Автор: Горлевский Владислав Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: г. Апатиты
Наименование материала: статья
Тема: "История конструктивных изменений трубы.IX век"
Раздел: дополнительное образование
История
конструктивных изменений трубы.
IX век.
Горлевский Владислав Викторович
преподаватель
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская
школа искусств»
Апатиты - 2017
«Труба, инструмент священный, это
самый сложный из духовых инструментов
требующий наибольших усилий...»
Стенли Крауч, писатель
В 1801 году, знаменитый венский трубач Антон Вейдингер (1767-1852), сконструировал
и запатентовал клапанную трубу, прототипом которой была изобретенная, сорока годами
ранее,
Ф.
Кёльбелем
1
(1708-1787)
«валторна
с
аморным
звуком»,
так
назвал
ее
автор
изобретения. В 1760 году в Петербурге Ф. Кёльбель применил клапанное устройство к
натуральной валторне. Изобретение было одобрено Екатериной II, но из-за непонятных
причин инструмент не получил широкого распространения. Чего, несомненно, нельзя сказать
о клапанной трубе, применение которой было довольно широко.
Клапанный механизм, который ранее применялся для деревянных духовых инструментов
(флейта, гобой, кларнет, фагот) был приспособлен к натуральной трубе следующим образом:
на стволе инструмента высверливалось от четырех до шести отверстий, которые закрывались
и открывались по средством клапанов с длинными рычагами. Отверстия в канале ствола
инструмента сильно снижали качество звука, делали его тусклым и неинтересным, хотя
виртуозные
возможности
инструмента
были
весьма
заманчивыми.
Трубачу,
очевидно,
необходимо было обладать необыкновенным исполнительским мастерством, чтобы добиться
ровного звучания и тембровой окраски во всем диапазоне, но именно эти условия, на мой
взгляд, и послужили дальнейшему развитию инструмента.
Несмотря
на
очевидное
несовершенство
клапанного
механизма,
используемого
на
трубе,
небольшая
структурная
его
часть
(один-три
клапана)
и
поныне
используется
в
современных
инструментах.
Фирма
«Тайн»
(Германия)
в
конструкции
роторной
трубы
применила клапана с длинными рычагами для облегчения попадания в некоторые ноты
третий октавы.
Натуральная труба стала хроматической в 1790 году, благодаря вентильному механизму.
Идея
его
создания
принадлежит
ирландскому
мастеру
Шарлю
Клаже
(1755-1820).
Он
соединил общим мундштуком две трубы в строях «D» и «Es». Инструмент имел один
вентиль. Переключаясь с
его помощью на ту или другую трубу, исполнитель мог извлекать звуки двух натуральных
звукорядов.
В
дальнейшем,
много
экспериментируя,
мастера
пришли
к
выводу,
что
вентилями
1
2
следует
соединить
не
инструменты
разных
строев,
а
определенным
образом
сконструированные дополнительные трубки (кроны), для того чтобы мгновенно увеличить
звучащую
длину
канала
ствола
трубы.
Наряду
с
этим
придумывались
и
наиболее
совершенные
механизмы
вентилей
(роторов).
Современные
трубы
с
вращающимися
вентилями основываются на конструкции немецкого мастера Йозефа Ридла. Его изобретение
относится к 1832 году. Первыми, кто снабдил трубу двумя вентилями, были немцы, братья
Антон и Игнац Кернеры
2
в 1806 году. Дальнейшее усовершенствование конструкции привело
к хроматизации инструмента. Инструменты переходного периода имели три, четыре и даже
пять вентилей.
Вначале вентильные хроматические трубы изготавливались прежних размеров в строях
«Es», «F», «G» и, посредством добавочных крон (инвенций), вставляемых в канал ствола и
инструмента,
перестраивались
в
другие
тональности.
В
дальнейшем,
освоив
технику
владения
вентильными
трубами,
исполнители,
не
применяя
инвенций,
стали
транспонировать
свою
нотную
строчку,
то
есть
играть
на
трубе
в
строе
«F»
партии,
написанные в различных строях. Но в этом строе инструмент применялся недолго. Вскоре
музыканты начали отдавать предпочтение более высокой трубе «В», длина которой была
вдвое меньше старого натурального инструмента того же строя.
Трубачи, приняв в своей исполнительской практике короткий вентильный инструмент в
строе «В», отказались от старого мундштука, который имел мелкую чашку и острые поля.
Такой мундштук более подходил для исполнения музыки барокко, где каждый звук игрался
отдельно,
переходы
на
легато
почти
не
использовались.
Музыканты
стали
играть
на
мундштуках с более глубокой чашкой и округлыми полями, что несколько смягчило звук и
увеличило выдержку исполнителей. Однако не все исполнители могли быстро добиться
подлинного
профессионализма,
найти
для
себя
удобный
по
конструкции
инструмент,
подобрать нужный мундштук.
Другим
механизмом,
понижающим
натуральные
звуки
трубы,
стал
клапан
под
названием gros piston, запатентованный в 1839 году парижским мастером Франсуа Перине.
Это самый распространенный механизм, используемый на современной трубе.
История развития трубы неразрывно связана с другим ее ближайшим родственником -
корнетом. В отличие от трубы, имеющей военное и придворное прошлое, корнет ведет свой
род от охотничьих, почтовых и прочих сигнальных рожков. Между прочим, до сих пор
многие виртуозы - корнетисты заявляют, что корнет это не мягко звучащая труба, а маленькая
валторна.
Изобретение
корнета
приписывается
Сигизмунду
Штельцелю,
инструмент
которого был показан в Париже в 1830 году и имел лишь два вентиля. Корнет пользовался
2
3
огромным успехом у музыкантов, игравших на балах и у слушателей. Спустя некоторое
время, к имевшимся двум, был приспособлен третий вентиль. Началось бурное увлечение
корнетом.
Появление корнета связано с тем, что в первое время хроматические трубы обладали
тяжелым, негибким звуком. В поисках мягкости и прежнего блеска музыкальные мастера
много экспериментировали. Корнет обладал большим, чем у трубы, количеством витков
ствола,
звучал
мягче,
бархатистее.
Его
технические
возможности
были
более
яркими.
Преимущество корнета заключалось еще и в том, что, если первые хроматические трубы
чаще всего звучали в строе «F», то корнеты строились в более удобных для исполнителя
строях «В» и «А». Поэтому корнет сразу же значительно выиграл в глазах современников. 19
век - это время, когда корнет начал широко вводиться в партитуры многих композиторов.
Корнет часто именуется «корнет-а-пистон», это французское название инструмента,
означающее - корнет с помпами, то есть с помповыми вентилями. Помповый механизм
сконструировали в 1814 году берлинские мастера Фридрих Блюмель и Генрих Штольцель,
применив их на валторне. Затем этот механизм применили на корнете, что значительно
повысило его технические возможности. И в заключении французский мастер Ф. Перине
оснастил помповым механизмом трубы.
К концу XIX века на базе мастерских известных мастеров сформировались фабрики,
многие из которых выпускают прекрасные инструменты, и по сей день. Среди них Адольф
Сакс (бельгийский мастер, создавший семейство саксофонов, он переехал во Францию в 1842
году и в данном случае интересен для нас как создатель семейства саксгорнов - прообраза
инструментов современного духового оркестра), Ф. Бессон, Куэснон и А. Кортуа во Франции,
А. Александер, Э. Круспэ и И. Геккель в Германии. В. Махиллон в Англии, Ф. Холтон и Г.
Конн в США. Трубы обычно изготавливались в строях С, D,
Es,
Е, F. Корнеты - В и А
(иногда,
правда,
встречаются
и
"редкие"
строи As
и G).
К
концу
XIX
века
из
всего
многообразия инструментов наиболее употребляемыми стали трубы В, С,
Es contralto (в
септете К. Сен-Санса, партию III трубы у Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова, партию IV
трубы в "Весне Священной" И. Стравинского) корнеты В и С. Безусловно, трубы других
строев изготавливались мастерами и использовались трубачами, но - эпизодически. Поэтому
запись партий во многих строях, например, в музыке Р. Вагнера и Р. Штрауса была ориенти -
рована скорее на удобство чтения при транспозиции (минимум знаков альте рации, запись в
пределах нотоносца и т. д.), чем на смену инструментов в процессе исполнения. Событием в
мире исполнителей было появление труб пикколо в период с 1885 по 1905. Эти трубы часто
4
упоминаются как "Баховские трубы" или "Генделевские модели". Их появление связано с
возросшим интересом к музыке XVII века, особенно И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В 1885 году
Ф. Бессон изготовил трубу G с добавочными кронами F и Е.
В Германии в это же время появились трубы D. В 1894 году А. Александер изготовил
трубу F для Второго Бранденбургского концерта И. С. Баха, а чуть позже В. Махиллон сделал
трубу пикколо В для концертов Брюссельской консерватории сезона 1905 года.
Таким образом, в 19 веке труба получила все конструктивные изменения, в которых, с
незначительными
усовершенствованиями,
закрепилась
как
современный
музыкальный
инструмент.
5