Автор: Котова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Звездочка"
Населённый пункт: г.Серпухов–15
Наименование материала: Статья
Тема: «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Куриловский детский сад комбинированного вида «Звёздочка»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ «Звёздочка»
______________ Васильева Н.В.
Приказ № ____ от ___________
Статья на тему «Сказкотерапия как здоровьесберегающая
технология в ДОУ»
Выполнила: Котова Т.В
Серпухов-15 .2019г.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает,
что только 17,3% детей могут считаться абсолютно здоровыми ; 29,9- имеют
функциональные отклонения ; 52,8- страдают хроническими болезнями . В
среднем
по
России
на
каждого
дошкольника
приходится
не
менее
двух
заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории
часто
и
длительно
болеющих.
Данную
ситуацию
необходимо
изменить,
поэтому необходимо использовать в ДОУ здоровьесберегающие технологий,
задачами которых являются:
-обеспечение условий для физического и психологического благополучия
всех участников воспитательно-образовательного процесса;
-формирование основ безопасности жизнедеятельности;
-формирование знаний о пользе занятий спортом, здоровом образе жизни, о
гигиене;
-оказание помощи семье к приобщению детей к здоровому образу жизни.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья;
-технологии обучения здоровому образу жизни;
-технология коррекции поведения.
Одним из эффективных средств коррекции поведения, на мой взгляд,
является
сказкотерапия -
«лечение
сказкой». В
работе
я
использую
индивидуальную и групповую форму работы.
Прежде чем организовать индивидуальную работу, необходимо определить
проблему ребенка, причину, по которой он, например, плохо себя ведет. Затем
выбрать такую сказку, в которой главный герой похож на ребенка. Потом надо
рассказать
историю,
в
которой
этот
герой
совершает
плохой
поступок,
описать реакцию на его поступок тех героев, которые находятся рядом с ним,
их обиду, повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя плохо.
Финал сказки должен быть положительным. В конце надо обсудить
с
ребенком сказку, пусть он сам прокомментирует действия героя. Во время
прочтения
сказки
необходимо
следить
за
всеми
изменениями,
происходящими с ребёнком, изменением мимики, настроения. Паузы, смена
интонации, громкости произношения – все эти приёмы можно использовать
при чтении сказки. Сказку можно читать или рассказывать. Сказка всегда
поможет ребенку упорядочить его внутренний мир, осуществить желаемые
изменения в себе.
При
рассказывании
сказки
в
процессе
групповой
работы
необходимо
соблюдать следующую структуру: сначала создаю настрой на совместную
работу,
вспоминаем
то,
о
чём
говорили
на
прошлом
занятии.
Затем
рассказываю детям новую сказку, обсуждаем сказку, связываем новый опыт с
реальной жизнью. Ребёнок различает плохие поступки и хорошие, подражает
положительным
сказочным
героям,
у
него
формируются
положительные
черты характера. «Обучение сказкой» эффективно, так как оно проходит в
игровой форме, без принуждения.
Я использую следующие виды сказок: художественные (ребенок знакомится с
эстетическими
принципами),
дидактические
(повествование
о
новых
понятиях: семья, общество и т.д.), психокоррекционные (взрослый получает
возможность «мягко» влиять на поведение ребёнка), медитативные (создают
позитивный настрой, так как в них отсутствует отрицательный герой).
В своей практике я использую различные формы работы со сказкой:
- прослушивание сказок.
-Пересказ сказки. Здесь необходимо обращать внимание, что для ребёнка
оказалось в сказке
самым главным, важным. Это значит, что именно эти
детали значимы лично для него.
-Рассказ сказки от лица разных персонажей, первого лица.
-Инсценирование сказки.
- Иллюстрирование сказки.
Это даёт возможность выплеснуть наружу свои
впечатления, избавиться от негативных чувств.
- Создание собственной сказки. Такая сказка покажет душевное состояние
ребёнка, расскажет о его переживаниях, может быть, страхах, волнениях.
-Изготовление сказочных героев – кукол. Пока ребёнок изготовляет куклу, он
может поразмышлять о сказке, это своего рода медитация, расслабление.
Мною создана картотека сказок для детей разного возраста. Это сказки
для
адаптации
ребёнка
к
детскому
саду,
положительного
настроя
на
посещение детского сада, снижения
страха врачей и уколов, темноты. В
картотеке есть сказки, которые учат детей придерживаться своих обещаний и
выполнять обязанности, перед сном ходить в туалет и т.д. Другие сказки
направлены
на
коррекцию
поведения:
дерётся,
отбирает
чужие
игрушки,
вредничает, обижает животных, требует покупок в магазине, жадничает.
Итак, сказкотерапия – это эффективный метод коррекции
психологического состояния ребёнка, фобий, различных страхов.
Сказкотерапия помогает выявить душевные расстройства у детей, определить
их причину. Это один из способов передачи ребёнку моральных норм,
общечеловеческих ценностей.