Автор: Дьяконова Анна Сергеевна
Должность: социальный работник
Учебное заведение: ГБУ по ЯНАО "ЦСОН"
Населённый пункт: г. Лабытнанги
Наименование материала: статья
Тема: "КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"
Раздел: дополнительное образование
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Эффективность социальной работы — многоплановое явление. Определение
критериев
эффективности
социальной
работы
имеет
важное
значение,
как
для
научной стороны этого вопроса, так и для практической деятельности социальных
служб.
В науке
эти
данные
служат
важным
инструментом
для
исследования
результативности предоставления социальных услуг населению, а в практической
деятельности — являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение
конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных
реальным потребностям и нуждам различных категорий населения, а потому могут
выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.
Эти
критерии
могут
содержать
как количественную,
т а к
и качественную
информацию. А также критерии эффективности бывают: общие - служат для оценки
ее
эффективности
в
целом, специфические
-
служат
для
оценки
конкретных
социальных услуг, отдельных видов и методов социальной работы, деятельности
отдельных специалистов и учреждений.
Исходя
из
вышесказанного,
становится
понятно,
что эффективность
социальной работы – это максимальное удовлетворение социальных потребностей
клиентов
при
оптимальных
затратах. От
результативности
социальной
работы
зависит социальное благополучие населения.
Выделяются различные виды результативности:
Экономическая эффективность подразумевает сопоставление результатов и
затрат в их денежном выражении.
Организационная
эффективность
включает
в
себя
оценку
управления
персоналом,
управления
финансами
и
материальными
ресурсами, внешними
связями, информацией в организации, рабочим процессом.
Социальная
результативность
в
отличие
от
расчётной
экономической
эффективности важно субъективное измерение, - оценка достигнутых результатов
через определение степени удовлетворения социальных потребностей и изменения
жизненной
ситуации
клиентов.
Оценивается
конкретное
социальное
благо,
адресованное определенному социальному субъекту (личности, социальной группе).
Например,
результатами
работы
с
отдельным
клиентом
могут
быть
усиление
степени его самостоятельности; активизация его внутренних ресурсов; адаптация в
социуме; различные формы реабилитации и коррекции поведения; удовлетворение
базовых социальных потребностей.
Другой важной проблемой при получении оценки эффективности социальной
работы, является выбор методики и методы измерения.
Методика — это описание некоего порядка, в частности оценки эффективности
социальной работы. В основе методики лежит тот или иной оценочный метод или
группа методов.
1.
Параметрический
метод
предполагает
сопоставление
двух
ключевых
параметров:
каким было состояние клиента (пациента, обслуживаемого) раньше;
как изменилось и каким стало нынешнее положение клиента (пациента,
обслуживаемого).
Данный метод предполагает описание состояния клиента социальной службы «на
входе» (например, до психологического консультирования в Центре социального
обслуживания) и на «выходе» (по завершении консультации). Разница между этими
двумя
параметрами
представляет
собой
социальный
(реабилитационный,
психологический)
эффект
или
результат,
свидетельствующий
об
эффективности
деятельности
психолога
или
социального
педагога,
их
квалификации
и
умения
применить социальные методики.
Главной проблемой разработки параметрических методик становятся разработка и
описание
параметров
на
«входе»
и
«выходе».
Сложность
состоит
в
том,
что
аналитик вынужден обращаться за оценкой к самому клиенту. Клиент субъективен в
оценках своего состояния как с точки зрения промежуточных, так и конечных
параметров.
2.
Метод, основанный на удовлетворении потребностей обслуживаемого
клиента:
прямой
оценочный
метод
—
проведение
регулярных
устных
или
письменных опросов клиентов;
сравнительный
метод,
когда
производится
сопоставление
того,
что
положено клиенту по нормам или нормативам, и того, что он фактически
получил от социальной службы;
сочетание первого и второго методов.
Для повышения эффективности деятельности социальных служб следует вести
постоянный мониторинг удовлетворения просьб, жалоб и потребностей клиентов.
При этом требуется анализировать причины неудовлетворения просьб клиентов
для последующего их устранения. В то же время анализ должен подразумевать
обоснованность
просьб
и
жалоб
клиентов.
Эти
факторы
можно
представить
наглядно,
в
виде
таблиц,
которые
позволят
совершенствовать
деятельность
социальной службы.
Особенностью этого метода является не только его «оценочный характер», но и
направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень
факторов неэффективности.
3.
Анкетный опрос является одним из методов оценки как эффективности,
так и неэффективности деятельности учреждений социальной защиты и его
работников.
4.
Метод оценки затрат - предполагает стоимостную оценку социального
обслуживания
(стоимость
одного
человекодня
обслуживания,
одного
клиента
обслуживания
или
всего
контингента
обслуживаемых).
К
сожалению,
этот
метод
практически
не
применяется
в
оценке
эффективности
социального
обслуживания,
так
как
масса
социальных
служб
создана
и
финансируется
органами
власти,
а
критерии
оценки
социальных служб не содержат оценки затратности их деятельности. В
будущем
метод
оценки
затрат,
вероятно,
будет
входить
в
практику
деятельности системы все глубже.
В
настоящее
время
в
оценке
деятельности
системы
социальной
работы
и
отдельных
ее
служб
применяются
все
приведенные
методы
с
учетом
видимых
отчетных данных: ассортимент услуг и его расширение, количество служб и число
обслуживаемых, число отделений и т. п.