Напоминание

Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни


Автор: Железова Алина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни
Дата публикации: 15.05.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Становление у детей дошкольного возраста

ценностей здорового образа жизни

Задание:

Познакомиться

с

материалом

по

соответствующей

теме

и

ответить письменно на следующие вопросы:

1.Каково отношение ребенка к своему здоровью в младшем,

среднем и старшем дошкольном возрасте?

В младшем дошкольном возрасте дети понимают, что такое болезнь,

но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут.

Вследствие

этого

никакого

отношения

к

нему

у

маленького

ребенка

практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о

здоровье как «не болезни». Что значит чувствовать себя здоровым и быть

здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью,

как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым − значит не

болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее

большинство

детей

(78%

из

числа

опрошенных)

отвечают:

нужно

не

простужаться, не есть мороженого, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов

следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы здоровью со

стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также и от своих

собственных действий (есть очень холодное мороженое, мочить ноги и

т.д.).

В

старшем

дошкольном

возрасте

благодаря

возрастанию

опыта

личности

отношение

к

здоровью

существенно

меняется.

Дети

по-

прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют

угрозы

здоровью

как

от

своих

собственных

действий

(«нельзя

есть

грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от

внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят

понятие

«здоровье»

с

выполнением

правил

гигиены.

Они

начинают

соотносить

занятия

физкультурой

с

укреплением

здоровья

и

в

его

определении

(как,

собственно,

и

взрослые)

на

первое

место

ставят

физическую составляющую.

2.Какие психологические основы формирования у ребенка позиции

созидателя в отношении своего здоровья выделяет В.Г. Алямовская?_

1.Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в

дошкольном образовательном учреждении является первым и основным

условием развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

_2. Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в

здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении 4

специальной

обучающей

программы,

которая

была

бы

нацелена

на

приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода

за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.

3 . Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом

образе жизни является овладение системой понятий о своем организме,

здоровье и здоровом образе жизни._

4. Четвертым условием формирования позиции созидателя своего

здоровья

является

реализация

принципа

резонанса

при

организации

физического

воспитания

детей.

Сущность

его

заключается

в

создании

взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми

свои растущих физических возможностей.

3.Какие формы работы по обеспечению становления ценностей

здорового

образа

жизни

целесообразно

использовать

с

детьми

младшего и среднего дошкольного возраста?

Одним из видов современных игр, которые могут быть использованы

воспитателем

в

работе

с

детьми

младшего

и

среднего

дошкольного

возраста являются игры-эксперименты, игры-путешествия, игры-этюды.

С детьми 3-5 лет используются проблемные и ситуационные задачи. В

младшем

дошкольном

возрасте

решение

простейших

проблемных

ситуаций

связано с действиями типа отгадывания и поиска, которые

сопровождаются словами «найди», «угадай».

4.Какие формы работы по обеспечению становления ценностей

здорового образа жизни целесообразно использовать с детьми старшего

дошкольного возраста?

В старшем дошкольном возрасте воспитатель использует цепочки

ситуационных

задач,

усложняя

для

детей

поиск

правильного

решения.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко

выраженный практико-ориентированный характер._

Одной из популярных сегодня технологий в работе со старшими

дошкольниками становится метод проектов. Его отличает практическое

применение

детьми

имеющихся

знаний

и

умений,

неже сткое

ф о р м ул и р о в а н и е

з а д ач ,

и х

в а р и ат и в н о с т ь ,

п о в ы ш а ю щ и е

самостоятельность

и

творчество

детей,

интерес

к

деятельности,

результативность

которой

можно

продемонстрировать

публично,

индивидуальная заинтересованность в нем.



В раздел образования