Напоминание

«Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»


Автор: Основа Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Общеобразовательная школа интернат психолого–педагогической поддержки"
Населённый пункт: г.Мариинск Кузбасс
Наименование материала: Доклад по теме"Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжёлой отсталостью"
Тема: «Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ «Общеобразовательная школа-интернат психолого-

педагогической поддержки» г. Мариинск

Доклад на МО учителей начальных классов

Тема: «Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью»

Выполнила: Основа

Светлана Александровна

учитель начальных классов

Мариинск 2018г

«Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью»

Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей,

является развитие их потенциальных познавательных возможностей,

коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых

навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является

приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно

полезному труду и приобретение ими социального опыта.

У данной категории детей статические и локомоторные функции

развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются.

У них нарушена координация, точность и темп движений. У одних

двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений,

замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная

подвижность сочетается беспорядочностью, некоординированностью

движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на

формирование навыков самообслуживания, требующих тонких движений

пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании лен-

точек. Внимание отличается неустойчивостью и отвлекаемостью,

привлекается с большим трудом.

Детям имбецилам необходима коррекция мышления, памяти, речи, коррекция

физических недостатков, двигательной сферы, цветовосприятия,

пространственного восприятия. Важнейшим принципом в работе с этими

детьми является принцип практической направленности обучения.

Для этого применяются различные коррекционные упражнения.

1.

Упражнения для развития моторики и внимания

Ребенок должен по инструкции:

положить на парту руки по очереди

поднять одну руку, другую

поднять руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает «направо»,

«налево», то – «на окно», «на дверь»);

показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга

и т.д.);

пройти по начерченной линии (прямая, круг, кривая)

пройти, пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.

нарисовать мелом или карандашом кружок палочку, крестик)

наверху, внизу, справа, слева доски (тетради).

Мелом на доске или карандашом в тетради ставят две точки, ребенок

должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в

разных направлениях).

Упражнения для пальцев рук:

растопырить пальцы, сжать в кулак, разжать;

из сжатого кулака попеременно выпрямить пальцы;

игра на пианино

скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;

перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;

собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку;

пересыпать крупу из одной ёмкости в другую

работа с сухим бассейном.

2. Упражнения для развития памяти и внимания

- показывают картинку и убирают, ребенок называет, что видел.

- ставят несколько предметов, один убирают, ребёнок говорит какого

предмета нет.

- ударяют в ладоши или карандашом о стол, ребёнок должен повторить.

- показывают различные движения, ребенок должен повторить.

- завязывают глаза, педагог прикасается к нему, ребенок должен определить,

к какой части тела прикасались.

3. Упражнения для различения цвета, формы, величины

- Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики

(квадратик, круг, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме

(по цвету).

- Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она

убирается. Ребенок должен подобрать такую же.

- Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.

- Складывание различных пирамидок.

- Складывание матрешек.

- Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета.

- Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу от меньшего, к

большему.

- Выстраивание однородных предметов разного размера (грибочки,

лодочки, куклы и т.д.). Предлагают показать самую большую, самую

маленькую.

- Раскладывание различных предметов резко контрастных цветов,

предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета.

Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски

бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы сделанные из пластилина.

4. Коррекционные упражнения для достижения

определенной быстроты движений

Эти упражнения целесообразно проводить с инертными,

малоподвижными детьми.

- Убрать со стола руки быстро, по команде.

- Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону,

похлопать и т.п.).

- Быстро простучать по столу нужное количество раз.

- Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и

сесть на место.

- Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет).

- Быстро вытереть доску.

- В быстром темпе называть показываемые предметные картинки,

различные предметы, игрушки, школьные принадлежности и т.д.

- Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно

устраивать с ним соревнование "Кто быстрее".

5. Коррекционные упражнения для беспокойных детей

Для беспокойных, импульсных детей целесообразно чередовать со

специальными упражнениями, требующими покоя и самообладания.

Эти упражнения могут быть следующими:

- Посидеть спокойно 5-10-15 секунд.

- Посидеть, молча заложить руки за спину, обнять себя, погладить.

- Медленно, молча проводить рукой по краю стола.

- Бесшумно встать и сесть.

- Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.

- Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.

6. Работа по развитию здоровьесберегающих технологий.

двигательные действия

эмоциональные разрядки и минутки покоя

гимнастика оздоровительная

проведение физкультминуток

специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз

массаж поглаживание

профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья

детей,

подвижные игры на свежем воздухе.

Дети имбецилы быстро утомляются, устают, внимание их рассеивается,

поэтому надо чередовать активный и пассивный виды деятельности.

Можно предложить быстро поморгать 20-30 секунд, затем закрыть глаза и

посидеть спокойно одну минуту, откинувшись на спинку стула. Позу покоя

можно провести с использованием стихотворения, так как стихи

способствуют развитию памяти.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют,

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение,

И становится понятно -

Расслабление приятно!

Большое значение имеет применение на уроках физкультминуток.

Для того чтобы сохранить физическое и психическое здоровье необходимы

двигательные минутки, которые позволяют телу передохнуть и расслабиться,

прислушаться к себе и принести организму пользу. Вопрос о времени

проведения физкультминуток решается в зависимости от того, в каком

физическом и эмоциональном состоянии находятся дети. Рекомендуемая

норма: на 15 минут занятий по одной минуте из трех легких упражнений с 3-

4 повторами каждого.

Физкультминутку можно заменить специальной зарядкой для глаз:

- вращения для усиления кровотока в глазу

- само-массаж (зажмуривание, моргание)

- отдых глаз (закрыть и представить что-либо приятное)

- прикрыть глаза руками и представить черные предметы

- смотреть на зеленое

- посмотреть в окно одну минуту. Можно провести само-массаж ушей со

словами: "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу".

Необходимо обращать внимание на особенности физического развития.

Развитие мускулатуры влияет на умение держать карандаш, ручку, кисточку,

ножницы. Чтобы дети могли достигнуть тонкой моторной координации, их

руки нуждаются в постоянной тренировке. Руки и пальцы у детей быстро

устают, поэтому надо делать пальчиковую гимнастику. Можно делать массаж

пальцев, легонько разминая каждый сустав.

Вот несколько примеров физкультминуток с одновременным выполнением

действий и проговариванием рифмовок.

1. Поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье:

Опустить руки вниз ладонями горизонтально к полу, присесть и произнести:

"Я приветствую тебя земля",

Вытянуть руки перед собой ладонями вперед: "Я приветствую тебя вода",

Поднять руки вверх: "Я приветствую тебя солнышко"!

2. Деревце.

Встаньте, поставьте ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделайте

спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх, держите ладони друг к

другу. Потянитесь всем телом вверх. Потягиваясь вверх, представьте крепкое,

сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм

наливается силой, бодростью, здоровьем.

3. Стрекоза. Представьте себя стрекозой.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась.

Три - прогнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

4.Мы осанку исправляем -

Спинки дружно прогибаем,

Влево, вправо мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

5. Насос (Наклоны в стороны с хлопками).

6. Пружинка (Приседания).

7. Попрыгунчик воробей (прыжки).

8.Это рука левая,

Это рука правая.

Правой рукой я пишу,

Левой я тетрадь держу.

9.Глазками я вижу,

Ушками я слышу,

Ручками я хлопаю,

Ножками я топаю.

Топ, топ, топ,

Хлоп, хлоп, хлоп.

10.Вижу, вижу,

Слышу, слышу.

Раз, два, три - хлоп

Раз, два, три - стоп.

Раз, два, три - топ

Раз, два, три - стоп!

11.Вот так я просыпаюсь,

Вот так я одеваюсь,

Вот так я умываюсь,

Вот так я чищу зубы,

Чтоб выглядеть на пять.

Вот так причёску делаю,

Я прыгаю и бегаю,

Наклоны вправо, влево,

Люблю я выполнять.

Вот так иду гулять.

Так же, очень важно поддерживать позитивное эмоциональное состояние

ребёнка. Для этого можно использовать картинки, карикатуры, вызывающие

положительный эмоциональный всплеск.

В заключение хотелось бы отметить, что выше, приведенные приёмы,

помогают сохранить детям здоровье, поддерживать их позитивное и

эмоциональное состояние, способствуют физическому и психическому

развитию ребёнка. Учителям и воспитателям необходимо, опираясь на

здоровые стороны детей, осуществлять коррекционно - педагогическую

работу с детьми.



В раздел образования