Автор: Кузькина Татьяна Ивановна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Парус"
Населённый пункт: г.Волгодонск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование
Дети с ЗПР:
особенности
логопедической
работы (
организационно-
методические аспекты
)
Подготовила: Т.И.Кузькина,
учитель-логопед МБДОУ д\с
«Парус»
Программно-методическое
обеспечение
Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития. С.Г. Шевченко
Программа воспитания и обучения
дошкольников с задержкой психического
развития. Л.Б.Баряева , С-Пб., 2010.
Нарушения речи и их коррекция у детей с
задержкой психического развития.
Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина.,
М., 2003.
Особенности речи детей с
ЗПР
Нарушена вся система речи.
Сложность речевой патологии,
наличие комплекса речевых
нарушений, сочетание различных
дефектов речи.
Многие проявления речевой патологии
связаны с общими
психопатопатологическими
особенностями этих детей.
Нарушения звукопроизношения
у детей с ЗПР.
Преобладающий вид нарушений -
смешение звуков, на втором месте –
искажения, на третьем – стойкие
замены.
Трудности слуховой дифференциации
звуков.
Стойкие нарушения звукового анализа
и синтеза.
Особенности лексики детей с
ЗПР
В словаре преобладают
существительные и глаголы. Словарь
беден.
Неточность употребления слов.
Несформированность обобщающих
понятий и родо-видовых соотношений.
Недоразвитие антонимических и
синонимических средств языка.
Особенности грамматического
строя речи детей с ЗПР
Значительное недоразвитие
словоизменения, словообразования
синтаксической структуры
предложения. Окончательного
формирования не происходит даже к
школьному и младшему школьному
возрасту.
Отсутствие «чувства языка».
Нарушения связной речи у
детей с ЗПР
Нарушена как семантическая
(смысловая) структура текста, так и
языковое его оформление:
*существенные нарушения
программирования текста;
*невозможность подчинить речевую
деятельность замыслу;
*соскальзывание на побочные
ассоциации;
Принципы коррекции
нарушений речи
Тесная взаимосвязь развития речи и
познавательных процессов.
Постепенность перехода от наглядно-
действенного и наглядно-образного к
вербально-логическому мышлению
(постепенный переход от конкретного
к абстрактному, формирование
процессов генерализации).
Принцип учета поэтапности
формирования речевых умений.
Принцип развития (учета зоны
актуального и ближайшего развития,
по Л.С.Выготскому.
Онтогенетический принцип.
Комплексный и системный подход.
Положение об опережающем развитии
семантики по отношению к развитию
формально-языковых средств.
Принцип дифференцированного
подхода.
Принцип деятельностного подхода.
Принцип учета ведущей деятельности.