Автор: Петрушкина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14" с ⁄ п "Родничок"
Населённый пункт: город Урай ХМАО–Югра
Наименование материала: конспект мероприятия
Тема: Познавательно–исследовательская деятельность с детьми по теме: «Путешествие по реке времени»: история развития армии.
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы
по теме:
«Путешествие по реке времени»: история развития армии.
Воспитатель Петрушкина Л.А.
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о том, как люди защищали свою
Родину в разные времена.
Задачи:
- закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и
современном вооружении.
- активизировать слова – названия предметов русского быта и воинского снаряжения в
прошлом, военной техники, родов войск.
- продолжать учить образовывать однокоренные слова.
- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, знаково-символическую
функцию сознания, координацию движений и мелкую моторику рук.
- развивать у детей умение общаться со сверстниками, доброжелательность, внимание друг к
другу, получать радость от общих результатов деятельности.
- воспитывать любовь к Родине, её героической истории, чувство патриотизма, воспитывать
гордость за свою Родину, за её героев.
Методическая ценность:
· Воспитание интереса к развитию армии
· Расширение у детей ориентации в пространстве и времени.
· Доступность, красочность, необычность.
Виды деятельности:
· Игровая
· Коммуникативная
· Познавательная
Предварительная работа:
Проектная деятельность по теме «Защитники отечества» (чтение художественной
литературы, занятия, игры патриотической тематики, рассматривание репродукций картин,
иллюстраций, слушание песен военных лет).Беседы с детьми о результатах совместной
деятельности.
Игры и упражнения, в которых задействованы сверстники для восприятия их как
партнеров по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных
эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интереса сотрудничества
между ними. Просмотр мультфильма «Мы живем в России».
Оборудование:
Наглядные: панно «река времени»(рулон бумаги); картинки для реки времени;
репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; д/игры «Собери богатыря в
дорогу»,карточки с одеждой и оружием, «Соедини военного и технику»; иллюстрации с
изображением военной техники и военных «Сосчитай-ка», карточки с цифрами, картинка с
военной техникой великой отечественной войны, макет «волшебных часов».
Мультимедийные: интерактивная доска; проэктор, презентация
«История армии».
Двигательные: Физминутка «Богатыри», «Мы солдаты».
Музыкальные: звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н.
Добронравова; звукозапись колокольного звона (набат).
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое
имя (детские ответы) – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но
Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина –
значит родная. Как мама и папа.
Воспитатель: ДА, наша страна большая, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря,
реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом и настоящем нашей Родины. О наших
предках. Кто такие предки? (предполагаемые детские ответы) Это люди, которые жили
много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти
богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-
давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они
ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой
награбленные богатства.
(Слышится набатный звон)
Воспитатель: Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в
давние времена о том, что на Землю пришел враг.
Ребята, а кто защищает Родину? (защитники, солдаты, армия)
Воспитатель: Вы знаете, что история армии начинается с древних времен. Хотите узнать,
как это было? Я вам предлагаю совершить волшебное путешествие по времени.
Воспитатель: Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и
никогда не возвращается, также, как и время.
Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки. И
поможет нам в этом «река времени». Ребята , а как называются остановки? (древность,
старина и настоящее время)
Чтобы перенестись нам в давние времена я хочу предложить вам сказать волшебные
слова.
(макет больших волшебных часов)перевожу стрелку на часах
Проговариваем хором слова:
«Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем»
Воспитатель: Наша первая остановка.
Слайд 2. Древность
Монголы
Викинги
Древний Рим
Древняя Греция
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли
Русской?
Дети. Богатыри.
Воспитатель: А какие они были богатыри?
Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные,
храбрые, мужественные.
Воспитатель: А сейчас давайте изобразим богатырей (дети встают)
Физминутка «Богатыри»
Богатырь – вот он каков:
Он силен, он здоров, (изображают силача)
Он из лука стрелял, (имитируют движение)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал,
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень
интересной картиной.
Слайд 3.
На доску выставляется репродукция картины
В. М. Васнецова
«Богатыри».
Воспитатель: Может, кто-то знает, как она называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри». Посмотрите на
картину. Кто здесь изображен?
Дети. Русские богатыри.
Воспитатель: Кто назовет их имена?
Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
Воспитатель: Ребята, хотите помочь богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.
Д/и «Собери богатыря в дорогу»
На столе дети из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, выбирают и
называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям (тихо звучит
песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»)
Воспитатель: Ребята, кто какие картинки выбрал?(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам перевести волшебные часы и переместиться . Кто
мне скажет какая остановка следующая? (Старина)
(макет больших волшебных часов)
Проговариваем хором слова:
«Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем»
Слайд 4. Старина
Гусары
Мушкетеры
Рыцари
Воспитатель: А сейчас мы с вами поговорим о войне. Она началась много лет назад, когда
на нашу страну напали немецкие войска. Утром рано, когда все люди спали, самолеты врага
начали бомбить дома, заводы, фабрики, железные дорог, вокзалы, аэродромы. Так началась
Великая Отечественная война между фашисткой Германией и нашей страной.
Воспитатель: Великой ее назвали, потому что в ней участвовало много миллионов людей,
а Отечественной, потому что мы защищали свою Родину.
Кто защищал нашу Родину во время войны? На защиту страны встал весь народ.
Ваши прадедушки и прабабушки тоже защищали нашу родину от фашистов.
Слайд 5. (Картинка военной техникой во время ВОВ)
«Сосчитай-ка»
Воспитатель: Давайте сосчитаем нашу боевую технику. Педагог демонстрирует картинку с
боевой техникой, а ребёнку нужно посчитать всю технику и показать цифру.
Воспитатель: А вы, ребята хотите быть похожими на воинов? Вырасти сильными, ловкими,
крепкими, чтобы стать достойной сменой.
Пора перемещаться в наше время
(макет больших волшебных часов)
Проговариваем хором слова:
«Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
И домой мы попадем»
Слайд 6. Современность
Воспитатель: Кто мне скажет где мы сейчас оказались?
Воспитатель: Кто защищает нашу Родину в наше время, сейчас? (ответы детей)
Дети: Это армия.
Звучит марш. Воспитатель и дети маршируют.
Физминутка «Мы солдаты»:
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
Воспитатель: Слайд 7.Какой военный нарисован на этой картинке? (моряк) Как вы
догадались, что это моряк? (бескозырка с ленточкой, полосатая тельняшка, матросский
воротник).
Слайд 8. Иллюстрация с изображением летчика. Обращаю внимание на цвет одежды и
шлем. (Шлем, форма,)
Слайд 9. Далее рассматриваем пограничника (Собака, коричневая форма, берет)
Опрос детей: Летчики защищают что? (небо); пехотинцы – сушу; моряки – море.
Воспитатель: Но сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужная армия в
мирное время? (предположения детей.) Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы
отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в армии в
мирное время? (предположения детей.)
Д/игра “Соедини военного и технику”
На столе дети из предложенных картинок с изображением военных солдат различных
родов войск и военной техники, выбирают и называют только те, которые соответствуют
друг другу.
Слайд 11.
Работа с рекой времени
Воспитатель: Здесь на столе очень много картинок, все они могут найти свое место
на «реке времени». Давайте мы их все вместе дружно разместим
Посмотрим на результат нашей работы. Все согласны, где расположены картинки?
Если все согласны, то давайте приклеим картинки в древность, старину и наше время.
Рассматривание и анализ «Реки времени»
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Какие интересные случаи произошли в нашем путешествии?
Оказывали ли вы помощь своим товарищам во время работы?
У меня есть предложение, я предлагаю вам попробовать построить модели
военной техники из конструкторов и поиграть ими.