Напоминание

Особенности установок современных подростков на просоциальное поведение


Автор: Городскова Альбина Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: КФУ г.Елабуга
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: научная статья
Тема: Особенности установок современных подростков на просоциальное поведение
Раздел: высшее образование





Назад




Особенности установок современных подростков на просоциальное

поведение

Автор: Городскова Альбина Сергеевна

Тема

дипломной

работы

«Особенности

установок

современных

подростков

на

просоциальное

поведение

в

рамках

которой

были

рассмотрены

формирование

установок

у

современных

подростков

на

просоциальное поведение и его развитие в рамках внеучебной программы.

Задача состоит в изучении и уточнении теоретических положений об

основах

просоциального

поведения

подростков,

анализа

установок

на

просоциальное поведение у современных подростков и изучение программы

внеурочной

деятельности,

направленной

на

развитие

мотивации

просоциального поведения у подростков.

Исходя из поставленных задач в дипломной работе последовательно

рассмотрены ряд вопросов, такие как понятие просоциального поведения,

факторы, оказывающее влияние на формирование у человека просоциального

поведения, виды мотивов. В специальном разделе проведено исследование

установок

у

современных

подростков

на

просоциальное

поведение

и

его

развитие.

В

самом

широком

смысле

просоциальное

поведение

обычно

понимается

как

совокупность

неких

добровольных

действий

индивида,

направленных

на

благо

другого

или

какого-либо

социума

в

целом

(противоположным

по

своему

значению

является

поведение,

называемое

антисоциальным).

Интересно

отметить,

что

научное

изучение

просоциального

поведения

началось

значительно

позднее,

чем

изучение

поведения антисоциального. Понимание просоциального поведения в узком

смысле говорит о «чистом» альтруизме и различных проявлениях доброты.

Очевидно, что любое поведение индивида может являться следствием

его личностных характеристик или каких-либо ситуационных факторов, а

точнее

говоря,

определенным

сочетанием

первых

и

вторых

в

рассматриваемый

момент.

Обзоры

работ

современных

американских

психологов

показывают,

что

главными

личностными

факторами

просоциального

поведения

называются

эмпатия,

склонность

к

альтруистическому

поведению,

ценностная

ориентация

на

кооперацию,

социальная ответственность, внутренний локус контроля и низкий уровень

эгоцентризма.

Отмечается

также,

что

позитивные

или

негативные

эмоциональные состояния личности могут в первом случае способствовать

просоциальному поведению, а во втором — тормозить его. По-видимому,

степень

готовности

человека

прийти

другому

на

помощь

различна

в

тех

случаях, когда он находится в жизнерадостном состоянии или, наоборот,

переживает депрессию. Есть основания полагать, что позитивные эмоции

активизируют позитивный взгляд и на себя, и на других людей. Отсюда

вытекает и мотивация помогающего поведения.

Поскольку

главной

целью

дипломной

работы

стало

изучение

особенностей

установок

современных

подростков

на

просоциальное

поведение,

было

проведено

соответствующее

исследование

на

базе

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Средняя

общеобразовательная

школа

№13»

города

Набережные

Челны.

В

исследовании принимало участие 30 подростков (17 девочек и 13 мальчиков),

в

возрасте

14-15

лет.

Изучению

особенностей

ценностных

и

жизненных

ориентаций

подростков

с

установками

на

просоциальное

поведение

способствовал анализ экспериментальных данных, полученных в результате

применения методик «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Жизненное

предназначение» О.И. Моткова. Выбор именно этих методик обусловлен тем,

что они являются универсальными, валидными, доступными, удобными и

экономичными по времени в проведении исследования.

На основании проведенного исследования были получены следующие

результаты:

1) терминальные ценности: подростки наиболее выделяют свободу и

счастье других;

2)

инструментальные

ценности:

у

подростков

высоко

оценивается

терпимость, самоконтроль и чуткость;

3) иерархия доминирующих терминальных абстрактных и конкретных

ценностей: у подростков преобладают абстрактные ценности;

4)

иерархия

доминирующих

терминальных

этических

ценностей

и

ценностей общения: подростки выделяют ценность общения;

5) пары предназначений: у подростков преобладают Руководитель и

Поддержка других;

6)

ориентации:

у

подростков

преобладают

Ситуативная

и

Духовная

ориентация;

7)

уровни

действенности

жизненных

предназначений:

у

подростков

выявлен высокий уровень;

8)

показатель

гармоничности

внутриличностных

факторов

осуществления жизненных предназначений: у подростков выявлен средний

показатель.

На сегодняшний день существует множество различных методов для

развития

у подростков

просоцильного

поведения,

учитывая

возрастные

и

физиологические изменения. В целом, закладывание основ просоциального

поведения должно проходить уже в детском возрасте, чтобы в подростковом

развить данные установки. Современное телевидение обладает огромным

потенциалом

по

формированию

поведения

подростков,

и

перед

педагогами стоит актуальная задача в использовании телевизионных

средств

для

усвоения

просоциальных

моделей

поведения

старшеклассниками и формировании критичности мышления подростков

для защиты от широко демонстрируемых антиобщественных форм

поведения.

С

целью

развития

просоциального

поведения

у

подростков

была

разработана программа внеурочной деятельности «Учимся, думаем, спорим».

Цель

программы

создание

оптимальных

педагогических

условий

для

развития

просоциального

поведения

у

школьников.

В

целом,

программа

реализации

внеурочной

деятельности

направлена

на

развитие

мотивации

просоциального

поведения

у

детей

подросткового

возраста,

учитывая

их

возрастные и физиологические изменения.

После

внедрения

представленной

программы

необходимо

провести

повторное

исследование

по

аналогичным

методикам.

Были

получены

следующие результаты:

1) терминальные ценности: подростки стали выделять счастье других,

свободу и уверенность;

2)

инструментальные

ценности:

у

подростков

высоко

оценивается

честность, эффективность в делах, чуткость;

3) иерархия доминирующих терминальных абстрактных и конкретных

ценностей: у подростков также преобладают абстрактные ценности;

4)

иерархия

доминирующих

терминальных

этических

ценностей

и

ценностей общения: подростки также выделяют ценность общения;

5) пары предназначений: у подростков преобладают Руководитель и

Поддержка других;

6)

ориентации:

у

подростков

преобладают

Ситуативная

и

Духовная

ориентация;

7)

уровни

действенности

жизненных

предназначений:

у

подростков

выявлен высокий уровень;

8)

показатель

гармоничности

внутриличностных

факторов

осуществления жизненных предназначений: у подростков выявлен средний

показатель.

Вследствие

реализации

программы

внеурочной

деятельности,

направленной

на

развитие

мотивации

просоциального

поведения,

у

подростков значительно улучшились жизненные ориентации и мотивы, что

говорит

о

развитии

их

установок

просоциального

поведения.

В

целом,

следует

отметить,

что

вследствие

реализации

представленной

программы

кардинальных изменений в сознании подростков не произошло, поскольку

программа предпогала качественное изменение установок на просоциальное

поведение. Следовательно, задачи работы выполнены, цель достигнута.

Просоциальное

поведение

подростков,

конечно,

нуждается

в

дальнейшей

разработке

и

соответствующих

исследованиях.

Важность

рассматриваемой проблематики состоит в том, что просоциальное поведение

является не только одной из основ каждой личности и различных групп

людей, но и служит целям формирования гражданского общества.

Список литературы

1.

Зимин

В.А.

Восприятие

просоциального

поведения

в

России:

исторический анализ // Психология, социология и педагогика, 2016. - № 9. - с.

21-26

2.

Леонтьев

А.А.

Психология

общения:

учебник

для

ВУЗов.

М.:

Кнорус, 2013. – 229 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность: учебник для ВУЗов. – М.: Высшая

школа, 2013. – 564 с.

4.

Ремшмидт

X.

Подростковый

и

юношеский

возраст:

Проблемы

становления личности. – СПб: Вектор, 2014. – 553 с.

5.

Чеснокова

И.И.

О

психологических

основах

самовоспитания:

методическое пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 312 с.

6. Шибутани Т. Социальная психология: учебник. – М.: Юнити, 2016. –

210 с.

7.

Шишковец

Т.А.

Осложненное

поведение

подростков:

Причины,

психолого-педагогическое сопровождение, коррекция. – СПб: Питер, 2015. –

560 с.

8. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших

подростков: учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2014. – 545 с.

9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.

– М.: Высшая школа, 2013. – 677 с.



В раздел образования