Напоминание

"Мир музыкальных звуков"


Автор: Пампушкина Марина Юрьевна
Должность: педагог– организатор
Учебное заведение: ГБУ ДО Центр искусств "Эдельвейс"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Мир музыкальных звуков"
Дата публикации: 16.05.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

«МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ»

Автор:

педагог – организатор

Пампушкина Марина Юрьевна

Санкт-Петербург

2019г.

Наша

жизнь

наполнена

музыкой.

Она

звучит

повсюду,

с

экранов

телевизоров, из радиоприемников, магнитофонов. Популярные телесериалы,

клипы, хит-парады – все это заполнено музыкой. Но мода проходит, одни

мелодии сменяются другими, некогда очень популярные песни забываются и

им

на

смену

приходят

новые.

Но

есть

музыкальное

искусство,

которое

никогда не стареет, никогда не теряет своей ценности. Это – классическая

музыка.

Эта

область

музыкального

искусства,

как

великая

сокровищница,

хранит в себе самые прекрасные впечатления человеческого сердца; в ней

есть любовь, радость, печаль, полет воображения. Однако достигнуть этих

сокровищ

не

всегда

просто.

Необходимо

учиться

слушать,

понимать

классику,

учиться

языку,

на

котором

она

говорит.

И

если

у

вас

хватит

терпения и усердия, то музыка подарит вам много прекрасных и счастливых

минут,

потому

что,

как

верно

заметил

наш

великий

композитор

Д.Д.

Шостакович "Предназначение музыки – дарить людям счастье".

Когда и где возникло музыкальное искусство? Над данным вопросом

люди

задумывались

с

давних

пор.

Неудивительно,

что

у

большинства

народов

существовало

и

существует

немало

легенд,

рассказывающих

о

происхождении музыки, о богах и героях, открывших ее людям.

Музыка

-

вид

искусства,

рассчитанный

на

слуховое

восприятие

и

отличающийся прямым и активным воздействием на чувства людей. Главным

выразительным

средством

здесь

является

звук,

а

также

другие

средства

музыкальной

выразительности,

такие

как

мелодия,

гармония,

ритм,

композиция.

По

сравнению

с

произведениями

всех

видов

пространственных

искусств, музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не

считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в

материальной,

предметной,

а

в

идеальной

форме.

Их

нельзя

пощупать,

подделать, как это случается с картинами и скульптурами.

2

О

чём

не

может

поведать

нам

музыка?

Бесспорно,

она

обладает

намного

меньшей

предметной

и

понятийной

конкретностью,

чем

другие

виды искусства. Она, например, не может столь же непосредственно, как

живопись,

графика

или

скульптура,

отражать

и

изображать

конкретные

предметы или явления. Но зато музыка способна более ярко и разнообразно

передавать

переживания

человека,

раскрывать

его

внутренний

мир,

эмоционально

психологические

состояния,

их

динамику

и

переливы.

Внутреннее

душевное

состояние

человека,

благодаря

музыкальному

искусству, становится доступным для понимания и осознания. Не случайно Р.

Шуман любил повторять, что там, где кончается слово, начинается музыка.

Музыкальные звуки, построенные в определённую ладовую, ритмическую

систему в музыке Баха, Бетховена, Чайковского, как бы вырастают из чувств,

эмоций, душевных состояний композитора.

Понятие «классическая музыка» (англ. classic music) очень широкое и

многогранное. К классической музыке относятся музыкальные произведения

выдающихся

композиторов

прошлых

лет,

написанные

в

определённый

исторический период, по определённым правилам и канонам для исполнения

симфоническим оркестром, ансамблем, солистами.

Жанры

классической

музыки

разнообразны

и

интересны,

это

симфонии,

сюиты,

сонаты,

этюды,

ноктюрны,

фантазии,

токкаты,

фуги,

оперы, балеты, духовная музыка и многое другое.

Музыка

занимает

особое

место

в

процессе

воспитания

детей.

Она

является

одним

из

эффективных

средств

формирования

эмоциональной

сферы ребёнка, играя большую роль в становлении его личностных качеств,

регуляции психических функций, а также поведения в целом.

Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее

пробудить у детей интерес к познанию, к творчеству.

Показать

учащимся

красоту

музыкальных

звуков,

познакомить

с

разнообразием

музыкальных

произведений

и

образов,

приобщить

их

к

3

музыкальному восприятию и осознанию прекрасного – вот главная задача

классической музыки.

В настоящее время интерес к музыке достаточно высок. Ни одна другая

сфера творческой деятельности не занимает в социальной жизни человека

такого значительного места.

По данным социологических исследований

именно музыкальное искусство занимает ведущее место среди молодежных

предпочтений, обладая действенным средством воспитательного воздействия

даже

в

тех

случаях,

когда

все

другие

средства

неэффективны.

Музыка

развивает сферу чувств, способствуя самопознанию. Гармоническое развитие

личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов.

У

современных

детей

есть

много

возможностей

приобщиться

к

музыкальному

искусству.

Но,

к

сожалению,

учитывая

современную

социокультурную

ситуацию

в

стране,

которая

сегодня

характеризуется

резким

снижением

ценностной

значимости

высокохудожественных

достижений искусства и культуры, классическая музыка для многих является

не модной, непонятной и скучной.

Современная классическая музыка – довольно странное сочетание

слов…

«Осовременивание»

классики

на

сегодняшний

день

является

достаточно

распространенной

и

модной

тенденцией.

Услышать

давно

знакомые

и

любимые

классические

вещи

в

обновленном

варианте

не

составляет особого труда: звучат они повсеместно.

Классическая музыка в современной обработке пользуется большой

популярностью.

Давно

знакомые

и

любимые

многими

музыкальными

ценителями

классические

вещи

обретают

новое

звучание,

новый

стиль,

новый

характер

благодаря

интеграции

различных

жанров.

Вовлечение

непривычных

для

классики

музыкальных

инструментов,

смелые

аранжировки,

вокальные

партии

дают

еще

одну

жизнь

музыкальному

произведению, доносят его к той аудитории, которая еще не была знакома с

ним, посвящая тем самым все большее количество людей в таинственный и

прекрасный мир классики.

4

Роль музыкального искусства в современном культурном пространстве

не только очень велика, но и чрезвычайно специфична. Рядом с тенденцией

визуализации культуры, особенно массовой, расширяется и зона влияния

музыкальной, акустической культуры. Само по себе музыкальное искусство,

имея

неоднородный

характер,

может

использоваться

в

очень

разных

функциях

от

воплощения

высоких

чувств

и

глубоких

идей

до

удовлетворения

чисто

физиологических

процессов.

Не

секрет,

что

на

формирование музыкальных интересов и предпочтений молодого поколения

большое влияние оказывают средства массовой информации. Для того, чтобы

музыка могла оказывать положительное влияние на развитие подрастающего

поколения, необходимо научить детей любить и понимать музыку, создать

условия для формирования потребности в общении с ней.

Подводя итог, следует отметить, что воздействие музыки на человека

имеет

ярко

выраженную

не

только

художественно–образную,

но

и

физиологическую природу. Музыка способна оказать влияние на развитие

личности

в

целом,

хотя

в

современном

эстетическом

образовании

эти

особенности

музыки

используются

недостаточно

целенаправленно

и

полноценно.

5



В раздел образования