Напоминание

внеурочная деятельность "Юные исследователи"


Автор: Герасименко Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ – "ПЛАНЕТА ДЕТСТВА"
Населённый пункт: село Спас–Заулок
Наименование материала: учебная программа
Тема: внеурочная деятельность "Юные исследователи"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа учителя

по курсу внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Юные исследователи»

Класс: 2-4

Учитель: Герасименко С.М.

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Юные исследователи»

разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования,

Программа внеурочной

интеллектуальной деятельности «Я - исследователь» 1 – 4 классы, автор А.И. Савенков,

В.: Учитель, 2015 г.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к исследовательской деятельности;

широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая

социальные, учебно-познавательные н внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том

числе

на

самоанализ

и

самоконтроль

результата,

на

анализ

соответствия

результатов

конкретной

задачи,

понимание

предложений

и

оценок

учителя,

взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности-

исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней

позиции

обучающегося

на

уровне

понимания

необходимости

исследовательской деятельности, выращенного в преобладании познавательных

мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного

понимания

причин

успешности/неуспешности

исследовательской

деятельности;

морального сознания, способности к решению мораль - пых проблем на основе

учета

позиций

партнеров

в

общении,

устойчивого

следования

в

поведении

моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия;

планировать

свои

действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку

учителя; различать способ и результат действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно

учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в

незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования

с

использованием

учебной

и

дополнительной

литературы

в

открытом

информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и

представления их результатов;

высказываться в устной и письменной формах;

ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских

задач;

владеть основами смыслового чтения текста;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

оперировать

такими

понятиями,

как

проблема,

гипотеза,

наблюдение,

эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить

наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и

выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять

расширенный

поиск

информации

в

соответствии

с

исследовательской

задачей

с

использованием

ресурсов

библиотек

и

сети

Интернет;

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных связей;

оперировать такими понятиями, как явление, причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,

совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

использованию

исследовательских

методов

обучения

в

основном

учебном

процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

допускать существование различных точек зрения;

учитывать

разные

мнения,

стремиться

к

координации;

формулировать

собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

использовать

речь

для

регуляции

своего

действия;

контролировать

действия

партнера;

владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее (позицией партнеров при

выработке общего решения совместной деятельности;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию для построения действия;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том

числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в

общении и взаимодействии;

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

партнерам

в

сотрудничестве

необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Обучающийся получит представление:

об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении

доклада, публичном выступлении;

как выбрать тему исследования, структуру исследования;

видеть

проблему,

выдвигать

гипотезы,

планировать

ход

исследования,

давать

определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

работать

в

группе,

прислушиваться

к

мнению

членов

группы,

отстаивать

собственную точку зрения;

владеть планированием и постановкой эксперимента

Обучающийся получит возможность:

видеть проблему: анализировать сделанное – почему получилось, почему не

получилось, видеть трудности, ошибки;

составлять план своей деятельности;

представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и

главное;

взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или

аргументированно отклонять точки зрения других.

Содержание курса внеурочной деятельности

Программа

курса

внеурочной

деятельности

исследовательской

деятельности

учащихся включает три относительно самостоятельных раздела:

1.

Тренинг исследовательских способностей;

2.

Самостоятельная исследовательская практика;

3.

Мониторинг исследовательской деятельности.

Тренинг исследовательских способностей

В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и

навыками исследовательского поиска, а именно:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к

классу.

Исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и

выполнение

творческих

проектов.

Этот

раздел

выступает

в

качестве

основного,

центрального.

Занятия

выстроены

так,

что

степень

самостоятельности

ребенка

в

процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Мониторинг исследовательской деятельности

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований,

овладение умениями аргументировать собственные суждения.

2 класс

Что можно исследовать? Формулирование темы.

Задания

для

развития

исследовательских

способностей.

Игра

на

развитие

формулирования темы.

Как задавать вопросы? Банк идей.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема, предмет, объект исследования.

Характеристика

понятий:

тема,

предмет,

объект

исследования.

Обоснование

актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой

теме исследования. Какими могут быть исследования.

Цели и задачи исследования.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его

главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое

провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы

могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что,

если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,

“Что бы произошло, если бы

волшебник

исполнил

три

самых

главных

желания

каждого

человека

на

Земле?”,

“Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др.

Организация исследования (практическое занятие).

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными

доступными детям методами исследования:

подумать самостоятельно;

посмотреть

книги о том, что исследуешь;

спросить у других людей;

познакомиться с кино- и

телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в

глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические

задания: тренировка

в

использовании

методов

исследования

в

ходе

изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

Знакомство

с

наблюдением

как

методом

исследования.

Изучение

преимуществ

и

недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.

Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на

основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп,

лупа

и

др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в

точности

предмет”,

“Парные

картинки,

содержащие

различие”,

“Найди

ошибки

художника”.

Коллекционирование.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование.

Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Экспресс-исследование

«Какие

коллекции

собирают

люди».

Сообщение

о

своих

коллекциях

Поисковая

деятельность

по

теме

«Какие

коллекции

собирают

люди».

Выступления

учащихся о своих коллекциях.

Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как

узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая

работа. Проведение

эксперимента

на

моделях.

Эксперимент

«Вообразилия».

Сбор материала для исследования.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное

письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Обобщение полученных данных.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.

Последовательность

изложения.

Практические

задания:

“Учимся

анализировать”,

“Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите.

Составление плана подготовки к защите проекта. Сообщение, доклад. Что такое доклад.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и

второстепенное.

Подготовка к защите.

Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое

защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Индивидуальные консультации.

Консультации

проводятся

педагогом

для

учащихся

и

родителей,

работающих

в

микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Подведение итогов работы.

Анализ своей проектной деятельности.

3 класс

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими

глазами».

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка

«Как выбрать тему».

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Какими могут быть проекты?

Знакомство с видами проектов.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения

поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Планирование работы

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования

в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами.

Отбор и составление списка литературы по теме исследования

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Анализ прочитанной литературы

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать

литературу, используемую в проекте.

Исследование объектов

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Основные

логические

операции.

Учимся

оценивать

идеи,

выделять

главное

и

второстепенное

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ

по готовой концовке.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие

анализировать свои действия и делать выводы.

Как сделать сообщение о результатах исследования. Оформление работы.

Составление плана работы. Требования к сообщению. Выполнение рисунков, поделок и

т.п.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

Работа на компьютере – создание презентации.

Мини конференция по итогам собственных исследований

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ исследовательской деятельности

Анализ своей проектной деятельности.

4 класс

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над

актуальностью выбранной проблемы.

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Наблюдение и экспериментирование

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Техника экспериментирования

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования .

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Правильное мышление и логика

Задания на развитие мышления и логики.

Обработка и анализ всех полученных данных

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Что такое парадоксы.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

Выполнение

презентации

к

проекту.

Подбор

необходимых

картинок.

Составление

альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите

Составление плана выступления. Планирование собственного выступления. Подготовка

текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об

итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи»

предусматривает

достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень

результатов (2 класс)

Второй уровень

результатов (3 класс)

Третий уровень

результатов (4 класс)

предполагает приобретение

новых знаний, опыта

решения проектных задач

по различным

направлениям. Результат

выражается в понимании

детьми сути проектной

деятельности, умении

поэтапно решать проектные

задачи.

предполагает позитивное

отношение детей к базовым

ценностям общества, в

частности к образованию и

самообразованию.

Результат проявляется в

активном использовании

школьниками метода

проектов, самостоятельном

выборе тем (подтем)

проекта, приобретении

опыта самостоятельного

поиска, систематизации и

оформлении интересующей

информации.

предполагает получение

школьниками

самостоятельного

социального опыта.

Проявляется в участии

школьников в реализации

социальных проектов по

самостоятельно выбранному

направлению.

Итоги реализации

программы могут быть

представлены через

презентации проектов,

участие в конкурсах и

олимпиадах по разным

направлениям, выставки,

конференции, фестивали,

чемпионаты.

Результат

проектной

деятельности

личностно

или

общественно

значимый

«продукт»: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная

помощь.

Другие

формы

результатов

проектной

и

исследовательской

деятельности

учащихся 2-4 классов: альбом, выставка, газета, гербарий, графическое изображение

собственных

наблюдений

за

изменением

какого-либо

объекта,

предмета,

явления

природы,

книжка-раскладушка,

коллаж,

коллекция,

макет,

отчет

по

результатам

исследования, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, сувенир-поделка, фотоальбом и

др.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,

выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Тематическое планирование

2 класс

Тема

Основные виды деятельности.

1

Что можно исследовать?

Формулирование темы.

Коллективное обсуждение вопросов о

наиболее заинтересовавших детей

исследованиях и открытиях, о

возможностях применения их

результатов. Беседа о самых интересных

научных открытиях, использующихся в

нашей жизни.

Практические задания - тренировка в

использовании методов исследования в

ходе изучения доступных объектов

(вода, свет, комнатные растения,

животные, люди и т.п.).

Знакомство с приборами, созданными

для наблюдения (телескопы,

микроскопы и др.). Практические

задания на развитие наблюдательности.

Практические задания на анализ и

синтез.

Загадки как определения понятий.

Составление кроссвордов.

Коллективная беседа «Нужен ли

исследователю план работы».

Практическая работа «Планируем и

проводим собственные наблюдения».

Практические задания по темам: как

давать определения понятиям,

проводить анализ, синтезировать,

обобщать, классифицировать, делать

умозаключения.

Практические занятия по тренировке

умений задавать вопросы.

Практическая работа «Выявление

логической структуры текста».

Практическое задание на создание

аналогий.

Практические задания по развитию

умений высказывать суждения и делать

умозаключения.

Практические задания «Что сначала, что

потом», «Составление рассказов по

заданному алгоритму».

Коллективное обсуждение задачи

выбора темы собственного

исследования.

Подготовка детских работ к публичной

защите.

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

6-7

Цели и задачи исследования.

8-9

Учимся выделять гипотезы.

10-

13

Организация исследования.

(практическое занятие.)

14-

17

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления

проблем.

18-

19

Коллекционирование.

20

Экспресс-исследование «Какие

коллекции собирают люди»

21-

22

Сообщение о своих коллекциях.

23

Что такое эксперимент.

24

Мысленные эксперименты и

эксперименты на моделях

25-

27

Сбор материала для исследования.

28-

29

Обобщение полученных данных.

30

Как подготовить результат исследования.

31

Как подготовить сообщение.

32

Подготовка к защите. (практическое

занятие.)

33

Индивидуальная консультация.

34

Подведение итогов. Защита.

Итого 34 часа

3 класс

Тема

Основные виды деятельности.

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

Практические задания по развитию

умений наблюдать и

экспериментировать.

Практические задания использование

методов исследования в ходе изучения

доступных объектов.

Практические задания по развитию

наблюдательности. Анализ самых

интересных экспериментов,

выполненных в классе. Практическое

занятие «Проведение экспериментов».

Практические задания на

продуцирование гипотез и

провокационных идей. Практическое

занятие по созданию и проверке

собственных гипотез.

Классифицирование. Определение

понятий.

Практические задания по

структурированию текстов.

Практические задания по развитию

умений слушать вопрос

и отвечать на него.

Определение основных понятий.

Структурирование полученной

информации.

Подготовка текста доклада. Подготовка

к ответам на вопросы. Разработка и

выполнение рисунков, чертежей, схем,

графиков, макетов, моделей и т.п.

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение

и выбор тем исследования.

4

Как выбрать друга по общему интересу?

(группы по интересам)

5-6

Какими могут быть проекты?

7-8

Формулирование цели, задач

исследования, гипотез.

9-10

Планирование работы.

11-

13

Знакомство с методами и предметами

исследования. Эксперимент познания в

действии.

14-

15

Обучение анкетированию, социальному

опросу, интервьюированию.

16-

18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор

и составление списка литературы по

теме исследования.

19-

21

Анализ прочитанной литературы.

22-

23

Исследование объектов.

24-

25

Основные логические операции. Учимся

оценивать идеи, выделять главное и

второстепенное.

26-

27

Анализ и синтез. Суждения,

умозаключения, выводы.

28

Как сделать сообщение о результатах

исследования

29-

30

Оформление работы.

31-

32

Работа в компьютерном классе.

Оформление презентации.

33

Мини конференция по итогам

собственных исследований

34

Анализ исследовательской деятельности.

Итого 34 часа

4класс

Тема занятия

Основные виды деятельности.

1

Знания, умения и навыки, необходимые

в исследовательской работе.

Анализ и синтез. Практические задания

«Как правильно высказывать суждения»,

«Как делать обобщения», «Как

классифицировать». Практические

задания по структурированию текстов.

Практические задания тренировка в

использовании методов исследования в

ходе изучения доступных объектов.

Исследования с помощью новейших

информационных технологий.

Коллективная беседа «Известные, но

недоказанные гипотезы».

Коллективная беседа как правильно

проводить наблюдения и эксперименты.

Практическое занятие проведение

наблюдений и экспериментов.

Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Коллективная беседа «Ассоциации и

аналогии в научном поиске».

Практические задания на ассоциативное

мышление. Практические задания на

создание аналогий.

Подготовка детских работ к публичной

защите

2-3

Культура мышления.

4-5

Умение выявлять проблемы.

Ассоциации и аналогии.

6-7

Обсуждение и выбор тем исследования,

актуализация проблемы.

8-9

Целеполагание, актуализация

проблемы, выдвижение гипотез.

10-

11

Предмет и объект исследования.

12

Работа в библиотеке с каталогами.

Отбор литературы по теме

исследования.

13-

14

Ознакомление с литературой по данной

проблематике, анализ материала.

15-

16

Наблюдение и экспериментирование.

17-

18

Техника экспериментирования

19-

20

Наблюдение наблюдательность.

Совершенствование техники

экспериментирования.

21-

22

Правильное мышление и логика.

23-

24

Что такое парадоксы

25-

27

Обработка и анализ всех полученных

данных.

28-

30

Работа в компьютерном классе.

Оформление презентации.

31

Подготовка публичного выступления.

Как подготовиться к защите.

32

Защита исследования перед

одноклассниками.

33

Защита собственных исследовательских

работ

и творческих проектов

34

Анализ исследовательской

деятельности

Итого – 34 часа



В раздел образования