Напоминание

Методическая статья


Автор: Хизриева Лариса Зубайруевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ№1
Населённый пункт: г.Южно–Сухокумск
Наименование материала: "Литература в школе как фактор духовно–нравственных основ личности"
Тема: Методическая статья
Раздел: полное образование





Назад




Методическая статья

«Литература в школе как фактор духовно-нравственных

основ личности »

Сегодня остро стоят вопросы: « Какими будут наши выпускники?», «Что сумеют

отобрать в сложном калейдоскопе взглядов, ценностей?», «Какими идеалами будут жить?»

О нравственном воспитании в процессе обучения заговорили как о проблеме

общенациональной. Эта та проблема, от решения которой зависит будущее страны, так как

основой развития общества является не только интеллект, разум, но и нравственность. А в

современной ситуации социальной и нравственной деформации в обществе смяты

нравственные ориентиры, и часто подрастающее поколение обвиняют в бездуховности,

агрессивности. Дети живут в обществе с размытыми границами между добром и злом,

порядочностью и бесчестием, дозволенным и недопустимым, где возрастает значимость

прагматических ценностей и все менее значима ориентация на этические ценности,

ценности личностного развития. Одно из следствий духовных недугов общества –

несформированность ценностно-смыслового, нравственного стержня личности ребенка,

представления о необходимости личной ответственности за поступки. В образовании

непременно должна быть нравственная составляющая, о чем еще Кант сказал: «Человек

должен воспитываться для добра».

Традиционно одним из источников нравственности называют художественную

литературу, включающую в себя такие ценности, как духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни. И, конечно, нельзя не согласиться с В.Г.Белинским:

«Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

Роль уроков литературы - переоценить. Конечно, важно, чтобы ученики

открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но,

думается, гораздо важнее открыть им мир, который ставит перед ними нравственные

задачи. Известно, что без склонного к размышлению сердца, знание развращает ум. Как

же пробудить «чувства добрые»? Соприкосновение и знакомство с художественными

произведениями помогает выработать критерии нравственных приоритетов, формирует

понимание цели жизни и предназначения человека, приходящего в этот мир для добра.

Нравственное воспитание всегда начинается с пробуждения добрых чувств, и этому

призвана способствовать литература. Для нашей национальной психологии характерно

повышенное внимание к душе и, поэтому русская литература всегда было гордостью

народа. Чтение русской классики требует напряженной работы ума, чувств, души.

Литература пробуждает желание сохранить цельность души. И здесь фактически

моделируются будущие человеческие отношения, так как главный статус ученика -

Человек.

Познание учеником жизни через художественное произведение – процесс особый. И он

отличен от логического познания. Это прежде всего поиск и выбор нравственных

ценностей, «труд души». «Взволновав, заставить задуматься», - тезис Л.М Предтеченской

стал концентрированным выражением сущности преподавания литературы. Лишь

непосредственное переживание, возникающее у человека в результате его общения с

художественным произведением, испытанное чувство радости, сострадания – становится

основанием оценочного суждения, не рассудок, не логический анализ, а голос

собственного чувства диктует человеку оценку события, поступка, характера. Пережить

что-либо – значит приобщить данное явление к своей жизни. Если переживание не

возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным,

осмысленным, оно останется в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки

1

личности В.Г.Белинский писал: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут,

старайтесь, чтобы они как можно больше чувствовали. Пусть их сердце переполняется

чувством, действует на них мимо головы, прямо через сердце». От чувства к мысли, через

эмоции - к рациональному – вот путь воздействия художественного произведения на

человека.

Важна и социализация учащихся. И это возможно (частично) через изучение

произведений литературы. Ребенку непросто войти и познать мир взрослых,

самоутвердиться в среде сверстников. Он чувствует свое несовершенство, осознает его.

Читая художественное произведение, сравнивает себя с литературным героем,

сопереживая ему, наделенному недостатками и способному решить стоящие перед ним

проблемы, Важным становится позитивный опыт преодоления трудностей литературным

героем, его качества, достойные подражания. Усвоив частицу мирового, национального

наследия в школе, дети легче осмысливают противоречия современного мира и познают

его, а затем и свое место в нем на основе нравственных ценностей.

Подрастающее поколение на современном этапе переживает «духовный кризис»,

обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической,

экономической и социальной сферах. Среди причин деструкции, происходящей в

молодежной среде, исследователи отмечают такие моменты, как:

• становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на

ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой

тяжелые последствия;

• отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к

дезинтеграции духовных образований молодежи;

• ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания;

смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием

подростков, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами

воспитания;

• образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;

• в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис

коллективизма.

Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения

подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются важнейшими,

базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность

личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность

представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по

отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное

воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и

многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают

существенное влияние четы ре группы факторов: природные (или биологические),

социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой,

целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное

общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный

опыт и опыт нравственного поведения. Также большое значение для духовно-

нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы,

неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое,

личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени

осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние

воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции,

существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его

духовного мира. Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие

2

показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием;

разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование

возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания

обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.

Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса

духовно-нравственного воспитания, являются: морально-волевые качества:

целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость

в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и

последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и

самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных

ситуациях;

эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость,

педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной

ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость,

достоинство; мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.

В своей воспитательной программе «Семейный родник» одним из главных направлений

является духовно-нравственное воспитание учащихся.

Целью данного направления является формирование личности, ответственной за свою

судьбу, судьбу своей страны, гражданина и патриота. В учебно - воспитательной

деятельности стремлюсь к формированию у обучающихся следующих качеств: -

нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма,

гражданственности);

- нравственного облика (милосердия, толерантности);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению

самоотверженной любви);

- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Учителя в тесном союзе с общественностью работают над приобщением учащихся к

православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира,

человека и общества. Духовно-нравственное воспитание в моем классе осуществляется

через уроки, особенно через уроки литературы, истории, основы православной культуры,

внеклассных мероприятий проводимых для учащихся начальных классов: «Дорога к

храму», классные часы, работу музеев боевой славы и православной культуры.

Большой популярностью в классе пользуются экскурсии по святым местам.В основе

духовно-нравственного воспитания в нашем классе лежит удовлетворение потребности

каждого ученика в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к

богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Таким образом, наше образовательное учреждение, выполняя задачи по духовно-

нравственному воспитанию, готовит активных выпускников, имеющих стойкую

жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными

ценностями. Свое размышление о воспитании детей хотелось бы мне закончить

высказыванием

Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо

принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо,

наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Я верю, что мои ученики

вырастут хорошими людьми, сумеют правильно определить свой путь в жизни, и скромно

горжусь, что и моя толика труда в этом есть. Пусть малая часть моей любви задержалась в

душе ребенка, но она заронила частичку добра, справедливости, мудрой жизненной

стойкости.

Литература.

3

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России Педагогика.

- 2008. - № 9. - С. 3 -12.

3. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как

основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников. Профильная

школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.

4. Емельянова, И. Е. Развитие духовно - творческого потенциала ребенка как фактор

самореализации в социуме , 2015

4



В раздел образования