Автор: Авхадиева Эльза Нагимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Сказка"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО – Югра
Наименование материала: Консультация для воспитателя по ЗОЖ
Тема: "Мы на месте не сидим, быстро двигаться хотим"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
воспитателей
«
Мы
на
месте
не
сидим
,
быстро
двигаться
хотим
»
Цель
прогулки
:
Укрепление
здоровья
,
профилактика
утомления
,
физическое
и
умственное
развитие
детей
,
восстановление
сниженных
в
процессе
деятельности
функциональных
ресурсов
организма
.
Задачи
:
Оказывать
закаливающее
воздействие
на
организм
в
естественных
условиях
.
Способствовать
повышению
уровня
физической
подготовленности
детей
дошкольного
возраста
Оптимизировать
двигательную
активность
детей
.
Способствовать
познавательному
,
речевому
,
художественно
-
эстетическому
,
социально
-
коммуникативному
развитию
детей
.
Как
проходят
прогулки
в
детском
саду
?
Весёлый
гомон
,
шум
,
визг
и
безудержный
смех
–
вот
что
слышат
жители
домов
,
соседствующих
с
детским
садом
,
когда
малыши
высыпают
на
прогулку
.
И
это
понятно
:
гулять
любят
все
дошколята
,
независимо
от
погоды
и
времени
года
.
Пожалуй
,
трудно
переоценить
значение
прогулки
в
детском
саду
.
На
прогулке
дети
активно
двигаются
,
дышат
свежим
воздухом
,
познают
окружающий
мир
,
приучаются
к
труду
.
Пребывание
на
свежем
воздухе
имеет
большое
значение
для
физического
и
умственного
развития
дошкольника
.
Прогулка
является
первым
и
наиболее
доступным
средством
закаливания
детского
организма
.
Но
действительно
приносит
пользу
только
правильно
организованная
прогулка
.
Ведь
проведение
прогулки
в
детском
саду
–
это
такая
же
часть
учебно
-
воспитательного
процесса
,
как
и
занятия
в
группе
,
с
той
лишь
разницей
,
что
проходит
она
в
более
свободной
форме
,
что
дает
возможность
детям
сбрасывать
эмоциональное
и
умственное
напряжение
. (
К
сожалению
,
не
все
работники
детских
садов
понимают
это
.
Многие
воспринимают
прогулку
с
группой
как
время
отдыха
для
воспитателей
и
предоставления
детей
самим
себе
.)
Во
время
нахождения
дошкольников
вне
группового
помещения
детского
сада
особое
внимание
воспитатель
уделяет
охране
жизни
и
здоровья
своих
подопечных
,
поскольку
на
улице
действие
факторов
риска
увеличивается
в
разы
.
Это
и
скользкие
зимние
дорожки
,
не
известные
насекомые
,
растения
и
твёрдое
асфальтовое
покрытие
,
о
которое
так
часто
разбивают
коленки
малышей
.
В
своём
выступление
(
я
построила
на
практических
советах
,
где
)
постараюсь
дать
сравнительную
характеристику
прогулок
с
детьми
младшего
и
старшего
дошкольного
возраста
на
примере
работы
с
детьми
своей
группы
(«
какими
мы
были
и
какими
мы
стали
»).
Младший
дошкольный
возраст
Старший
дошкольный
возраст
Подготовка
к
прогулке
Чтобы
дети
охотно
собирались
на
прогулку
,
воспитатель
планирует
,
заранее
продумывает
ее
содержание
,
вызывает
у
малышей
интерес
к
ней
с
помощью
игрушек
или
рассказа
о
том
,
чем
они
будут
заниматься
.
Если
прогулки
содержательны
и
интересны
,
дети
,
как
правило
,
идут
гулять
с
большой
охотой
.
Одевание
на
прогулку
,
тем
более
в
зимнее
время
,
наиболее
сложный
процесс
для
детей
младшего
дошкольного
возраста
и
взрослых
,
поэтому
надо
чётко
его
организовать
.
Детей
в
младшем
д
.
в
.
готовим
к
прогулке
,
разделяя
на
две
подгруппы
:
перед
одеванием
отправляем
детей
в
туалет
.
Первой
подгруппе
помогает
одеваться
воспитатель
и
помощник
воспитателя
,
одновременно
нужно
присматривать
за
теми
детьми
,
которые
ещё
играют
в
комнате
.
В
одевании
детей
помогают
свободные
взрослые
.
Это
медсёстра
,
потому
что
кабинет
находится
рядом
.
А
так
же
прикреплён
помощник
воспитателя
старшей
группы
.
Но
всё
же
,
чрезмерной
опекой
,
мы
не
должны
лишать
маленьких
Дети
самостоятельно
и
последовательно
одеваются
и
обуваются
.
Предлагают
помощь
друг
другу
,
при
одевании
замечают
недостатки
во
внешнем
виде
.
Хотя
есть
ещё
сложности
при
шнуровании
обуви
.
Дети
предлагают
помощь
воспитателю
вынести
необходимое
пособие
для
прогулок
,
придерживают
двери
,
пропускают
девочек
вперёд
.
детей
самостоятельности
.
Одевание
на
прогулку
происходит
в
определённой
последовательности
.
На
улицу
первую
подгруппу
выводит
с
собой
воспитатель
,
а
остальные
выходят
поточным
способом
.
Строевые
упражнения
Обучать
детей
строится
,
ходить
парами
,
это
сложный
процесс
.
Вначале
воспитатель
ведёт
детей
к
участку
стайкой
,
затем
можно
идти
,
держась
за
веревку
.
Для
решения
этой
задачи
я
использую
самодельное
пособие
«
Сороконожка
» .
Это
пособие
удобно
тем
,
что
легко
можно
удержать
детей
в
строю
.
С
детьми
старшего
дошкольного
возраста
можно
смело
планировать
организованный
выход
за
пределы
территории
детского
сада
,
на
небольшое
расстояние
(
до
2
км
).
-
Экскурсия
должна
проводиться
хотя
бы
1
раз
в
месяц
,
начиная
со
средней
группы
.
Детские
экскурсии
требуют
тщательной
предварительной
подготовки
.
В
зависимости
от
цели
мероприятия
разрабатывается
особый
маршрут
,
учитывается
способ
транспортировки
детей
(
пешком
,
на
автобусе
) ,
определяется
количество
сопровождающих
взрослых
из
числа
воспитателей
или
других
работников
детского
сада
родителей
группы
;
-
Целевые
прогулки
(
наблюдение
за
рекой
)
-
Поход
:
может
проводиться
1-2
раза
в
год
в
старших
группах
.
Структура
прогулки
:
Наблюдения
Ежедневно
проводятся
наблюдения
.
За
природными
явлениями
и
общественной
жизнью
.
Каждый
раз
детям
должны
предлагаться
разные
объекты
для
рассматривания
.
В
зависимости
от
времени
года
дети
под
руководством
воспитателя
наблюдают
за
изменением
в
погоде
,
за
свежевыпавшим
снегом
,
за
прогуливающей
по
дворовой
площадке
собакой
,
за
трудом
дворника
.
Педагог
обращает
внимание
малышей
на
то
,
что
одуванчик
сменил
свой
жёлтый
наряд
на
воздушное
белое
одеяние
,
на
то
как
себя
ведут
голуби
,
когда
на
улице
холодно
,
как
разгружается
машина
с
продуктами
у
ближайшего
магазина
.
Виды
наблюдения
:
Кратковременные
наблюдения
организуются
для
формирования
о
свойствах
и
качествах
предмета
или
явления
(
дети
учатся
различать
форму
,
цвет
,
величину
,
пространственное
расположение
частей
и
характер
поверхности
,
а
при
ознакомлении
с
животными
—
характерные
движения
,
издаваемые
звукии
т
.
д
.)
Длительные
наблюдения
организуются
для
накопления
знаний
о
росте
и
развитии
растений
и
животных
,
о
сезонных
изменениях
в
природе
.
Дети
при
этом
сравнивают
наблюдаемое
состояние
объекта
с
тем
,
что
было
раньше
.
Во
время
наблюдений
нужно
обращать
внимание
детей
на
незначительные
детали
.
Приемы
привлечения
внимания
(
сюрпризные
моменты
,
загадки
,
постановка
познавательной
задачи
,
проблемная
ситуация
).
Приёмы
активизации
умственной
деятельности
(
поисковые
вопросы
,
действия
,
сравнение
,
использование
детского
опыта
).
Каждая
прогулка
–
это
новые
впечатления
,
обогащение
опыта
детей
знаниями
о
мире
,
в
котором
они
растут
.
В
младшем
возрасте
наблюдения
занимать
не
более
7-10
минут
и
быть
яркими
,
интересными
.
В
старшем
возрасте
наблюдения
должны
составлять
от
15
до
25
минут
.
Наблюдения
можно
фиксировать
в
календаре
природы
.
Можно
завести
индивидуальные
дневники
наблюдения
.
Дети
выходят
за
приделы
детского
сада
.
Н
-
р
ходили
на
набережную
наблюдать
за
рекой
в
разное
время
года
.
Труд
Трудовая
деятельность
должна
вызывать
радость
от
ощущения
значимости
проделанной
работы
.
Дети
получают
индивидуальные
поручения
,
состоящих
из
одной
-
двух
трудовых
операций
,
например
,
взять
корм
для
птиц
и
положить
в
кормушку
.
Воспитатель
поочерёдно
привлекает
к
кормлению
птиц
всех
детей
.
Или
,
например
,
сбор
листьев
для
поделок
.
Работу
организуют
как
«
труд
рядом
»,
при
этом
дети
не
испытывают
никакой
зависимости
друг
от
друга
.
У
детей
старшего
возраста
необходимо
сформировать
коллективный
труд
умение
принять
трудовую
задачу
,
представить
результат
ее
выполнения
,
определить
последовательность
операций
,
отобрать
необходимые
инструменты
,
самостоятельно
заниматься
трудовой
деятельностью
(
при
небольшой
помощи
воспитателя
).
Индивидуальные
поручения
становятся
длительными
,
например
,
собрать
и
оформить
гербарий
.
Двигательная
активность
детей
В
процессе
ежедневных
подвижных
игр
и
физических
упражнений
на
прогулке
расширяется
двигательный
опыт
детей
,
совершенствуются
двигательные
навыки
в
основных
движениях
(
ходьба
,
бег
,
ползание
,
лазание
,
бег
,
метание
) ,
развиваются
такие
физические
качества
(
ловкость
,
быстрота
,
сила
,
выносливость
,
гибкость
),
формируется
у
детей
самостоятельность
,
активность
,
положительное
отношения
со
сверстниками
,
развиться
познавательные
интересы
.
Ведущее
место
отводиться
играм
,
преимущественно
подвижным
.
Выбор
игр
зависит
от
времени
года
,
погоды
температуры
воздуха
.
В
холодные
дни
целесообразно
начинать
прогулку
с
игр
с
большей
подвижности
.
В
сырую
,
дождливую
погоду
(
особенно
весной
и
осенью
)
следует
организовать
малоподвижные
игры
,
которые
не
требуют
большого
пространства
.
Во
время
прогулок
могут
быть
широко
использованы
бессюжетные
народные
игры
с
предметами
.
В
жаркую
погоду
проводятся
игры
с
водой
.
Помимо
подвижных
игр
и
отдельных
упражнений
по
ОВД
на
прогулке
организуется
и
спортивные
игры
и
развлечения
.
Летом
-
это
езда
на
велосипеде
,
классики
.
Зимой
–
катание
на
санках
,
ледянках
,
ходьба
на
лыжах
.
-
Игры
соревнования
(
эстафеты
)
-
Элементы
спортивных
игр
(
хоккей
,
футбол
,
баскетбол
,
городки
,
бадминтон
,
настольный
теннис
)
Индивидуальная
работа
Когда
на
прогулке
остается
мало
детей
,
самое
время
уделить
внимание
тем
упражнениям
или
тем
занятиям
,
с
которыми
малыши
на
занятиях
плохо
справляются
.
Индивидуальная
работа
может
проводиться
по
всем
образовательным
областям
.
Важно
,
чтобы
ребёнок
,
с
которым
ведётся
индивидуальная
работа
,
понимал
её
необходимость
и
охотно
выполнял
предложенные
задания
.
Самостоятельная
игровая
деятельность
Это
так
называемое
свободное
время
,
когда
дети
организуются
в
небольшие
компании
по
интересам
и
проводят
время
за
любимым
занятием
–
играми
в
песочнице
,
спортивными
играми
,
сюжетно
-
ролевыми
играми
(
в
семью
,
в
магазин
,
больницу
).
Для
того
чтобы
самостоятельная
деятельность
на
прогулке
была
насыщенной
и
интересной
,
воспитатели
вместе
с
родителями
и
руководством
детского
сада
заблаговременно
заботятся
о
наличии
игрового
материала
,
а
также
об
обустройстве
участка
(
чистоте
веранды
,
надёжно
закреплённых
заборчиков
,
устойчивых
и
подходящих
по
размеру
качелях
,
домиках
,
лабиринтах
,
паровозиках
,
ледяной
горке
).
Выносной
материал
,
рассчитанный
на
всех
детей
.
Это
лопатки
,
мячики
,
обручи
,
ведерки
.
И
еще
один
вид
деятельности
на
прогулке
,
не
прописанный
в
методических
пособиях
и
санитарных
нормах
—
это
ОБЩЕНИЕ
.
Просто
усадите
детей
рядом
,
расскажите
какую
-
нибудь
историю
,
задайте
по
ней
вопросы
.
Рассмотрите
книжки
по
природе
,
профессиях
,
покажите
наборы
картинок
.
Расспросите
,
что
дети
больше
всего
любят
,
как
собираются
проводить
выходные
.
Поверьте
,
иногда
живое
общение
,
интерес
к
рассказам
ребенка
могут
быть
ему
приятнее
и
уместнее
,
чем
даже
самые
увлекательные
игры
.