Напоминание

"Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР"


Автор: Кузькина Татьяна Ивановна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Парус"
Населённый пункт: г.Волгодонск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дети с ЗПР:

особенности

логопедической

работы (

организационно-

методические аспекты

)

Подготовила: Т.И.Кузькина,

учитель-логопед МБДОУ д\с

«Парус»

Программно-методическое

обеспечение

Подготовка к школе детей с задержкой

психического развития. С.Г. Шевченко

Программа воспитания и обучения

дошкольников с задержкой психического

развития. Л.Б.Баряева , С-Пб., 2010.

Нарушения речи и их коррекция у детей с

задержкой психического развития.

Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина.,

М., 2003.

Особенности речи детей с

ЗПР

Нарушена вся система речи.

Сложность речевой патологии,

наличие комплекса речевых

нарушений, сочетание различных

дефектов речи.

Многие проявления речевой патологии

связаны с общими

психопатопатологическими

особенностями этих детей.

Нарушения звукопроизношения

у детей с ЗПР.

Преобладающий вид нарушений -

смешение звуков, на втором месте –

искажения, на третьем – стойкие

замены.

Трудности слуховой дифференциации

звуков.

Стойкие нарушения звукового анализа

и синтеза.

Особенности лексики детей с

ЗПР

В словаре преобладают

существительные и глаголы. Словарь

беден.

Неточность употребления слов.

Несформированность обобщающих

понятий и родо-видовых соотношений.

Недоразвитие антонимических и

синонимических средств языка.

Особенности грамматического

строя речи детей с ЗПР

Значительное недоразвитие

словоизменения, словообразования

синтаксической структуры

предложения. Окончательного

формирования не происходит даже к

школьному и младшему школьному

возрасту.

Отсутствие «чувства языка».

Нарушения связной речи у

детей с ЗПР

Нарушена как семантическая

(смысловая) структура текста, так и

языковое его оформление:

*существенные нарушения

программирования текста;

*невозможность подчинить речевую

деятельность замыслу;

*соскальзывание на побочные

ассоциации;

Принципы коррекции

нарушений речи

Тесная взаимосвязь развития речи и

познавательных процессов.

Постепенность перехода от наглядно-

действенного и наглядно-образного к

вербально-логическому мышлению

(постепенный переход от конкретного

к абстрактному, формирование

процессов генерализации).

Принцип учета поэтапности

формирования речевых умений.

Принцип развития (учета зоны

актуального и ближайшего развития,

по Л.С.Выготскому.

Онтогенетический принцип.

Комплексный и системный подход.

Положение об опережающем развитии

семантики по отношению к развитию

формально-языковых средств.

Принцип дифференцированного

подхода.

Принцип деятельностного подхода.

Принцип учета ведущей деятельности.



В раздел образования