Напоминание

"КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"


Автор: Дьяконова Анна Сергеевна
Должность: социальный работник
Учебное заведение: ГБУ по ЯНАО "ЦСОН"
Населённый пункт: г. Лабытнанги
Наименование материала: статья
Тема: "КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Эффективность социальной работы — многоплановое явление. Определение

критериев

эффективности

социальной

работы

имеет

важное

значение,

как

для

научной стороны этого вопроса, так и для практической деятельности социальных

служб.

В науке

эти

данные

служат

важным

инструментом

для

исследования

результативности предоставления социальных услуг населению, а в практической

деятельности — являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение

конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных

реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут

выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.

Эти

критерии

могут

содержать

как количественную,

т а к

и качественную

информацию. А также критерии эффективности бывают: общие - служат для оценки

ее

эффективности

в

целом, специфические

-

служат

для

оценки

конкретных

социальных услуг, отдельных видов и методов социальной работы, деятельности

отдельных специалистов и учреждений.

Исходя

из

вышесказанного,

становится

понятно,

что эффективность

социальной работы – это максимальное удовлетворение социальных потребностей

клиентов

при

оптимальных

затратах. От

результативности

социальной

работы

зависит социальное благополучие населения.

Выделяются различные виды результативности:

Экономическая эффективность подразумевает сопоставление результатов и

затрат в их денежном выражении.

Организационная

эффективность

включает

в

себя

оценку

управления

персоналом,

управления

финансами

и

материальными

ресурсами, внешними

связями, информацией в организации, рабочим процессом.

Социальная

результативность

в

отличие

от

расчётной

экономической

эффективности важно субъективное измерение, - оценка достигнутых результатов

через определение степени удовлетворения социальных потребностей и изменения

жизненной

ситуации

клиентов.

Оценивается

конкретное

социальное

благо,

адресованное определенному социальному субъекту (личности, социальной группе).

Например,

результатами

работы

с

отдельным

клиентом

могут

быть

усиление

степени его самостоятельности; активизация его внутренних ресурсов; адаптация в

социуме; различные формы реабилитации и коррекции поведения; удовлетворение

базовых социальных потребностей.

Другой важной проблемой при получении оценки эффективности социальной

работы, является выбор методики и методы измерения.

Методика — это описание некоего порядка, в частности оценки эффективности

социальной работы. В основе методики лежит тот или иной оценочный метод или

группа методов.

1.

Параметрический

метод

предполагает

сопоставление

двух

ключевых

параметров:

каким было состояние клиента (пациента, обслуживаемого) раньше;

как изменилось и каким стало нынешнее положение клиента (пациента,

обслуживаемого).

Данный метод предполагает описание состояния клиента социальной службы «на

входе» (например, до психологического консультирования в Центре социального

обслуживания) и на «выходе» (по завершении консультации). Разница между этими

двумя

параметрами

представляет

собой

социальный

(реабилитационный,

психологический)

эффект

или

результат,

свидетельствующий

об

эффективности

деятельности

психолога

или

социального

педагога,

их

квалификации

и

умения

применить социальные методики.

Главной проблемой разработки параметрических методик становятся разработка и

описание

параметров

на

«входе»

и

«выходе».

Сложность

состоит

в

том,

что

аналитик вынужден обращаться за оценкой к самому клиенту. Клиент субъективен в

оценках своего состояния как с точки зрения промежуточных, так и конечных

параметров.

2.

Метод, основанный на удовлетворении потребностей обслуживаемого

клиента:

прямой

оценочный

метод

проведение

регулярных

устных

или

письменных опросов клиентов;

сравнительный

метод,

когда

производится

сопоставление

того,

что

положено клиенту по нормам или нормативам, и того, что он фактически

получил от социальной службы;

сочетание первого и второго методов.

Для повышения эффективности деятельности социальных служб следует вести

постоянный мониторинг удовлетворения просьб, жалоб и потребностей клиентов.

При этом требуется анализировать причины неудовлетворения просьб клиентов

для последующего их устранения. В то же время анализ должен подразумевать

обоснованность

просьб

и

жалоб

клиентов.

Эти

факторы

можно

представить

наглядно,

в

виде

таблиц,

которые

позволят

совершенствовать

деятельность

социальной службы.

Особенностью этого метода является не только его «оценочный характер», но и

направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень

факторов неэффективности.

3.

Анкетный опрос является одним из методов оценки как эффективности,

так и неэффективности деятельности учреждений социальной защиты и его

работников.

4.

Метод оценки затрат - предполагает стоимостную оценку социального

обслуживания

(стоимость

одного

человекодня

обслуживания,

одного

клиента

обслуживания

или

всего

контингента

обслуживаемых).

К

сожалению,

этот

метод

практически

не

применяется

в

оценке

эффективности

социального

обслуживания,

так

как

масса

социальных

служб

создана

и

финансируется

органами

власти,

а

критерии

оценки

социальных служб не содержат оценки затратности их деятельности. В

будущем

метод

оценки

затрат,

вероятно,

будет

входить

в

практику

деятельности системы все глубже.

В

настоящее

время

в

оценке

деятельности

системы

социальной

работы

и

отдельных

ее

служб

применяются

все

приведенные

методы

с

учетом

видимых

отчетных данных: ассортимент услуг и его расширение, количество служб и число

обслуживаемых, число отделений и т. п.



В раздел образования