Напоминание

Коррекционно–развивающая направленность изобразительной деятельности в школе VIII вида.


Автор: Минина Оксана Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекционно–развивающая направленность изобразительной деятельности в школе VIII вида.
Раздел: высшее образование





Назад




Коррекционно-развивающая направленность изобразительной

деятельности в школе VIII вида.

Большое внимание к рисованию детей обусловлено тем, что этот вид

творчества особенно выразителен, результаты его поддаются точной

регистрации и всестороннему анализу, на материалах изобразительной

деятельности прослеживается динамика развития ребёнка. Рисование было

использовано многими исследователями, при решении ряда проблем,

связанных с изучением разных категорий детей (в том числе и умственно

отсталых), с диагностикой их интеллектуального развития, с их обучением.

Особенно велика роль рисования в специализированной (коррекционной)

школе VIII вида. Правильное в коррекционном отношении построение

системы обучения и воспитания на занятиях рисования невозможно без

знания особенностей изобразительной деятельности умственно отсталых

детей, её закономерностей и специфических проявлений. Изучение этих

особенностей нашло отражение в ряде работ российских психологов,

педагогов, дефектологов. Следует подчеркнуть, что обучение рисованию во

вспомогательной школе в первую очередь направленно на то, чтобы

содействовать коррекции существенных недостатков познавательной

деятельности учащихся путём воспитания и развития у них правильного

восприятия формы, цвета, величины, конструкции предметов, их положение в

пространстве, умения находить в предметах существенные признаки,

устанавливать сходство и различие между ними. Не менее важно в ходе

занятий развивать и совершенствовать у детей интеллектуальные операции, и

в первую очередь процессы анализа синтеза, сравнения, обобщения,

воспитывать у них умение планировать свою работу, намечать

последовательность выполнения рисунка.

У умственно отсталых детей имеются значительные нарушения

координации движений, недоразвитие мышц, пальцев и кисти рук, что

затрудняет овладение техникой письма. В процессе занятий изобразительной

деятельностью указанные недостатки развития моторики сглаживаются.

Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаза и руку

ребёнка, приучая пальцы к более точным и координированным движениям,

придают гибкость и твёрдость руке. В результате создаются благоприятные

условия и для развития навыков письма. Иначе говоря, занятия рисованием

являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

Велика роль уроков рисования в формировании у школьников

целенаправленной деятельности, воспитание у них стремления осуществлять

контроль своих действий, исправлять допущенные ошибки. Формирование

элементарного знания основ реалистического рисунка, развитие простейших

умений и навыков рисования с натуры, декоративного и тематического тесно

связаны с воспитанием личности и положительных личностных качеств

умственно отсталого ребёнка. Недоразвитие и или нарушение развития

эмоционально-волевых качеств у умственно отсталых школьников

определяет необходимость так строить процесс обучения рисованию, чтобы

он был направлен на формирование самостоятельности, активности и

целенаправленности деятельности. Эта задача является более сложной и

значимой.

Интересная практическая работа на уроках рисования- средство достаточно

эффективного воздействия на ученика, развития у него ценных черт

характера. Следует уделять большое внимания ориентации школьников на

практическую значимость рисунка в учёбе, на производстве, в общественной

работе (умение выполнить простейший эскиз, прочитать несложный чертёж,

применить аппликацию).

Одна из главных задач обучения рисованию-эстетическое развитие учащихся.

Эстетически воспринимать- это не только видеть прекрасное, но и понимать

его сущность, связь с другими явлениями жизни. Программа

предусматривает подготовку детей к пониманию художественных

иллюстраций в книгах, ознакомление с отдельными произведениями

живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Эта работа

является наглядной, конкретной, образной, эмоциональной, оставляет у

учащихся яркие впечатления. При организации и проведения уроков

тематического рисования должна использоваться методика обучения,

сочетающая в себе элементы непосредственного изучения(обследования)

объекта и воспроизведения этого объекта по представлению. Значимость

таких уроков повышается, если практической работе предшествует

специальная подготовка. Определение и разъяснение учащимся темы

рисунка, перечисление и словесное описание детьми объектов рисования,

дополнительное рассматривание и изучение их в натуре, использование

различных конструктивных элементов (постройки, игрушки с двигающимися

частями др.).

При коррекции недостатков пространственных представлений, ориентировки,

необходимо проводить изобразительные диктанты примерно такого типа: «В

левой части листа, не очень близко к краю, нарисуйте стол, справа от него

стул, справа от стула на полу стоит банка с цветком, над столом слева висит

картина» (Т.Н. Головина).

Младшие умственно отсталые дети допускают ошибки, но при

соответствующей педагогической работе, резко сокращаются. Большое

значение придаётся словесному обозначению пространственных отношений,

характеристики при анализе. Обучение рисованию, базируясь на системе

умственных действий, предполагает известную расчленённость и

последовательность выполнения задания. Сначала помогаем понять цель

предложенного задания; затем следует общий анализ объекта изображения;

после этого осуществляется специальный анализ, позволяющий уяснить

особенности частей данного объекта, выделить его своеобразные

индивидуальные качества. Умение ориентироваться в задании во многом

зависит от уровня развития речи. Развитие речи в процессе изобразительной

деятельности, во-первых, происходит за счёт обогащения словаря учащихся

терминами (которые первоначально ими используются на уроках рисования,

а затем входят в активный словарь). Развивается умение выражать свои

суждения о предметах и явлениях, которые служат объектами изображения.

Совершенствуется регулирующая функция речи.

На уроках рисованием идёт активное накопление слов, характеризующих:

пространственные признаки предмета или его частей (большой, длинный,

широкий) круглый, квадратный, высокий, наклонный и т. д.), действия

(нарисовать, соединить, разделить, провести, наметить, чередовать,

раскрашивать и т. д.), пространственные отношения (вверху, внизу,

посредине, слева, справа, сбоку, рядом, внутри, спереди и т. д.), цвета и

оттенки.

Усвоение терминов происходит более интенсивно в практической ситуации,

поскольку ученик не просто слышит новое слово, но узнаёт его в тот момент,

когда нуждается в нём, испытывает потребность им воспользоваться. По

выражению Г. М. Дульнева словесные значения, указания и рекомендации

следует приурочивать к моменту выполнения соответствующих практических

действий. Исследования значение словесных объяснений для умственно

отсталых школьников при овладении предметным действием, опыты

показали, что в процессе изобразительной деятельности, ученики

вспомогательной школы не могут действовать в полном соответствии с

инструкцией если она сформулирована в самом общем виде, например,

«Внимательно смотрите на предмет и рисуйте его». Такое указание не

фиксирует внимание детей, не подчёркивает значимость характерных

деталей, которые должны быть учтены при изображении. Из-за этого в

детских рисунках возникает много ошибок. В процессе занятий

изобразительной деятельностью происходит развитие основных психических

процессов и необходимых качеств личности.

Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты

психических процессов, и в связи с этим его следует считать важным

фактором формирования личности.

Весь процесс обучения и воспитания умственно отсталых учеников в

значительной мере затруднён характерными для них недоразвитием и

дефектами пространственного анализа окружающей действительности,

недостаточной сформированностью навыков мыслительной и практической

пространственной ориентировки.

Обучая умственно отсталых учеников изобразительной деятельности

определённым образом, можно способствовать формированию у них

целенаправленности, совершенствованию восприятия и умственных

операций, выработке навыков самоконтроля, развитию эмоционально-

волевых качеств. Подавляющее большинство учащихся вспомогательной

школы любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать

что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Особенно это

проявляется у младших школьников, для которых рисование представляет

своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует.

Такая заинтересованность наблюдается как на уроках рисования, так и во

время внеклассной деятельности. Лишь в отдельных случаях можно

услышать: «Я не знаю, что рисовать». Обычно учащиеся охотно рисуют

только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и

умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к

работе. Для младшего школьника процесс изображения важнее, чем результат

- рисунок. Если учитель предложил интересную и важную для детей тему, то

процесс изображения всегда сопровождается яркой эмоциональной реакцией

ученика на всё то, что он рисует. Чувства ребёнка в таком случае настолько

сильны, что в воображении он как бы участвует в рисунке: думает, чувствует,

говорит и действует за героев. Все персонажи рисунка как бы оживают для

него, и всё это - он сам, ребёнок. Каждый из нас видел много раз, как рисуя,

ребята разговаривают, звуками изображают то, что рисуют и т.п. Способность

младших школьников к само-участию в изображаемом ими событии

позволяет учителю через занятие целенаправленно влиять на нравственное

развитие детей, на формирование тех чувств, которые представляют собой

переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям,

поступкам, действиям.

Интересно проходят уроки рисования на такие темы, как «Как мы провели

каникулы», «Зимние развлечения». Многие умственно отсталые дети любят

рисовать в любое свободное от занятий время. Если учитель не интересуется

домашними рисунками воспитанников, то изобразительная деятельность

ребёнка распадается на рисунки «для себя» и важно, чтобы используемые во

вспомогательной школе наглядные средства были достаточно чёткими,

доступными. Они должны оказывать на детей большое воспитательное

воздействие, способствовать развитию их художественного вкуса.

Уроки рисования в специальных(коррекционных) школах позволяют

развивать у детей не только художественные способности, но и

коммуникативные навыки в процессе рисования.

Программа специальной (коррекционной) школы способствует решению

следующих задач: коррекционная- коррекция недостатков познавательной

деятельности (мышления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения),

эмоционально-волевой сферы, и других качеств личности; обучающая- учить

детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и

художественные способности в процессе рисования, научить рисовать

основными приёмами изобразительной деятельности: с натуры, по теме,

научить рассказывать об образах произведений изобразительной

деятельности; воспитательная- формировать положительно – эмоциональное

восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к

изобразительному искусству.



В раздел образования