Напоминание

"Гимнастика – развитие физических данных и подготовка к предметам цикла хореографических дисциплин".


Автор: Царёва Римма Сабировна
Должность: Преподаватель хореографического отделения
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Новомосковск Тульской области
Наименование материала: Методическая лекция
Тема: "Гимнастика – развитие физических данных и подготовка к предметам цикла хореографических дисциплин".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая лекция на тему:

«Гимнастика-развитие физических

данных и подготовка к предметам

цикла хореографических

дисциплин»

Подготовила: преподаватель

хореографического отделения

МБУ ДО «ДШИ»

г. Новомосковска

Царева Р.С

.

2019г.

г. Новомосковск

1

ПЛАН

« Гимнастика-развитие физических данных и подготовка к предметам

цикла хореографических дисциплин».

I. Введение.

II. Силовая подготовка танцовщика.

III. Методика урока гимнастики.

IV. Методические указания. Заключение.

V. Литература.

I.

Введение.

2

О п р е д е л е н и е

г и м н а с т и к и

к а к

в и д а

д е я т е л ь н о с т и .

Гимнастика является одним из основных средств физического воспитания

и представляет собой совокупность специально подобранных физических

упражнений для воздействия на организм человека в целях укрепления

здоровья, развития двигательных умений и навыков, физических, волевых

и моральных качеств, а также для устранения физических недостатков.

К отличительным особенностям гимнастики относятся:

1) многообразие упражнений от самых простых (элементарных) до весьма

сложных (комбинированных);

в том числе отвлеченных, искусственных

упражнений без снарядов, со снарядами и на снарядах;

2)

разностороннее

воздействие

на

организм,

а

при

желании

или

необходимости местное (на определенные группы мышц);

3) возможность относительно точного регулирования физической нагрузки

на организм занимающихся.

Выполнение гимнастических упражнений отличается точностью, а очень

ч а с т о

к р а с о т о й

и

в ы р а з и т е л ь н о с т ь ю .

Благодаря

возможностям

довольно

точного

регулирования

нагрузки

на

организм, общего и локального воздействия гимнастические упражнения

м о г у т

и м е т ь

к о р р е к т и р у ю щ е е

и

л е ч е б н о е

з н а ч е н и е .

Указанные

особенности

свидетельствуют

о

широких

возможностях

использования гимнастики для различных контингентов, занимающихся:

о т

я с е л ь н о г о

д о

п о ж и л о г о

в о з р а с т а .

Являясь средством общего физического развития, гимнастика способствует

также повышению уровня спортивных достижений в любом виде спорта.

Каждый

спортсмен,

стремящийся

к

повышению

своих

спортивных

результатов, должен заниматься гимнастикой.

II. Силовая подготовка танцовщика.

3

1.

Необходимость

развития

выворотности,

танцевального

шага,

гибкости и прыжка на уроках гимнастики для исполнения движений

классического танца.

2.

Правила построения уроков гимнастики.

Полноценная подготовка к балетной деятельности предполагает высокую

степень гибкости тела и умение управлять своими движениями. Известно,

что

всякая

специализация,

всякое

специальное

приспособление

наших

органов

к

выполнению

определенных

задач

вызывают

нарушение

гармонии в развитии тела, в общем равновесии всех частей тела и их

функции.

Человек

в

обычной

жизни

выполняет

много

ограниченных

движений,

при

которых

возможности

двигательного

аппарата

используются

лишь

частично;

в

результате

появляются

и

становятся

привычными

такие

недостатки,

как

слабая

сгибаемость

спины,

малая

подвижность шеи, плечевых, локтевых, запястных суставов и суставов

пальцев, неполная разгибаемость коленных суставов, "ахилла" и стопы и

т.п. Движения, в которых участвуют лишь немногие суставы и которые

выполняются

постоянно

одинаковым

способом,

причем

в

нескольких

ограниченных

направлениях,

не

могут

служить

развитию

гибкости

и

никогда не приведут к гармоничному развитию тела - скорее они привнесут

в

д в и ж е н и я

ж е с т к о с т ь

о г р а н и ч е н н о с т ь .

Поэтому

задача

педагога

на

уроках

гимнастики

состоит

в

том,

чтобы

оснащать

учеников

запасом

движений

во

всех

направлениях

и

с

максимальной

амплитудой;

это

должно

вызывать

реальное

изменение

двигательных

органов,

улучшить

их

функционирование,

привести

в

соответствии

с

анатомической

нормой

подвижности

суставов.

Таким образом, выворотность, балетный шаг, гибкость, имея свою природу,

д о л ж н ы

с

п о м о щ ь ю

у п р а ж н е н и й

н а

у р о к а х

г и м н а с т и к и

развиваться

более

эффективно.

Недостаточно

открытое

бедро

лишает

движение ног свободного, выворотного и высокого шага. Малая гибкость

колена и стопы также затрудняет движение ног, например, при выполнении

plie и особенно прыжков. Шаг и выворотность в балете - единое целое.

Отрабатывая

шаг,

необходимо

всегда

учитывать,

что

величина

его

не

должна

идти

за

счет

уменьшения

выворотности

бедра.

Большой,

невыворотный

шаг

не

совершенствует

технику

движения

ног

и

не

обогащает пластику. Развитие шага надо начинать с укрепления и развития

4

выворотности, а не с высоты поднятой ноги. Прыжки требуют прежде

всего

хорошо

развитой

силы

ног,

стойкости

корпуса.

Упражнения

различного характера на уроках гимнастики способствуют укреплению

м ы ш е ч н о г о

а п п а р а т а

и

к о с т н о й

с и с т е м ы .

2.

Партерная

гимнастика,

как

вспомогательное

средство

достижения

необходимых

данных.

Задачи

вспомогательных

и

корригирующих

у п р а ж н е н и й

н а

п о л у :

- организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все их

у с и л и я

н а

ф и з и ч е с к у ю

н а г р у з к у ;

-

подготовить

мышцы,

связки

и

суставы

для

классического

экзерсиса;

- в индивидуальном порядке исправлять имеющиеся недостатки в осанке.

Дети

располагаются

на

полу

на

расстоянии

вытянутых

рук

и

ног.

Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа

на спине и животе при выпрямленных ногах, а так же сидя с вытянутыми

ногами вперед и стоя на коленях. Упражнения повторяются сначала 2-4,

з а т е м

8 - 1 6

р а з .

Активные упражнения выполняются учениками на полу самостоятельно,

без приложения дополнительных внешних усилий. Активно - пассивные

упражнения делаются с помощью другого человека или при упоре. Во

время упражнений на расслабление в положении лежа ученики отдыхают.

Активно-пассивные упражнения на полу освобождают учащихся от той

д о п о л н и т е л ь н о й

р а б о т ы ,

к а к

ф и з и ч е с к о й ,

т а к

и

нервной,

которую

испытывает

человек

в

вертикальном

положении.

упражнение

на

расслабление,

которые

чередуются

с

упражнениями

нагрузку, дают детям некоторый отдых. Поэтому активно- пассивные и

активные

упражнения

на

полу

создают

максимум

условий

для

сосредоточения

внимания

ребенка

на

мышечных

ощущениях

и

учат

сознательно

управлять

мышцами.

Упражнения

на

полу

позволяют

с

н а и м е н ь ш е й

з ат р ат о й

э н е р г и и

д о с т и ч ь

с р а зу

т р и

ц е л и :

-

п о в ы с и т ь

г и б к о с т ь

с у с т а в о в ;

-

у л у ч ш и т ь

э л а с т и ч н о с т ь

м ы ш ц

и

с в я з о к ,

-

н а р а с т и т ь

с и л у

м ы ш ц .

Мышцы

и

суставы

подготавливаются

к

традиционному

классическому

экзерсису у станка, требующему высоко физического напряжения. Эти

упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе,

ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость,

5

э л а с т и ч н о с т ь

с т о п .

Уп р а ж н е н и я

п о д р а з д е л я ю т с я

н а :

-

у п р а ж н е н и я

н а

н а п р я ж е н и е

и

р а с с л а б л е н и е

м ы ш ц ;

-

у п р а ж н е н и я

н а

у л у ч ш е н и е

в ы в о р о т н о с т и

н о г ;

-

у п р а ж н е н и я

п о

и с п р а в л е н и ю

н е д о с т а т к о в

о с а н к и ;

-

упражнения,

подводящие

к

экзерсису

классического

т анца.

3.На уроке гимнастики должны иметь место вспомогательные упражнения

для

развития

различных

групп

мышц,

суставов,

с в я з о к .

Маршировка:

-

при

сутулости

маршировка

комбинируется

с

резкими

движениями

отведения рук назад вытянутых и согнутых в локтях в горизонтальном

положении

и

с

вращательными

движениями

рук,

согнутых

в

локтях.

- при седлообразной пояснице маршировка и бег выполняются с сильно

подтянутыми мышцами живота, максимально вытянутым позвоночником,

слегка поданной вперед тазобедренной частью а руками, опущенными

вниз.

-

при

асимметрии

лопаток

при

маршировке

руку

опущенного

плеча

положить на затылок или поднять вверх, растягивая мышцы опущенного

плеча.

Детям, у которых выступают коленные чашечки, рекомендуются шаги на

полу

пальцах

или

шаркающие

шаги

при

вытянутых

коленях.

В процессе обучения детей основам классического танца с первых дней

оказывается в числе важнейших и сохраняет свое значение на притяжении

ряда последующих лет задача создания твердой физической базы, то есть

с и л о в а я

п о д г о т о в к а

т е л е с н о г о

а п п а р а т а

у ч а щ и х с я .

Существенную помощь в силовой подготовке балетного ученика могут

оказать уроки гимнастики. Для этого в программе занятий должны быть

предусмотрены

циклы

упражнений,

решающих

следующие

задачи:

-

функциональное

развитие

органов

и

систем,

обеспечивающих

д о с т а т о ч н ы й

з а п а с

м о щ н о с т и

о р г а н и з м а ;

-

у к р е п л е н и е

о п о р н о - д в и г а т е л ь н о г о

а п п а р а т а ;

-

л о к а л ь н о е

р а з в и т и е

д в и г а т е л ь н ы х

к а ч е с т в ;

-

совершенствование

способностей

к

ориентировке

в

пространстве;

- развитие способностей соразмерять свои действия по усилиям во времени

и

п р о с т р а н с т в е ;

-

в ы р а б о т к а

н а в ы к о в

в ы с о к о й

к у л ь т у р ы

д в и ж е н и й .

На

этапе

начальной

подготовки

эти

задачи

являются

главными;

их

6

выполнение

создает

тот

фундамент,

на

котором

воздвигается

прочное

з д а н и е

ф и з и ч е с к о г о

с о в е р ш е н с т в о в а н и я .

Использование

в

уроках

силовых

упражнений

приносит

значительную

пользу:

помимо

собственной

силы,

они

развивают

и

совершенствуют

координацию движений, различные функциональные системы организма, а

также и такие качества, как выносливость и гибкость.

К вспомогательным движениям относятся:

- упражнения для шеи;

- упражнения для рук;

- упражнения для плечевого пояса;

- упражнения для ног;

- прыжки;

- упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и

эластичности мышц бедра (выпады, наклоны);

- упражнения для улучшения подвижности коленных суставов

голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы (приседания,

подъёмы на полупальцы, перекаты, вращения коленями на приседании);

- упражнения на станке, на гимнастической стенке, на турнике (висы,

растяжка);

- упражнения на равновесие, выработку устойчивости.

На

уроках

гимнастики

должны

присутствовать

упражнения

на

выносливость,

упражнения

в

расслаблении

мышечной

системы,

постановки

дыхания.

Преподаватель

должен

уделять

внимание

психологической подготовке танцовщика, развитию двигательной памяти.

III. Методика урока гимнастики.

Основная форма организации занятий гимнастикой - урок. Существующая

типовая

структура

урока

обеспечивает

нормальное

построение

и

проведение занятий по гимнастике, но не следует относиться к ней, как к

незыблемому правилу. В любых условиях, с любым составом учеников

следует

творчески

подходить

к

методике,

искать

в

ней

более

прогрессивные приемы,

допуская возможность необходимых частных

отклонений

от

стандарта,

целесообразных

изменений

в

нем.

Типовая

7

структура -

это всего лишь ориентир,

которым руководствуются при

создании

конкретных

вариантов

уроков

с

учетом

пола,

возраста

и

подготовленности

учеников,

соотнося

эти

показатели

с

периодами

п р о в е д е н и я

з а н я т и й

и

и х

з а д а ч а м и .

Главная задача гимнастики состоит в расширении запроса двигательных

навыков у детей и совершенствовании таких качеств, как устойчивость,

смелость, выносливость, ловкость. Дети на занятиях гимнастикой должны

чередовать учебные упражнения с упражнениями игрового характера с

элементами

бега,

прыжков,

метания,

лазания

и

т.п.

Изучаются

также

простейшие

перестроения,

движения

руками,

ногами,

туловищем,

метанием в цель, равновесия, акробатические и танцевальные элементы. В

содержание

уроков

включаются

строевые

и

порядковые

упражнения,

общеразвивающие

упражнения

с

предметами

(мячами,

скакалками,

обручами и т.д.) и без предметов парные упражнения, упражнения в висах

и

упорах,

равновесие,

лазание,

акробатические

и

танцевальные

упражнения,

опорные

прыжки,

игры,

спортивные

и

специальные

направленности

развивающие

музыкальность

и

артистичность,

с о д е р ж а щ и е

э л е м е н т ы

х о р е о г р а ф и и

и

д р .

Независимо от того, какова продолжительность гимнастического урока -

он всегда состоит из трёх частей:

-подготовительной;

-основной;

-заключительной.

Подготовительная часть урока вводит учащихся в работу, которая

запланирована, организует их, устанавливает контакт между учениками и

преподавателем.

Организм

учащихся

подготавливается

к

выполнению

большой работы, к выполнению более сложных упражнений основной

части урока. Поэтому задача преподавателя в первой части урока - достичь

и

активизировать

работоспособность;

кроме

того,

подготовительный

раздел имеет цель гигиеническое воздействие на двигательный аппарат,

органы дыхания, кровообращения; в этой же части урока есть возможность

уделить необходимое внимание формирование у детей правильной осанки.

Для содержания первой части урока характерны строевые и порядковые

упражнения, ускоренная ходьба, бег, прыжки на месте и в передвижении,

прыжки со скакалкой, упражнения на быстроту и точность реакции, на

внимание

и

др.

В

этой

части

урока

главное

внимание

уделяется

8

общеразвивающим упражнениям, которые подбираются и дозируются и

чередуются

в

полном

соответствии

с

возрастом,

полом

и

уровнем

физической

подготовленности

учащихся.

Урок

следует

начинать

с

построения

учеников,

рапорта

(количество

присутствующих

и

отсутствующих), приветствия. Задача перед учениками на данный урок.

В задачи основной части урока входят те, которые определяют процесс

гимнастиче ского

во спитания

учащихся.

Это

прежде

в с е го :

а) Задача овладения главными жизненно- необходимыми и специальными

навыками, которые содействуют освоению материала, предусмотренного

п р о г р а м м о й

с п е ц и а л ь н ы х

д и с ц и п л и н .

б) Задача обучения правильному применению усвоенных знаний и качеств

в

р а з л и ч н ы х

и

и з м е н я ю щ и х с я

у с л о в и я х .

в) Задача специальной тренировки сердечно - сосудистого и дыхательного

аппаратов.

г) Задача дальнейшего развития и совершенствования ориентировки во

времени

и

пространстве,

координации

движений

силы,

быстроты,

выносливости,

устойчивости,

легкости,

самостоятельности,

смелости,

решительности,

настойчивости

и

других

психологических

качеств.

Решать различные частные задачи этого раздела урока нужно с учетом

содержания

других

разделов,

при

полной

взаимосвязанности

всего

изучаемого

материала.

Урок

нужно

строить

таким

образом,

чтобы

в

процессе

овладения

двигательным

аппаратом

и

освоения

навыков,

одновременно

совершенствовались

все

психологические

качества.

Не

следует

перегружать

урок

большим

количеством

нового

учебного

материала. Это быстро утомляет учеников, рассеивает их внимание. Лучше

использовать

ранее

усвоенные

упражнения

как

базу

для

дальнейшего

логичного

усложнения

программы

и

освоения

новых

упражнений

незначительном объёме. К концу основной части урока нагрузка должна

постепенно

возрастать.

Заканчивать

эту

часть

урока

целесообразно

эмоциональными играми, главным образом спортивно- соревновательного

характера.

Заключительная часть урока. Продолжительность не более 5-8 минут.

Задача

этого

раздела

-

завершить

работу

постепенным

занижением

нагрузки на организм, привести учеников в более спокойное состояние,

которое позволит им легко переключиться на следующие по расписанию

у р о к и

и л и

н а

о т д ы х .

9

Основные

средства

успокоения

-

медленная

ходьба,

некоторые

дыхательные

упражнения,

упражнения

в

расслаблении,

умеренные

по

нагрузке порядковые упражнения. Их задача - снизить активность работы

о р г а н о в

к р о в о о б р а щ е н и я

и

д ы х а н и я .

IV. Методические указания. Заключение.

В

заключительной

части

урока

есть

смысл

применять

фигурные

передвижения, легкие движения кистей, движения рук в стороны, на верх и

вперед, назад, в ходьбе полезно чередовать движения на носках, пятках, на

наружной

и

внутренней

стороны

стопы

-

и

все

это

в

умеренных

к о л и ч е с т в а х

и

п р и

с о б л ю д е н и и

с п о к о й н о г о

д ы х а н и я .

Не помешает в заключение урока краткая беседа или разбор урока; это

самое

подходящее

время

для

замечаний

о

проведении,

о

состоянии

спортивной

формы

учеников,

о

достигнутых

на

уроке

успехах

или

неудачах,

с

указанием

путей

их

преодоления.

Надо

проверить

пульс

учеников,

записать

в

дневники

свои

замечания,

показать

доступные

элементы

самомассажа,

напомнить

о

правилах

личной

гигиены.

Отстающим ученикам надо дать задание на дом. Точкой в конце урока

служит

реверанс

(поклон),

который

должен

всегда

исполняться

всей

группой по правилам классической хореографии - так же как и в начале

урока. Другая форма приветствия - спортивная; когда дети стоят в строю и

научить их этой форме вполне естественно для педагога по гимнастике.

10

11

V. Литература

1.

Андронеску А. Анатомия ребенка. Бухарест,1988

2.

Базарова Н.П. « Классический танец.;» СПб,: «Лань», «Планета

музыки». 2009

3.

Баршай В., Курысь В., Павлов И. Гимнастика Р.-на-Д.,2009

4.

Ваганова А. « Основы классического танца».СПб,: «Лань»,2007

5.

Васильева Т. Тем, кто хочет учиться балету.,1994

6.

Гватерини М. Азбука балета, М.: БММ АО.,2001

7.

Лисицкая Т.С. «Хореография в гимнастике . физкультура и

спорт»,Н,1984

12



В раздел образования