Автор: Хизриева Лариса Зубайруевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ№1
Населённый пункт: г.Южно–Сухокумск
Наименование материала: "Литература в школе как фактор духовно–нравственных основ личности"
Тема: Методическая статья
Раздел: полное образование
Методическая статья
«Литература в школе как фактор духовно-нравственных
основ личности »
Сегодня остро стоят вопросы: « Какими будут наши выпускники?», «Что сумеют
отобрать в сложном калейдоскопе взглядов, ценностей?», «Какими идеалами будут жить?»
О нравственном воспитании в процессе обучения заговорили как о проблеме
общенациональной. Эта та проблема, от решения которой зависит будущее страны, так как
основой развития общества является не только интеллект, разум, но и нравственность. А в
современной ситуации социальной и нравственной деформации в обществе смяты
нравственные ориентиры, и часто подрастающее поколение обвиняют в бездуховности,
агрессивности. Дети живут в обществе с размытыми границами между добром и злом,
порядочностью и бесчестием, дозволенным и недопустимым, где возрастает значимость
прагматических ценностей и все менее значима ориентация на этические ценности,
ценности личностного развития. Одно из следствий духовных недугов общества –
несформированность ценностно-смыслового, нравственного стержня личности ребенка,
представления о необходимости личной ответственности за поступки. В образовании
непременно должна быть нравственная составляющая, о чем еще Кант сказал: «Человек
должен воспитываться для добра».
Традиционно одним из источников нравственности называют художественную
литературу, включающую в себя такие ценности, как духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни. И, конечно, нельзя не согласиться с В.Г.Белинским:
«Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».
Роль уроков литературы - переоценить. Конечно, важно, чтобы ученики
открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но,
думается, гораздо важнее открыть им мир, который ставит перед ними нравственные
задачи. Известно, что без склонного к размышлению сердца, знание развращает ум. Как
же пробудить «чувства добрые»? Соприкосновение и знакомство с художественными
произведениями помогает выработать критерии нравственных приоритетов, формирует
понимание цели жизни и предназначения человека, приходящего в этот мир для добра.
Нравственное воспитание всегда начинается с пробуждения добрых чувств, и этому
призвана способствовать литература. Для нашей национальной психологии характерно
повышенное внимание к душе и, поэтому русская литература всегда было гордостью
народа. Чтение русской классики требует напряженной работы ума, чувств, души.
Литература пробуждает желание сохранить цельность души. И здесь фактически
моделируются будущие человеческие отношения, так как главный статус ученика -
Человек.
Познание учеником жизни через художественное произведение – процесс особый. И он
отличен от логического познания. Это прежде всего поиск и выбор нравственных
ценностей, «труд души». «Взволновав, заставить задуматься», - тезис Л.М Предтеченской
стал концентрированным выражением сущности преподавания литературы. Лишь
непосредственное переживание, возникающее у человека в результате его общения с
художественным произведением, испытанное чувство радости, сострадания – становится
основанием оценочного суждения, не рассудок, не логический анализ, а голос
собственного чувства диктует человеку оценку события, поступка, характера. Пережить
что-либо – значит приобщить данное явление к своей жизни. Если переживание не
возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным,
осмысленным, оно останется в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки
1
личности В.Г.Белинский писал: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут,
старайтесь, чтобы они как можно больше чувствовали. Пусть их сердце переполняется
чувством, действует на них мимо головы, прямо через сердце». От чувства к мысли, через
эмоции - к рациональному – вот путь воздействия художественного произведения на
человека.
Важна и социализация учащихся. И это возможно (частично) через изучение
произведений литературы. Ребенку непросто войти и познать мир взрослых,
самоутвердиться в среде сверстников. Он чувствует свое несовершенство, осознает его.
Читая художественное произведение, сравнивает себя с литературным героем,
сопереживая ему, наделенному недостатками и способному решить стоящие перед ним
проблемы, Важным становится позитивный опыт преодоления трудностей литературным
героем, его качества, достойные подражания. Усвоив частицу мирового, национального
наследия в школе, дети легче осмысливают противоречия современного мира и познают
его, а затем и свое место в нем на основе нравственных ценностей.
Подрастающее поколение на современном этапе переживает «духовный кризис»,
обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической,
экономической и социальной сферах. Среди причин деструкции, происходящей в
молодежной среде, исследователи отмечают такие моменты, как:
• становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на
ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой
тяжелые последствия;
• отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к
дезинтеграции духовных образований молодежи;
• ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания;
смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием
подростков, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами
воспитания;
• образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;
• в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис
коллективизма.
Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения
подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются важнейшими,
базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность
личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность
представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по
отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное
воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и
многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.
На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают
существенное влияние четы ре группы факторов: природные (или биологические),
социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой,
целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное
общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный
опыт и опыт нравственного поведения. Также большое значение для духовно-
нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы,
неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое,
личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени
осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние
воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции,
существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его
духовного мира. Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие
2
показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием;
разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование
возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания
обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.
Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса
духовно-нравственного воспитания, являются: морально-волевые качества:
целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость
в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и
последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и
самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных
ситуациях;
эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость,
педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной
ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость,
достоинство; мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
В своей воспитательной программе «Семейный родник» одним из главных направлений
является духовно-нравственное воспитание учащихся.
Целью данного направления является формирование личности, ответственной за свою
судьбу, судьбу своей страны, гражданина и патриота. В учебно - воспитательной
деятельности стремлюсь к формированию у обучающихся следующих качеств: -
нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма,
гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Учителя в тесном союзе с общественностью работают над приобщением учащихся к
православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира,
человека и общества. Духовно-нравственное воспитание в моем классе осуществляется
через уроки, особенно через уроки литературы, истории, основы православной культуры,
внеклассных мероприятий проводимых для учащихся начальных классов: «Дорога к
храму», классные часы, работу музеев боевой славы и православной культуры.
Большой популярностью в классе пользуются экскурсии по святым местам.В основе
духовно-нравственного воспитания в нашем классе лежит удовлетворение потребности
каждого ученика в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к
богатейшему духовному опыту национальной культуры.
Таким образом, наше образовательное учреждение, выполняя задачи по духовно-
нравственному воспитанию, готовит активных выпускников, имеющих стойкую
жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными
ценностями. Свое размышление о воспитании детей хотелось бы мне закончить
высказыванием
Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо
принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо,
наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Я верю, что мои ученики
вырастут хорошими людьми, сумеют правильно определить свой путь в жизни, и скромно
горжусь, что и моя толика труда в этом есть. Пусть малая часть моей любви задержалась в
душе ребенка, но она заронила частичку добра, справедливости, мудрой жизненной
стойкости.
Литература.
3
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России Педагогика.
- 2008. - № 9. - С. 3 -12.
3. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как
основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников. Профильная
школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.
4. Емельянова, И. Е. Развитие духовно - творческого потенциала ребенка как фактор
самореализации в социуме , 2015
4