Напоминание

Наши доходы.


Автор: Украинец Лариса Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Наши доходы.
Раздел: полное образование





Назад




Наши доходы.

Рабочая программа.

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего

образования;

- авторской программы Манукало И.Н. «Наши доходы»// Сборник программ

элективных курсов/ сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2009, с. 125-131.

Программа курса «Наши доходы» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) в 10

классе.

Актуальность: курс знакомит учащихся с основными видами и системами оплаты

труда в сочетании теории с практикой. Это позволит им быстрее адаптироваться в

современном мире.

Содержание курса поможет учащимся определиться в выборе своей профессии, т.е.

зная, сколько зарабатывает специалист выбранной профессии на сегодняшний день и в

перспективе на будущее.

Данный элективный учебный предмет представляет интерес для учащихся 10 классов

любого профиля, но больше ориентирован для социально-экономического, или социально-

гуманитарного. Рабочая программа составлена в объёме 35 часов, из них 26-

теоретических и 9 - практических часов, продолжительность один учебный год.

Цели курса:

профессиональная ориентация учащихся в сфере финансовых систем;

формирование у учащихся основ оплаты труда;

ориентирование в системе современных форм и видов заработной платы.

Задачи курса:

дать в доступной форме систематизированное представление об организации оплаты

труда, её системах; заработной плате, её видах и формах; удержаниях и вычетах из

заработной платы и их типах; среднем заработке и его видах; оплате труда в РФ;

формирование современных новых видов доплат и надбавок в нашей стране.

воспитать сознательного, активного гражданина страны, участвующего в экономике

общественного регулирования.

В процессе обучения у учащихся формируются такие профессионально важные

свойства и качества личности как: склонность к работе со знаковыми системами;

творческий склад ума; развитие таких операций мышления, как анализ и обобщение;

аккуратность; терпение; выдержка; усидчивость; устойчивость к монотонии.

С целью повышения эффективности занятий, воспитания интереса к профессиональной

деятельности, учащиеся выполняют практические задания по расчёту заработной платы;

заполнению документов по оплате труда и составлению резюме.

Методы обучения: рассказ, беседа, решение практических задач и проблемных

вопросов, жизненные ситуации – ролевая игра, изучение дополнительной литературы.

Формы оценивания знаний планируется проводить через: устный опрос, тест, зачёт,

защиту творческих работ.

Региональный компонент в данной программе будет реализован через темы: «Доплаты и

надбавки» и «Расчёт ежегодных оплачиваемых отпусков» и рассматривается в вопросах:

Расчёт северных надбавок и районного коэффициента;

Расчёт дополнительного отпуска для лиц, проживающих и работающих в районах

Крайнего Севера.

Содержание программы.

Тема 1. Актуализация задач курса. Организация оплаты труда. 6 часов.

Понятия. Экономика, финансы. Заработная плата, рабочее время, трудовой договор, ИНН,

Пенсионное свидетельство, штатное расписание, режим рабочего времени, норма рабочего

времени, оплата труда, основная и дополнительная оплата труда, тарифная система.

Содержание. Введение в курс “Наши доходы”. Актуализация задач курса. Человек в мире

современных экономических отношений. Профессиограмма экономических профессий и

специальностей. Организация оплаты труда. Значение и задачи оплаты труда. Приём на

работу. Рабочее время. Режим рабочего времени. Учёт рабочего времени.

Практическая работа. Порядок приёма на работу. Заключение трудового договора.

Организация оплаты труда. Табель учёта рабочего времени. График учёта рабочего

времени.

Тема 2. Формы и системы оплаты труда. 8 часов.

Понятия. Формы и системы оплаты труда.

Содержание. Основные формы оплаты труда. Оплата за отработанное время. Сдельная и

повременная форма оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. Материальное

стимулирование работников.

Практическая работа. Расчёт заработной платы по разным формам и системам оплаты

труда.

Тема 3. Доплаты и надбавки к заработной плате. 8 часов.

Понятия. Виды доплат и надбавок.

Содержание. Доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера.

Доплата за работу в ночное время. Оплата за работу в сверхурочное время. Оплата труда в

выходные и нерабочие праздничные дни. Совмещение профессий и выполнение

обязанностей временно отсутствующих работников. Расчёт районного коэффициента и

северной надбавки жителям нашего региона и нашего города.

Практическая работа. Расчёт заработной платы по разным видам доплат и надбавок.

Тема 4. Удержания и вычеты из заработной платы. 6 часов.

Понятия. Виды удержаний из заработной платы, НДФЛ и его ставки, ЕСН и его ставки.

Содержание. Удержания из заработной платы. Обязательные удержания. Удержания по

инициативе работодателя. Удержания по заявлению работников. Налоги: НДФЛ, ЕСН.

Практическая работа. Расчёт заработной платы с удержаниями. Расчёт заработной платы

для жителей нашего города. Платёжная ведомость.

Тема 5. Расчёт среднего заработка. 5 часов.

Понятия. Виды освобождения работника от работы с сохранением за ним места работы.

Содержание. Правила применения порядка исчисления среднего заработка. Определение

среднего заработка. Виды отпуска. Порядок предоставления ежегодного оплачиваемого

отпуска. Ежегодный оплачиваемый отпуск для лиц, работающих и проживающих в

районах Крайнего Севера.

Практическая работа. Расчёт среднего заработка. Расчёт ежегодного оплачиваемого

отпуска для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.

Тема 6. Защита творческих работ учащихся. 2 часа.

Практическая работа. Учащиеся защищают творческие работы по темам: «Заработная

плата в современных условиях»; «Организация оплаты труда в развитых зарубежных

странах» (по выбору); «Формы и системы оплаты труда в нашем городе»; «Применение

доплат и надбавок в нефтяной промышленности»; «Учёт заработной платы в данном

предприятии, организации, фирме»; «Мои инновации в оплате труда».

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

• что такое заработная плата, доплаты, надбавки, трудовой договор, тарифная система;

• виды оплаты труда, доплат и надбавок, среднего заработка, удержаний из заработной

платы;

• что такое рабочее время и его режим и норма;

• значение и задачи оплаты труда.

Должны иметь представления:

• какова специфика профессиональной деятельности работников финансовой сферы-

бухгалтеров, экономистов;

• организация оплаты труда в современных организациях, предприятиях фирмах;

• основные проблемы и перспективы оплаты труда в нашем государстве;

• организация оплаты труда в развитых зарубежных странах.

Должны уметь:

• производить расчёты заработной платы по разным видам и формам;

• заполнять документы: табеля учёта рабочего времени, графика учёта рабочего времени и

платежной ведомости;

• рассчитывать доплаты и надбавки к заработной плате;

• производить удержания и вычеты из заработной платы;

• определять средний заработок;

• анализировать формы и системы оплаты труда, применяемые в нашей стране;

• сравнивать оплату труда России и зарубежных стран.

Курс интересен тем, что позволят учащимся проявить свои индивидуальные творческие

способности через выполнение проектов, умение решать и применять знания в жизненных

ситуациях. И построен в соответствии с парадигмой личностно – ориентированного

обучения с применением современных методов и форм обучения. В процессе обучения

учащимся предлагается современный материал как теоретический, так и практический с

применением современных критерий и условий расчёта заработной платы в нашем городе.

Итоговая работа представлена через выполнение творческих работ с последующей

защитой по темам: «Организация оплаты труда в развитых зарубежных странах» (по

выбору); «Учёт заработной платы в данном предприятии, организации, фирме»;

«Применение доплат и надбавок в нефтяной промышленности»; «Мои инновации в оплате

труда»; «Заработная плата в современных условиях»; «Формы и системы оплаты труда в

нашем городе».

Критерии оценки учебной деятельности.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного

материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и

закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять

главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,

фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри

предметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал;

давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование

основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника;

излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на

дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать

наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,

первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,

сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и

опытов.

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении

проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко

исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,

чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие

ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и

правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при

воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие

неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из

наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,

при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их

исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в

основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на

основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри

предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой

ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей

письменной, использовать научные термины.

3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

4.Ответ самостоятельный.

5.Наличие неточностей в изложении материала.

6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения

последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных

терминов или в выводах и обобщениях.

7.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя

восполняются сделанные пропуски.

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении

материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Материал излагает несистематизированное, фрагментарно, не всегда последовательно.

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и

обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения

понятий дал недостаточно четкие.

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,

опытов или допустил ошибки при их изложении.

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач

различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в

подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит

содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие

важное значение в этом тексте.

8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении

текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,

допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

2.Не делает выводов и обобщений.

3 Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в

пределах поставленных вопросов.

4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению

конкретных вопросов и задач по образцу.

5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может

исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2.Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ

ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для

анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных

ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10

правильных ответов.

Список литературы.

Для учащихся:

1. В.Я.Кожинов. Основы бухучёта: учебное пособие для учащихся 10-11 классов

профильного обучения. –М.: Вита-Пресс, 2009.

2. Липсиц И.В. Бизнес и Экономика: Учебное пособие по элективному курсу для 8–9 кл.

Общеобразоват.учрежд. – М.: Вита-Пресс, 2010.

Для преподавателя:

1. Воробьёва Е.В. Заработная плата с учётом требований налоговых органов:

Практические рекомендации для бухгалтера. – М.: «АКДИ Экономика и жизнь», 2010.

2. Засухин А.Т. Доходы и налоги. М.: Экономика, 2009.

3. Мировая практика по доходам: Учебник для ВУЗов. М.: Экономика, 2009.

4. Формы и системы оплаты труда: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Копылова А.С. – М.:

Экономическое образование, 2009.

5. Якобсон Л.И, Экономика общественного сектора: Основы теории государственных

финансов: Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2006.

5.Современный бухгалтерский учет: Учебник - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009.

Справочная:

1. Конституция Российской Федерации.

2.Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Учебно-тематический план.

Название тем

кол-во

часов

теоретических практических образовательный

продукт

1.

Актуализация задач курса.

Организация оплаты труда.

6

5

1

таблица

документы

2.

Формы и системы оплаты

труда.

8

6

2

формулы расчёты

3.

Доплаты и надбавки к

заработной плате.

Региональный компонент (в

т.ч.).

Северные надбавки и

районный коэффициент

8

6

2

схема

расчёты

4.

Удержания и вычеты из

заработной платы.

6

4

2

документы

расчёты

5.

Расчёт среднего заработка.

Региональный компонент (в

т.ч.). Дополнительные

отпуска для лиц,

проживающих и

работающих в районах

Крайнего Севера

5

5

2

формулы

расчёты

6.

Защита творческих работ

учащихся.

Зачет.

2

работы учащихся

Итого:

35

26

9



В раздел образования