Напоминание

Формы и методы работы с начинающими в классе скрипки


Автор: Мазуренко Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: Калининградская область город Калининград
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Формы и методы работы с начинающими в классе скрипки
Раздел: дополнительное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

Методическая работа

Формы и методы работы с начинающими

в классе скрипки

Составитель:

преподаватель по классу скрипки

Мазуренко И.А.

Калининград

2019г.

Формы и методы работы с начинающими

в классе скрипки

В

начальный

период

занятий

на

скрипке

закладывается

фундамент

будущего мастерства. Педагогическая работы по налаживанию постановки

должна вестись тщательно и последовательно, без торопливости.

Допущенные ошибки не только тормозят развитие ребенка, они способны

привести к заболеваниям и навсегда закрыть дорогу к профессиональному

будущему.

Внешняя

форма

постановки

может

несколько

варьироваться,

но

основная

цель

нахождение

наиболее

естественных

и

рациональных

приемов игры – остается неизменной. Чтобы ученик с первых же шагов

принимал сознательное участие в этой работе, нужно прививать ему навыки

двигательного

самоконтроля.

Эти

навыки

вырабатываются

постепенно,

поэтому предлагаемые ниже упражнения полезно выполнять на протяжении

всего

постановочного

этапа

обучения.

Помимо

решения

каждым

из

упражнений своей конкретной задачи, все вместе они приучают начинающего

скрипача

следить

за

своими

игровыми

ощущениями,

что

в

перспективе

позволит

ему

овладеть

культурой

скрипичных

движений.

Учитывая

особенности детской психологии, желательно проводить занятия в игровой,

образной форме.

Вначале

приведем

два

упражнения,

которые

помогут

снять

общую

скованность ребенка, попавшего в новую для себя обстановку.

Первое упражнение «Птичка» учит произвольно расслаблять различные

группы мышц.

Ученик тянет руки вверх, растопыривая пальцы, приговаривая: « Лети, лети,

птичка».

«Деревце» учит произвольно расслаблять группы мышц.

«Листочки завяли» - расслабились и упали пальцы.

«Упали листочки» - свободно опустились кисти.

«Упали веточки» - согнутые в локтях руки повисли на уровне плеч.

«Совсем упало, согнулось деревце» - ученик сгибается в поясе, руки висят

расслаблено.

Затем

необходимо

восстановить

тонус

мышц,

действуя

в

обратном

порядке: «Полили деревце, оно выпрямилось» и т.д.

Хорошо,

если

педагог

вначале

проделает

упражнение

вместе

с

учеником, стоя напротив него, обращая его внимание на ощущение тяжести,

возникающие в руках, когда они расслаблены, «включены».

Второе упражнение «Рукопожатие» позволяет почувствовать, как рука

постепенно переходит из зажатого, напряженного состояния, в свободное.

Педагог предлагает ученику поздороваться за руку, причем сжимать

ладонь педагога изо всех сил, затем постепенно ослабить пожатие и уронить

руку. Внимание фиксируется на изменении мышечных ощущений.

Приведенные

дальше

упражнения

образуют

гимнастический

мини-

комплекс скрипача. Они

помогают формированию правильной осанки,

постоянно сохранять которую в скрипичных занятиях крайне важно. Такую

физкультурную

паузу

полезно

устраивать

на

уроке

на

протяжении

всего

первого года обучения.

1.Встать прямо, ноги вместе. Сделать шаг правой ногой

вправо,

одновременно подняв руки в стороны на уровне плеч. Постояв так несколько

секунд,

вернуться

в

исходное

положение,

сохранив

ощущение

стройной

спины. То же, но отставляя левую ногу влево.

2.Встать прямо, ноги вместе. Правую ногу отставить назад, поднимая

руки над головой и отводя голову немного

назад. Вернуться в исходное

положение. Повторить, отставляя назад левую ногу.

3.Исходное положение: руки перед грудью, согнутые в локтях, пальцы

сцеплены в замок, спина прямая. Повернуть верхнюю часть туловища влево,

не меняя положения нижней части тела. Вернуться в исходное положение.

Затем сделать такой же поворот вправо. Это упражнение поможет ребенку

контролировать

положение

верхней

половины

туловища

относительно

нижней и в дальнейшем сохранять положение корпуса при игре.

4.Руки, согнутые в локтях, у плеч. Круговые движения локтями назад.

Это упражнение активно вовлекает в работу лопатки и приучает ребенка

чувствовать движение руки от спины, что особенно важно при игре в нижней

половине смычка.

5.Упражнение для отдыха «Обезьянка» снимает напряжение в мышцах

рук, ног и спины. По пружинить

на слегка согнутых в коленях ногах,

немного

подавшись

вперед,

ссутулившись,

покачивая

расслабленными

руками. Затем вернуться в поднятое, рабочее состояние.

Чтобы ученик правильно и без напряжения держал скрипку, предлагаем

предварительно выполнить несколько упражнений.

1.

«Да»

и

«Нет».

Для

освобождения

мышц

шеи:

голова

свободно

раскачивается вперед-назад и из стороны в сторону.

2. «Пожми плечами - удивление». Поднять плечи как можно выше и

почувствовать

все

неудобство

такого

положения.

С

облегчением

уронить

плечи и запомнить ощущение свободы плечевого пояса.

3. «Посмотрись в зеркальце». Чуть-чуть повернув голову влево, ученик

поднимает согнутую в локте левую руку и делает вид, будто смотрится в

зеркальце, находящееся в ладошке. Тем самым он тренирует подъем левой

руки в игровое положение.

Важное условие правильного держания инструмента - индивидуальный

подбор подушечки или мостика с учетом длины шеи и покатости плеч. В

результате

положенная

на

плечо

скрипка

должна

удерживаться

в

слегка

наклонном положении с помощью головы. Голова немного повернута влево,

мышцы шеи не напряжены. Ученик может разговаривать, ходить по классу.

Когда держание скрипки освоено, переходим к постановке левой руки.

Ученик многократно поднимает к скрипке левую руку, ощущая легкую опору

шейки скрипки на основании большого пальца. Локоть подведен под скрипку,

свободные, «не склеенные» пальцы висят над струной, кисть продолжает

линию предплечья. В момент, когда рука опускается, следует почувствовать

отдых.

Расслабление

мышц.

Левая

рука

все

дольше

остается

в

игровом

положении, не утомляясь (ученик считает сначала до 3-х, потом до 5-ти,

потом до 10-ти и т.д.).

С принципом работы пальцев левой руки сначала можно познакомить

ученика без скрипки.

1.Левая рука поднята в игровом положении. Пальцы то выпрямляются,

то свободно падают, не касаясь при этом ладони.

2.Рука сохраняет игровое положение. Каждый палец - «Молоточек», по

очереди падает на «наковальню», ударяя своей подушечкой о подушечку

большого пальца. Возможна также аналогия с курочкой, клюющей зерно.

Следующие упражнения выполняются со скрипкой.

1.Пальцы одновременно опускаются на струну, не принижая ее к грифу,

и снова подвесить их над струной. При чередовании струн сразу привлечь

«рулевое» движение локтя.

2.Легко опустить пальцы на струну. По команде педагога по одному

снимать их в разной последовательности (только 3-й всегда снимается после

4-го). Как только палец отрывается от струны, он сразу расслабляется. Это

упражнение тренирует моментальное освобождение отыгравшего пальца.

Непосредственная работа над постановкой пальцев в первой позиции

начинается с постановки первого, иногда второго пальца. Внимание педагога

и самого ученика должно быть направлено на предотвращение чрезмерного

давления пальца на струну, так как это приводит к скованности левой руки.

Когда палец прижимает струну, в большом пальце неизбежно возникает

ответное напряжение, которое следует свести к минимуму.

Этому послужит упражнение «Погладь Скрипкину шейку». В то время,

когда игровой палец опущен на струну, большой палец делает несколько

скользящих движений вдоль шейки. Проверять ненапряженное состояние

большого пальца следует и при игре на скрипке.

В период освоения первой позиции левая рука, за исключением пальцев,

находясь,

в

основном,

в

неподвижном

состоянии,

и

в

ней

может

накапливаться статическое напряжение. Средство борьбы с ним – движение.

Поэтому педагог должен чаще проверять подвижность плечевого, локтевого и

кистевого

суставов,

периодически

покачивая

и

пошатывая

левую

руку

ученика.

Полезно

регулярно

отправляться

в

«Путешествие»:

скользить

рукой

с

неплотно прижатыми к струне пальцами вдоль грифа (до корпуса скрипки и

обратно).

Это

упражнение

исподволь

подготавливает

ученика

к

смене

позиций.

Падение и подъем каждого пальца должны быть тщательно отработаны

- это является основой для воспитания беглости. Предлагаемый материал

дает исчерпывающий вариант для таких занятий.

Работе

над

звукоизвлечением

могут

предшествовать

упражнении,

имитирующие движение руки со смычком.

1.

«Часики». Плавно, слегка сгибая кисть, подносить правую руку к

лицу, глядя на воображаемые часики, и так же медленно и плавно

опускать руку вниз.

2.

«Прогоним комариков». Воображаемые комарики сидят на левом

плече.

Крупное

размашистое

движение

правой

руки

от

плеча

включает в работу мышцы руки и спины, участвующие в ведении

смычка.

Имея в виду сложность постановки большого пальца, рекомендуем

проделать упражнение «Два барашка»: Слегка скругленные большие пальцы

педагога и ученика изображают двух барашков, сталкивающихся лбами. Это

упражнение

поможет

найти

правильное

положение

большого

пальца

на

трости.

Расстановку пальцев правой руки удобно объяснить на карандаше -

знакомом

и

заведомо

легком

предмете.

Следующее

упражнение

игра

помогает ученику организовать и проконтролировать свои действия.

На счет «Раз» - «подвесить» правую руку, полусогнутую в локтевом суставе,

кисть и пальцы – «листочки» свободно свисают.

«Два» - пальцы, кроме большого, ложатся сверху на поданный педагогом

карандаш, сохраняя естественное положение. Круглый мизинец встает на

карандаш, остальные «свесили ножки».

«Три» - легкий поворот руки в локтевом суставе влево, указательный палец -

«лежебока» прикасается к карандашу серединой второй фаланги.

«Четыре»

-

свободным,

округлым

большим

пальцем

по

скользить

по

карандашу

«почесать

животик»

-

и

остановить

его

напротив

среднего

пальца.

Полезно проделать с карандашом, а затем и со смычком следующие

упражнения.

1.Взять

правой

рукой

карандаш

(смычок)

со

стола

и

быстро

и

правильно расставить пальцы.

2.То же, но с закрытыми глазами на ощупь.

3. Расположив руку ладонью вверх, перемещать карандаш (смычок) в

горизонтальной плоскости с помощью одновременного сгибания мизинца и

распрямление указательного пальца и наоборот.

4. То же, но в игровом положении руки.

5. Держать карандаш (смычок) вертикально. Плавно вращая предплечье

в локтевом суставе, поворачивать смычок вправо и влево на 180,сограняя

правильное расположение пальцев.

6.

Не

смещая

пальцы

на

трости,

держа

смычок

в

горизонтальной

плоскости,

ритмично

поднимать

и

опускать

кисть

при

неподвижном

предплечье.

При выполнении этих упражнений ученику легче управлять смычком в

воздухе, если держать его, несколько отступив от колодки.

Следующие

упражнения

помогают

освободить

маршрут

движения

правой руки.

1.Можно

покатать

руку

ученика

на

«санках»:

ученик

держит

как

смычок палец педагога, который движется по маршруту смычка.

2. Ведение тростью смычка по колечку из соединенных большого и

среднего пальцев левой руки (волос находится внутри колечка) либо ведение

смычка по локтевому сгибу поднятой левой руки. Смычок следует вести с

остановками «на станциях».

Полезно приучать ученика к совместному держанию скрипки и смычка.

Педагог помогает ученику принять правильное игровое положение. Смычок

опирается на струну средней частью. В этом положении ученик не должен

оставаться долго (подойдет счет до 5-ти), но повторять упражнение следует

многократно.

Точно

сымитировать

игру

смычком

по

струне

поможет

несложное

приспособление.

Вокруг

трости

смычка

обворачивается

листок

плотной

бумаги, края совмещаются и склеиваются так, чтобы получилась трубочка,

свободно продвигающаяся вдоль трости. Ученик держит скрипку. Педагог

устанавливает смычок у кончика на струну параллельно подставке. Расставив

пальцы на трубочке, ученик в определенном ритме продвигает ее по трости.

Если

пальцы

сожмут

трубочку,

она

не

сможет

перемещаться,

так

что

свободное

держание

обеспечено.

Для

этого

упражнения

лучше

иметь

запасной смычок большого размера. Тогда, уже играя смычком, можно

периодически

возвращаться

к

упражнению

с

трубочкой

для

контроля

ощущения.

Постепенно следует воспитывать у ученика очень важное умение переносить

вес руки через пальцы на трость смычка. Свободная опора руки на струну-

залог хорошего звучания, поэтому найти правильный прием ученику должен

помочь его собственный слух. Чтобы ученик при этом лучше контролировал

свои

ощущения,

можно

предварительно

проделать

серию

упражнений

«Обезьянка

на

ветке».

Веткой

служит

вытянутый

указательный

палец

педагога, расположенный сначала примерно на высоте глаз ученика.

1.Правая рука ученика свободно свисает, опираясь на ветку средними

фалангами указательного, среднего и безымянного пальцев. Затем педагог

перемещает палец в разных направлениях – ветка качается на ветру – и

останавливает его примерно в том положении, которое принимает трость

смычка, когда он, двигаясь по струне, доходит до средней части.

2.Обезьяна может попрыгать на ветке: ученик слегка подбрасывает

руку вверх и снова роняет на ветку, всякий раз восстанавливая ощущение ее

тяжести.

3.Задача

усложняется,

когда

обезьяна,

продолжая

висеть

на

ветке,

решает

взглянуть

на,

одетые

на

правую

руку,

часы.

Подпрыгивая,

она

постепенно,

с

каждым

разом

чуть

сильнее,

поворачивает

предплечье

вовнутрь, часиками к себе, стараясь сохранить ощущение тяжести руки на

трости смычка, находящегося сперва, в руках педагога, а затем поставленного

на струну. Округленный мизинец лежит на трости.

4.И лишь в последнюю очередь ученик приставляет снизу большой

палец,

стараясь

не

потерять

ощущение

опоры.

В

игровой

форме

можно

объяснить расположение пальцев на смычке.

1. Большой палец «Галочка».

2. Указательный «Капитан» - ведет за собой весь «кораблик» (смычок).

3. Средний и безымянный – «ушки у зайчика» - свободны на трости.

4. Круглый мизинец - «Ягодка».

Параллельно с описанными «тихими» занятиями постановкой, ученик

на первых уроках выучивает мелодию и текст песенок, которые он скоро

будет играть, узнает от педагога о строении скрипки и смычка, знакомится с

нотной грамотой.

Важно, чтобы на первых уроках ученик слышал игру педагога, получая

представление

о качественном звучании скрипки. К этому звучанию он и

будет стремиться, когда заиграет сам.

Список используемой литературы

1.

Бакланова Н. Маленькие упражнения для начинающих (1 позиция),

М., 2006

2.

Гарлицкий

М.

Шаг

за

шагом.

Методическое

пособие

для

юных

скрипачей. М., 2004

3.

Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 2004

4.

Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука. М., 2002

5. Захарьина Т. Скрипичный букварь. М., 2005

6. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 2002

7. Шальман С. Я буду скрипачом, ч. 1. Л., 2003

8. Юный скрипач. Выпуск. I М., 2003

9. Хрестоматия. 1- 2 классы ДМШ. М., 2004

10. Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., Музыка, 2005



В раздел образования