Автор: Городскова Альбина Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: КФУ г.Елабуга
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: научная статья
Тема: Особенности установок современных подростков на просоциальное поведение
Раздел: высшее образование
Особенности установок современных подростков на просоциальное
поведение
Автор: Городскова Альбина Сергеевна
Тема
дипломной
работы
—
«Особенности
установок
современных
подростков
на
просоциальное
поведение
–
в
рамках
которой
были
рассмотрены
формирование
установок
у
современных
подростков
на
просоциальное поведение и его развитие в рамках внеучебной программы.
Задача состоит в изучении и уточнении теоретических положений об
основах
просоциального
поведения
подростков,
анализа
установок
на
просоциальное поведение у современных подростков и изучение программы
внеурочной
деятельности,
направленной
на
развитие
мотивации
просоциального поведения у подростков.
Исходя из поставленных задач в дипломной работе последовательно
рассмотрены ряд вопросов, такие как понятие просоциального поведения,
факторы, оказывающее влияние на формирование у человека просоциального
поведения, виды мотивов. В специальном разделе проведено исследование
установок
у
современных
подростков
на
просоциальное
поведение
и
его
развитие.
В
самом
широком
смысле
просоциальное
поведение
обычно
понимается
как
совокупность
неких
добровольных
действий
индивида,
направленных
на
благо
другого
или
какого-либо
социума
в
целом
(противоположным
по
своему
значению
является
поведение,
называемое
антисоциальным).
Интересно
отметить,
что
научное
изучение
просоциального
поведения
началось
значительно
позднее,
чем
изучение
поведения антисоциального. Понимание просоциального поведения в узком
смысле говорит о «чистом» альтруизме и различных проявлениях доброты.
Очевидно, что любое поведение индивида может являться следствием
его личностных характеристик или каких-либо ситуационных факторов, а
точнее
говоря,
определенным
сочетанием
первых
и
вторых
в
рассматриваемый
момент.
Обзоры
работ
современных
американских
психологов
показывают,
что
главными
личностными
факторами
просоциального
поведения
называются
эмпатия,
склонность
к
альтруистическому
поведению,
ценностная
ориентация
на
кооперацию,
социальная ответственность, внутренний локус контроля и низкий уровень
эгоцентризма.
Отмечается
также,
что
позитивные
или
негативные
эмоциональные состояния личности могут в первом случае способствовать
просоциальному поведению, а во втором — тормозить его. По-видимому,
степень
готовности
человека
прийти
другому
на
помощь
различна
в
тех
случаях, когда он находится в жизнерадостном состоянии или, наоборот,
переживает депрессию. Есть основания полагать, что позитивные эмоции
активизируют позитивный взгляд и на себя, и на других людей. Отсюда
вытекает и мотивация помогающего поведения.
Поскольку
главной
целью
дипломной
работы
стало
изучение
особенностей
установок
современных
подростков
на
просоциальное
поведение,
было
проведено
соответствующее
исследование
на
базе
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная
школа
№13»
города
Набережные
Челны.
В
исследовании принимало участие 30 подростков (17 девочек и 13 мальчиков),
в
возрасте
14-15
лет.
Изучению
особенностей
ценностных
и
жизненных
ориентаций
подростков
с
установками
на
просоциальное
поведение
способствовал анализ экспериментальных данных, полученных в результате
применения методик «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Жизненное
предназначение» О.И. Моткова. Выбор именно этих методик обусловлен тем,
что они являются универсальными, валидными, доступными, удобными и
экономичными по времени в проведении исследования.
На основании проведенного исследования были получены следующие
результаты:
1) терминальные ценности: подростки наиболее выделяют свободу и
счастье других;
2)
инструментальные
ценности:
у
подростков
высоко
оценивается
терпимость, самоконтроль и чуткость;
3) иерархия доминирующих терминальных абстрактных и конкретных
ценностей: у подростков преобладают абстрактные ценности;
4)
иерархия
доминирующих
терминальных
этических
ценностей
и
ценностей общения: подростки выделяют ценность общения;
5) пары предназначений: у подростков преобладают Руководитель и
Поддержка других;
6)
ориентации:
у
подростков
преобладают
Ситуативная
и
Духовная
ориентация;
7)
уровни
действенности
жизненных
предназначений:
у
подростков
выявлен высокий уровень;
8)
показатель
гармоничности
внутриличностных
факторов
осуществления жизненных предназначений: у подростков выявлен средний
показатель.
На сегодняшний день существует множество различных методов для
развития
у подростков
просоцильного
поведения,
учитывая
возрастные
и
физиологические изменения. В целом, закладывание основ просоциального
поведения должно проходить уже в детском возрасте, чтобы в подростковом
развить данные установки. Современное телевидение обладает огромным
потенциалом
по
формированию
поведения
подростков,
и
перед
педагогами стоит актуальная задача в использовании телевизионных
средств
для
усвоения
просоциальных
моделей
поведения
старшеклассниками и формировании критичности мышления подростков
для защиты от широко демонстрируемых антиобщественных форм
поведения.
С
целью
развития
просоциального
поведения
у
подростков
была
разработана программа внеурочной деятельности «Учимся, думаем, спорим».
Цель
программы
—
создание
оптимальных
педагогических
условий
для
развития
просоциального
поведения
у
школьников.
В
целом,
программа
реализации
внеурочной
деятельности
направлена
на
развитие
мотивации
просоциального
поведения
у
детей
подросткового
возраста,
учитывая
их
возрастные и физиологические изменения.
После
внедрения
представленной
программы
необходимо
провести
повторное
исследование
по
аналогичным
методикам.
Были
получены
следующие результаты:
1) терминальные ценности: подростки стали выделять счастье других,
свободу и уверенность;
2)
инструментальные
ценности:
у
подростков
высоко
оценивается
честность, эффективность в делах, чуткость;
3) иерархия доминирующих терминальных абстрактных и конкретных
ценностей: у подростков также преобладают абстрактные ценности;
4)
иерархия
доминирующих
терминальных
этических
ценностей
и
ценностей общения: подростки также выделяют ценность общения;
5) пары предназначений: у подростков преобладают Руководитель и
Поддержка других;
6)
ориентации:
у
подростков
преобладают
Ситуативная
и
Духовная
ориентация;
7)
уровни
действенности
жизненных
предназначений:
у
подростков
выявлен высокий уровень;
8)
показатель
гармоничности
внутриличностных
факторов
осуществления жизненных предназначений: у подростков выявлен средний
показатель.
Вследствие
реализации
программы
внеурочной
деятельности,
направленной
на
развитие
мотивации
просоциального
поведения,
у
подростков значительно улучшились жизненные ориентации и мотивы, что
говорит
о
развитии
их
установок
просоциального
поведения.
В
целом,
следует
отметить,
что
вследствие
реализации
представленной
программы
кардинальных изменений в сознании подростков не произошло, поскольку
программа предпогала качественное изменение установок на просоциальное
поведение. Следовательно, задачи работы выполнены, цель достигнута.
Просоциальное
поведение
подростков,
конечно,
нуждается
в
дальнейшей
разработке
и
соответствующих
исследованиях.
Важность
рассматриваемой проблематики состоит в том, что просоциальное поведение
является не только одной из основ каждой личности и различных групп
людей, но и служит целям формирования гражданского общества.
Список литературы
1.
Зимин
В.А.
Восприятие
просоциального
поведения
в
России:
исторический анализ // Психология, социология и педагогика, 2016. - № 9. - с.
21-26
2.
Леонтьев
А.А.
Психология
общения:
учебник
для
ВУЗов.
–
М.:
Кнорус, 2013. – 229 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность: учебник для ВУЗов. – М.: Высшая
школа, 2013. – 564 с.
4.
Ремшмидт
X.
Подростковый
и
юношеский
возраст:
Проблемы
становления личности. – СПб: Вектор, 2014. – 553 с.
5.
Чеснокова
И.И.
О
психологических
основах
самовоспитания:
методическое пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 312 с.
6. Шибутани Т. Социальная психология: учебник. – М.: Юнити, 2016. –
210 с.
7.
Шишковец
Т.А.
Осложненное
поведение
подростков:
Причины,
психолого-педагогическое сопровождение, коррекция. – СПб: Питер, 2015. –
560 с.
8. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших
подростков: учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2014. – 545 с.
9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей.
– М.: Высшая школа, 2013. – 677 с.