Автор: Железова Алина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование
Становление у детей дошкольного возраста
ценностей здорового образа жизни
Задание:
Познакомиться
с
материалом
по
соответствующей
теме
и
ответить письменно на следующие вопросы:
1.Каково отношение ребенка к своему здоровью в младшем,
среднем и старшем дошкольном возрасте?
В младшем дошкольном возрасте дети понимают, что такое болезнь,
но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут.
Вследствие
этого
никакого
отношения
к
нему
у
маленького
ребенка
практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о
здоровье как «не болезни». Что значит чувствовать себя здоровым и быть
здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью,
как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым − значит не
болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее
большинство
детей
(78%
из
числа
опрошенных)
отвечают:
нужно
не
простужаться, не есть мороженого, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов
следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы здоровью со
стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также и от своих
собственных действий (есть очень холодное мороженое, мочить ноги и
т.д.).
В
старшем
дошкольном
возрасте
благодаря
возрастанию
опыта
личности
отношение
к
здоровью
существенно
меняется.
Дети
по-
прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют
угрозы
здоровью
как
от
своих
собственных
действий
(«нельзя
есть
грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от
внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят
понятие
«здоровье»
с
выполнением
правил
гигиены.
Они
начинают
соотносить
занятия
физкультурой
с
укреплением
здоровья
и
в
его
определении
(как,
собственно,
и
взрослые)
на
первое
место
ставят
физическую составляющую.
2.Какие психологические основы формирования у ребенка позиции
созидателя в отношении своего здоровья выделяет В.Г. Алямовская?_
1.Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в
дошкольном образовательном учреждении является первым и основным
условием развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
_2. Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в
здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении 4
специальной
обучающей
программы,
которая
была
бы
нацелена
на
приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода
за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.
3 . Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом
образе жизни является овладение системой понятий о своем организме,
здоровье и здоровом образе жизни._
4. Четвертым условием формирования позиции созидателя своего
здоровья
является
реализация
принципа
резонанса
при
организации
физического
воспитания
детей.
Сущность
его
заключается
в
создании
взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми
свои растущих физических возможностей.
3.Какие формы работы по обеспечению становления ценностей
здорового
образа
жизни
целесообразно
использовать
с
детьми
младшего и среднего дошкольного возраста?
Одним из видов современных игр, которые могут быть использованы
воспитателем
в
работе
с
детьми
младшего
и
среднего
дошкольного
возраста являются игры-эксперименты, игры-путешествия, игры-этюды.
С детьми 3-5 лет используются проблемные и ситуационные задачи. В
младшем
дошкольном
возрасте
решение
простейших
проблемных
ситуаций
связано с действиями типа отгадывания и поиска, которые
сопровождаются словами «найди», «угадай».
4.Какие формы работы по обеспечению становления ценностей
здорового образа жизни целесообразно использовать с детьми старшего
дошкольного возраста?
В старшем дошкольном возрасте воспитатель использует цепочки
ситуационных
задач,
усложняя
для
детей
поиск
правильного
решения.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко
выраженный практико-ориентированный характер._
Одной из популярных сегодня технологий в работе со старшими
дошкольниками становится метод проектов. Его отличает практическое
применение
детьми
имеющихся
знаний
и
умений,
неже сткое
ф о р м ул и р о в а н и е
з а д ач ,
и х
в а р и ат и в н о с т ь ,
п о в ы ш а ю щ и е
самостоятельность
и
творчество
детей,
интерес
к
деятельности,
результативность
которой
можно
продемонстрировать
публично,
индивидуальная заинтересованность в нем.