитания в детском саду.// Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1962.



В раздел образования