Автор: Ризванова Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 57 Никитка города Белово
Населённый пункт: г.Белово, пгт.Грамотеино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Театрализованная деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Театральная деятельность в детском саду. (Театрализованные занятия)
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека — это
составная часть социально-экономических и духовных направлений современного
общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает
искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном
и общественном. Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто
новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение
личностного «я». Творчество — это не только создание нового в материальной и
духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в
духовной сфере.
Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской
психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, JI. И. Венгер, Н. А.
Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение
стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в
образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его
заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности
ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления
к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия,
развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности,
проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в
работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У
ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью
и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих
сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя
ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения,
знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат
ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок
помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и
легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие
промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко
формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не
только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в
гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности,
успешного выполнения задания.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности
телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с
пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
Программные задачи
• Активизировать познавательный интерес детей.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
• Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке,
не сталкиваясь друг с другом.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.
• Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
• Знакомить с создателями спектакля.
• Знакомить с театральной терминологией.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки детей
• Умеют действовать согласованно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
• Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
• Умеют строить простейший диалог.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.