Напоминание

«Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»


Автор: Котова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Звездочка"
Населённый пункт: г.Серпухов–15
Наименование материала: Статья
Тема: «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Дата публикации: 14.05.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Куриловский детский сад комбинированного вида «Звёздочка»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ «Звёздочка»

______________ Васильева Н.В.

Приказ № ____ от ___________

Статья на тему «Сказкотерапия как здоровьесберегающая

технология в ДОУ»

Выполнила: Котова Т.В

Серпухов-15 .2019г.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает,

что только 17,3% детей могут считаться абсолютно здоровыми ; 29,9- имеют

функциональные отклонения ; 52,8- страдают хроническими болезнями . В

среднем

по

России

на

каждого

дошкольника

приходится

не

менее

двух

заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории

часто

и

длительно

болеющих.

Данную

ситуацию

необходимо

изменить,

поэтому необходимо использовать в ДОУ здоровьесберегающие технологий,

задачами которых являются:

-обеспечение условий для физического и психологического благополучия

всех участников воспитательно-образовательного процесса;

-формирование основ безопасности жизнедеятельности;

-формирование знаний о пользе занятий спортом, здоровом образе жизни, о

гигиене;

-оказание помощи семье к приобщению детей к здоровому образу жизни.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

-технологии сохранения и стимулирования здоровья;

-технологии обучения здоровому образу жизни;

-технология коррекции поведения.

Одним из эффективных средств коррекции поведения, на мой взгляд,

является

сказкотерапия -

«лечение

сказкой». В

работе

я

использую

индивидуальную и групповую форму работы.

Прежде чем организовать индивидуальную работу, необходимо определить

проблему ребенка, причину, по которой он, например, плохо себя ведет. Затем

выбрать такую сказку, в которой главный герой похож на ребенка. Потом надо

рассказать

историю,

в

которой

этот

герой

совершает

плохой

поступок,

описать реакцию на его поступок тех героев, которые находятся рядом с ним,

их обиду, повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя плохо.

Финал сказки должен быть положительным. В конце надо обсудить

с

ребенком сказку, пусть он сам прокомментирует действия героя. Во время

прочтения

сказки

необходимо

следить

за

всеми

изменениями,

происходящими с ребёнком, изменением мимики, настроения. Паузы, смена

интонации, громкости произношения – все эти приёмы можно использовать

при чтении сказки. Сказку можно читать или рассказывать. Сказка всегда

поможет ребенку упорядочить его внутренний мир, осуществить желаемые

изменения в себе.

При

рассказывании

сказки

в

процессе

групповой

работы

необходимо

соблюдать следующую структуру: сначала создаю настрой на совместную

работу,

вспоминаем

то,

о

чём

говорили

на

прошлом

занятии.

Затем

рассказываю детям новую сказку, обсуждаем сказку, связываем новый опыт с

реальной жизнью. Ребёнок различает плохие поступки и хорошие, подражает

положительным

сказочным

героям,

у

него

формируются

положительные

черты характера. «Обучение сказкой» эффективно, так как оно проходит в

игровой форме, без принуждения.

Я использую следующие виды сказок: художественные (ребенок знакомится с

эстетическими

принципами),

дидактические

(повествование

о

новых

понятиях: семья, общество и т.д.), психокоррекционные (взрослый получает

возможность «мягко» влиять на поведение ребёнка), медитативные (создают

позитивный настрой, так как в них отсутствует отрицательный герой).

В своей практике я использую различные формы работы со сказкой:

- прослушивание сказок.

-Пересказ сказки. Здесь необходимо обращать внимание, что для ребёнка

оказалось в сказке

самым главным, важным. Это значит, что именно эти

детали значимы лично для него.

-Рассказ сказки от лица разных персонажей, первого лица.

-Инсценирование сказки.

- Иллюстрирование сказки.

Это даёт возможность выплеснуть наружу свои

впечатления, избавиться от негативных чувств.

- Создание собственной сказки. Такая сказка покажет душевное состояние

ребёнка, расскажет о его переживаниях, может быть, страхах, волнениях.

-Изготовление сказочных героев – кукол. Пока ребёнок изготовляет куклу, он

может поразмышлять о сказке, это своего рода медитация, расслабление.

Мною создана картотека сказок для детей разного возраста. Это сказки

для

адаптации

ребёнка

к

детскому

саду,

положительного

настроя

на

посещение детского сада, снижения

страха врачей и уколов, темноты. В

картотеке есть сказки, которые учат детей придерживаться своих обещаний и

выполнять обязанности, перед сном ходить в туалет и т.д. Другие сказки

направлены

на

коррекцию

поведения:

дерётся,

отбирает

чужие

игрушки,

вредничает, обижает животных, требует покупок в магазине, жадничает.

Итак, сказкотерапия – это эффективный метод коррекции

психологического состояния ребёнка, фобий, различных страхов.

Сказкотерапия помогает выявить душевные расстройства у детей, определить

их причину. Это один из способов передачи ребёнку моральных норм,

общечеловеческих ценностей.



В раздел образования