Автор: Деменева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНДОО "Алмазик" детский сад № 47 "Лесная Сказка".
Населённый пункт: п. Айхал
Наименование материала: факультатив "Мой дом природа"
Тема: "Времена года"
Раздел: дошкольное образование
«Времена года».
Цель
:
закрепление знаний о временах года, месяцах.
Задачи:
- закрепить знания о временах года и месяцах;
- включить детей в процесс «создания календаря»;
- развивать речь, творческую активность детей.
Материал и оборудование:
- Демонстрационная – картина «Что перепутал художник?»
- календарь
- сюжетные картинки о временах года.
Предварительная работа:
- Раздаточные – фишки, обозначающие времена года (на каждого ребенка)
- листы бумаги по количеству детей
- карточки с фото месяцев на каждого ребенка
- клей-карандаш
Этапы НОД
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.Организац
ионный
момент
Обращается к детям:
Представьте, что вы познакомились с волшебником, который пообещал вам сделать так, чтобы на улице всегда
было лето. Сначала вы бы, наверное, обрадовались: ведь теперь летние каникулы не закончатся целый год! И
можно будет загорать на солнышке, купаться в реке и кататься на велосипеде.
Но потом ты бы обязательно вспомнил про звонкую весеннюю капель, зимнюю игру в снежки и вкусные
осенние плоды. Вспомнил и не согласился с волшебником.
Дети, сидя на
стульчиках,
слушают
воспитателя.
Рассматривают
картины с разными
временами года.
2.Основная
часть
Обращается к детям:
На Земле так устроено, что после зимы приходит весна, потом лето, а за летом следует осень. И каждое
время года приносит нам что-то новое – интересное и приятное, (рассматривание картины разных времен года).
Весной все пробуждается после зимней спячки. Звонко журчат ручьи талого снега, весело щебечут птицы, а на
прогретых пригорках появляются первые весенние цветы – подснежники. Лето приходит к нам с жарой, с
яркими цветами и вкусными ягодами. Осенью зелень листвы сменяется яркими красками – золотыми,
багряными, и мы любуемся этой красотой. Зима радует пушистым снегом, катанием на коньках, лыжах или
санках и самым любимым новогодним праздником. Тебе, наверное, интересно узнать, почему так
Дети слушают
рассказ
воспитателя с
описанием разных
времен года.
Дети дают свои
происходит? Почему времена года сменяют друг друга?
Дело в том, что наша Земля вращается вокруг Солнца. Солнце – очень горячая и яркая звезда, которая греет
Землю. Земля движется в космическом пространстве по своей орбите. Но земная орбита не круглая, а
вытянутая. Потому планета, на которой мы живем, то приближается к Солнцу, то удаляется от него. Земля
вращается вокруг своей оси (это такая воображаемая линия, которая проходит от одного полюса до другого),
и день на нашей планете сменяется ночью. Земная ось немного наклонена, потому Солнце нагревает
поверхность Земли по-разному – где-то сильнее, где-то меньше. Потому на планете бывает и зима, и лето, и
весна, и осень.
Смена времен года не везде происходит заметно. Есть такие уголки Земли, где всегда жарко или всегда холодно.
Например, на южном полюсе в Антарктиде снег и лед никогда не тают. То же происходит и на северном полюсе.
А в жаркой Африке люди не знают, что такое снег. Где-то на Земле льют дожди, а в пустынях дождей почти не
бывает. Земля – очень интересная планета. Когда вы подрастете, то прочитаете о ней немало книг. А, может,
не только прочитаете. Станете путешественниками и увидите разные страны своими глазами.
Воспитатель: - Ребята, вы не слышите? Кажется, у нас кто-то шуршит в спальне…
- Давайте я посмотрю, кто к нам забрался. Посмотрите, у нас гости! Что за птица к нам прилетела?
(Сова) Правильно сова!
- Здравствуй, тетушка Сова! С чем к нам пожаловала?
Тетушка Сова: Здравствуйте, ребята! Зима в лес пришла, скучно стало в лесу, тихо. Решила я стать
художником. Нарисовала свой лес и себя не забыла, да приукрасила все, чтоб мне веселее было. Захотелось мне
свой рисунок вам показать. Посмотрите-ка, как красиво!
(Сова показывает картину: зимний пейзаж, цветут цветы, под деревьями растут грибы, на деревьях зеленые
листья, бродит по лесу медведь)
Воспитатель: Давайте посмотрим, дети! Ой, сова, хорош твой рисунок! И лес твой нарядный и ты красавица!
Но только что-то тут не так. А вы дети заметили? Что вы заметили? Что перепутала сова? (Ответы детей)
- Дети, а что мы сейчас называли? (Признаки времен года)
- Эх, ты тетушка - сова, большая голова! Самого простого не заешь! Не бывает зимой цветов, насекомых,
грибов, листиков зеленых, а медведь и вовсе в берлоге спит! Все ты, сова перепутала! А вот наши ребята все
твои ошибки нашли, потому что они все про времена года знают. Давайте дети поучим нашу гостью уму-разуму.
Садитесь за столы, и ты, сова, тоже садись с нами, слушай и запоминай!
- Скажите, пожалуйста, какой первый месяц нового года идет? (Январь)
- А к какому времени года относится этот месяц? (К зиме)
- Кто из вас родился зимой?
предположения.
Рассматривают
картинку.
Слушают рассказ
воспитателя.
Сюрпризный
момент. Дети
встречают тетушку
сову.
Рассматривают
рисунок тетушки
совы,
рассказывают, что
она напутала.
- А как вы узнаете, что скоро день рождения? (по календарю)
- Что еще можно узнать, посмотрев на календарь? (Число, месяц, день недели)
- Ребята, я вам тоже приготовила календарь. Посмотрите, на мой календарь и скажите чего на нем нет?
(месяцев, дней недели, чисел.) А по нему можно определить время года? (Да) А как это сделать вы мне
расскажете? ( Этот календарь похож на часы. Он круглый, у него есть стрелка. Круг разделен на четыре
части; каждая часть закрашена разным цветом: голубым, зеленым, красным, желтым)
- Посмотрите внимательно на мой календарь. Как вы думаете, каким цветом обозначена Зима? Весна? Лето?
Осень? (Ответы детей)
Тетушка Сова: Какие вы молодцы, все знаете. А вы сможете, отгадать мою загадку? (Да) Ну, тогда слушайте.
Ежегодно приходят к нам гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года)
- Назовите времена года (Весна, лето, осень, зима)
( В соответствии с ответом детям показываются картинки разных времен года)
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Какое было до этого? (Весна)
- Какое было после весны? (Лето)
- Какое будет после лета? (Осень)
- На столах у вас лежат фишки, с помощью которых вы можете построить модель года.
- Положите фишки на своих карточках в ряд, начиная слева направо, чтобы у вас получился год.
- Почему, вы начали строить год с голубой фишки? (Потому что, она обозначает зиму, а новый год
начинается зимой) А какое время года придет за зимой? (Весна). Каким цветом обозначена весна? (И так
далее.)
Тетушка Сова: Вы все правильно разложили фишки, а теперь ответьте на вопрос: может ли сразу после осени
наступить весна? (Нет).
Тетушка Сова: А почему? (Потому, что времена года ходят друг за другом и не обгоняют друг друга).
Тетушка Сова: Посмотрите на календарь. Здесь каждое время года разделено еще на три части. Что это?
(Месяцы) Сколько месяцев у каждого времени года? (По три месяца.)
Тетушка Сова: А вы сможете их назвать? (Дети называют месяцы)
Воспитатель: Что-то мы засиделись, пора нам поиграть.
Дети отвечают на
вопросы
воспитателя.
Дети отгадывают
загадки тетушки
совы
Отвечают на
вопросы.
Дети строят модель
разных времен года
из фишек разного
цвета.
Дети отвечают на
вопросы
воспитателя.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
Воспитатель: - Сегодня на занятии мы поговорили с вами о временах года и месяцах, а сейчас каждый создаст
свой календарь, чтобы потом вписать в него праздники и дни рождения членов семьи.
Тетушка Сова: А можно мне с вами. Попробовать составить календарь? (Да)
Воспитатель: - Ребята, мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно,
сообща. Если всё получится, вы унесете домой готовые календари.
- Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!
- Сколько всего времен года?
- Назовите времена года по порядку.
- Кто сможет обозначить времена года карточками?
- Времена года следуют друг за другом по кругу и образуют год.
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Кто может вспомнить названия месяцев?
- Давайте расположим месяцы по порядку.
Дети выполняют
движения в
соответствии с
текстом
Дети по желанию
подходят к
педагогу: находят
нужную карточку и
прикрепляют ее к
доске.
Дети располагают
карточки по
порядку, сначала
на доске, затем на
листках бумаги,
индивидуально,
объясняют свои
действия.
3.Рефлексия
Когда «календарь создан», педагог задаёт вопросы:
- Как вы думаете, зачем людям знать времена года и названия месяцев? (предположения детей)
Воспитатель: Тетушка Сова мы тебе хотим подарить этот календарь.
Тетушка - сова благодарит детей, прощается и улетает, дети провожают ее.
Подведение итогов:
- Что нового узнали сейчас?
Что понравилось?
Что показалось трудным?
Дети отвечают на
вопросы
воспитателя.