Автор: Салахова Резида Назиповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Старо–Иштеряковская основная общеобразовательная школа" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: Лениногорский район,село Бакирово, Республика Татарстан
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру 3 класс.
Тема: " Смешанные леса. Растения смешанного леса"
Раздел: начальное образование
окружающий мир
Класс 3
Тема: Смешанные леса. Растения смешанного леса.
Цель: Дать учащимся представление о растениях смешанного леса.
Задачи:
образовательные – научить находить и извлекать информацию из текста;
– интегрировать и интерпретировать сообщение текста;
развивающие
–
развивать
мышление,
воображение,
память;
– формировать умения добывать знания;
– осмыслить и оценить сообщение текста;
воспитательные – воспитывать интерес к изучаемому материалу;
– воспитывать любовь к окружающей среде.
Планируемые результаты (УУД):
познавательные – 1) осуществлять поиск нужного иллюстративного и
текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
2) строить сообщения в устной форме;
3)
анализировать
изучаемые
объекты
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
регулятивные – 1) принимать и сохранять учебную задачу;
2) принимать роль в учебном сотрудничестве;
коммуникативные – 1) строить понятные для партнера высказывания;
2) формулировать собственное мнение и позицию;
3) воспринимать другое мнение и позицию;
личностные – 1) интерес к предметно-исследовательской деятельности;
2) интерес к познанию окружающего мира;
3)ориентация
на
понимание
предложений
и
оценок
учителей
и
товарищей.
1
Ресурсы: учебник «Окружающий мир», 3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н.
Казаков), толковый словарь Ожегова, проекционная аппаратура, раздаточный
материал, индивидуальные карточки, карточки с названиями ярусов.
Дидакти-
ческая
структура
урока.
Цели этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Задания для учащихся,
дидактические материалы
Плани-
руемые
резуль-
таты
/УУД/
Самоопре-
деление
к
деятель-
ности.
Цель:
сформу-
лировать
проблему.
Психологиче-ски
настраивает
на
урок,
мотивирует
на
плодотворную
работу, подводит
обучающихся
к
осознанию темы.
Слушают
заданные
установки
учителя,
планируют
учебное
сотрудничест-
во,
формулируют
тему урока
Ключевым словом к нашему
уроку будет слово лес.
Продолжим
тему
«Лесная
зона»
Вспомним, какие типы лесов
мы знаем.
(О т в е т ы
у ч а щ и х с я:
л и с т в е н н ы й ,
х в о й н ы й ,
смешанный). Какие
ле са
называют
лиственными?
К а к и е
л е с а
н а з ы в а ю т
хвойными?
Какие
л е с а
называют
смешанными?
Слайд №2-4
Р.1
Л.2
Изучение
нового
материала.
Цель:
дать
учащимся
представ-
ление о
растениях
смешан-
ного леса
Организует
учащихся для
групповой
работы.
Образует 3
группы
учащихся:
1 группа
учащихся (ниже
базового
уровня);
Распределяют-
ся по группам
под
руководством
учителя.
А сейчас ребята соотнесите
породы деревьев с типами
лесов.
На доске карточки с
названиями лесов и
породами деревьев.
(Липа, ель, берёза, дуб,
сосна, березняк, дубрава,
липняк, ельник, сосновый
бор).
Л.1
2
2 группа
учащихся
(базовый
уровень);
3 группа
учащихся
(повышенный
уровень)
а) введение
в тему
урока.
Цель:
актуали-
зировать
знания
учащихся по
теме
«Лесные
зоны»
Организует
беседу с
учащимися,
сопровождает
показом слайдов
презентации.
Строят
высказывания в
устной форме,
отвечают,
доказывают.
Почему вы выбрали
именно это название леса и
породы деревьев?
Лиственный лес: берёза, дуб,
липа;
Хвойный лес: ель;
Смешанный лес.
Какие деревья растут в
смешанном лесу? (хвойные и
лиственные деревья
поровну).
Какие слова остались
лишние? (березняк, дубрава,
липняк).
Куда мы их отнесём?
Почему? От какого слова они
образованы? (берёза-
березняк (это березовый
лес))
Слайд №5 Дуб-дубрава – это
лиственный лес, обычно с
преобладанием дуба.
Слайд №6. Липа-липняк лес,
состоящие из одних лип.
Ель-ельник – это еловый
лес.. А какое ещё хвойное
растение вы знаете? (сосна).
П.2
К.3
3
Слайд №7. А как вы
думаете, как будет
называться лес, где растут в
основном сосны?
(сосновый бор). А теперь
найдите в словаре Ожегова
значение этого слова. (бор –
сосновый лес; бор – боль-
шой , густой хвойный лес).
Сосновый бор.
Давайте поговорим о сосне.
Слайд №8. Сосна.
Я сейчас вам раздам
одинаковые тексты о сосне.
Вы их должны внимательно
прочитать. Затем опираясь на
текст, а также используя свои
наблюдения, выполнить
задания (Приложение 1, 2, 3,
4).
б) работа в
группах
Цель: найти
и извлечь
информа-
цию из
текста
Предлагает
учащимся
прочитать текст.
Сначала раздаёт
каждому
ученику текст,
после прочтения
каждой группе
учеников раздает
карточки с
вопросами.
Читают текст,
находят
информацию и
отвечают на
вопросы .
Сосна — удивительное
дерево. В переводе с
латинского языка слово
«сосна» означает «скала».
Сосны – высокие деревья, до
35 м, живут до 150–200 лет.
Ствол стройный, с красно-
бурой растрескивающейся
корой. Сосна – светолюбивое
растение. К почвам сосна
неприхотлива и может расти
как на сухих песках, так и в
условиях повышенной
влажности. В сосновых
лесах никогда не бывает
Л.1
Л.2
Р.2
К.3
П.3
4
поваленных ветром деревьев,
потому что их корни уходят
очень глубоко в почву. Сосна
– лекарственное растение.
Всё дерево богато смолой.
Смола затягивает раны на
дереве. Зрелые шишки сосны
тусклые. Семенами сосны
питаются белки, бурундуки,
птицы. Лоси питаются
молодыми побегами сосны.
Хвоя сосны – зимний корм
глухарей.
Вопросы по группам:
1 группа (ниже базового
уровня):
1. Что означает в переводе с
латинского языка слово
«сосна?»
2. Внешнее описание сосны.
2 группа (базовый уровень):
1.Найдите предложение, где
говорится о
продолжительности жизни
сосны. Попробуйте ответить
на вопрос: Почему сосны
называют вековыми
деревьями?
2.Как вы понимаете значение
слова «неприхотлива»?
Ищете ответ в тексте.
3 группа (повышенный
уровень):
В тексте вы встретились с
предложением: «Сосна –
5
лекарственное растение»
Докажите это, используя
жизненный опыт,
наблюдения.
в)
первичное
закрепление
о понятии
«лекарствен
ное
растение»
Цель:
интегриро-
вать и
интерпрети-
ровать
сообщение
текста
Показывает
слайды,
направляет
деятельность
учащихся
Читают текст с
экрана
интерактивной
доски,
перерабатыва-
ют
информацию,
делают
выводы.
Итак, давайте подведём итог.
Какого же значение сосны в
жизни человека? У сосны
издавна замечено, что
целебными свойствами
обладает смола, почки, хвоя,
кора, семена.
Слайд № 9. Смола на Руси.
Сосновую смолу называли
живицей. Живицу жевали
для профилактики болезней
зубов и десен, также она
славилась как
ранозаживляющее средство.
Слайд №10. Почки.
В почках сосны найдены
эфирные и дубильные масла,
витамин С.
Слайд №11 Хвоя.
Сосновая хвоя и кора также
содержат большое
количество эфирных масел и
поэтому обладают
бактерицидными свойства-
ми, в хвое содержатся
витамины группы Е и В.
Настои и отвары из сосновой
хвои и коры применяются
для повышения иммунитета,
для лечения органов
дыхания. Сегодня сосна по-
Л.1
Л.2
Р.2
К.3
П.3
6
прежнему широко
применяется в строительстве
и в мебельном производстве.
Слайд № 12. Лес.
Как вы думаете, почему в
сосновых лесах строят
летние-оздоровительные
лагеря, санатории? (ответы
учащихся).
Слайд №13. Вот что я
узнала из медицинского
словаря. «Воздух в хвойном
лесу пропитан биологически
активными веществами,
которые обладают свойством
уничтожать болезнетворные
микроорганизмы. Прогулки в
хвойном лесу снимают
усталость и нервное
напряжение, активизирует
газообмен в легких и
соответственно, улучшает
дыхание». Как вы думаете,
есть ли сосны в наших
краях?
Слайд №14. У нас в
Лениногорском районе
вблизи деревни, есть
санатория «Бакирово» особо
охраняемая зона. Этот
санаторий уникален своей
природой: там растут
вековые сосны и встречаются
животные и растения,
которые занесены в красную
7
книгу.
Бакирово- курорт,
обладающий уникальными
возможностями. Здесь сама
природа заботится о
здоровье людей. Грязь с
редчайшими целебными
свойствами, минеральные
источники, живописный
ландшафт, живительный
воздух помогает лечению
больных.
Физминутка
Цель: снять
напряжение
у учащихся,
подготовить
к дальней-
шему
восприятию
темы
Показывает
упражнения.
Выполняют
совместно с
учителем на
фоне тихой
музыки
Трава маленькая-маленькая,
(делают приседания)
Деревья высокие-высокие,
(поднимают руки вверх)
Ветер деревья качает-качает
(вращаются)
То направо, то налево
наклоняет, (наклоняются
вправо, влево)
То вверх, то назад,
(потягиваются вверх, назад)
То вниз сгибает.
(наклоняются вперед)
Птицы летят-улетают.
(машут руками-«крыльями»)
Ученики тихонько за парты
садятся. (садятся за парты)
Р.2
в)
первичное
закрепле-
ние по
изученному
Цель:закре-
Организует
ситуацию
первичного
закрепления,
называет
понятия и
Записывают в
тетрадях
Лес – дом для растений и
животных, как для нас –
наши квартиры. И этот дом,
как и наши дома, тоже
многоэтажный. Только в лесу
этажи называются ярусами.
К.2
П.2
Р.2
8
пить поня-
тие «ярус»
просит
учащихся
назвать или
показать «ярус»
Что это за этажи-ярусы, мы
сейчас узнаем. Запишите в
тетрадях подзаголовок
«Ярусы леса».
Как вы думаете, что же это
такое? Количество ярусов
зависит от типа леса.
г) практи-
ческая
работа
Цель:
показать на
схеме
Организует
работу с
учащимися
Выполняют
задание,
осуществляют
самоконтроль
по предложен-
ному учителем
образцу (на
доске заготов-
ка: ярусы леса.
Карточки с
названиями
ярусов
постепенно
прикрепляются
у каждой
ступеньки)
Вопросы и задания учени-
кам:
1.Какой ярус самый
высокий? (Деревья). Какие
деревья самые высокие?
(Дуб, ель, сосна, береза).
2.Какой ярус следует за
деревьями и находится
ниже? (Деревья пониже:
рябина, ольха, осинае)
3. Какой ярус следует по
вашему мнению дальше?
(Кустарники).
4. Какие кустарники вы
знаете? (Шиповник,
бересклет, малина)
5. Спускаемся еще на один
ярус. Что находится ниже
кустарников? (Травы, мхи и
лишайники (сфагнум,
кукушкин лен)).
6.Любой дом имеет
фундамент. А есть ли в
лесном доме такой
фундамент? (Да, это почва.)
В почве подземные
коммуникации – корни
деревьев и трав, которые
П.1
Р.2
К.2
9
образуют самый нижний
ярус. Итак, сколько ярусов
выделяют в лесу?
Перечислите их.
д) знаком-
ство с
профессией
лесника
Цель:
расширить
знания
учащихся о
профессиях
Знакомит с
профессией
лесника
Слушают
вопрос
учителя,
обсуждают,
сообщают свои
знания
Кто непосредственно
занимается охраной и
защитой лесов? Давайте
вернемся к нашему
ключевому слову лес-
лесник. Человек
благородный профессии.
После тех знаний о лесе, я
думаю, может из вас
некоторые выберут
профессию лесника, чтобы
защищать и охранять
природу
П.1
Р.1
Л.1
Закрепле-
ние
Цель:
закрепить и
системати-
зировать
знания
учащихся
Организует
деятельность по
применению
новых знаний
Отвечают на
вопросы
учителя
Интересно было на уроке?
С какими новыми понятиями
познакомились?
Кто может назвать тему
нашего урока?
П.1
Л.2
К.3
Рефлексия
деятельно-
сти
Цель:
Соотнести
цель урока и
результат,
наметить
перспекти-
Организует
рефлексию.
Что вас удивило
или о чем бы вы
еще хотели
узнать?
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят цель
и результаты.
Намечают
перспективу
-Если ты все понял на уроке,
подними (синий квадрат)
- У тебя возникли
затруднения, подними
(красный квадрат)
-Если у тебя остались
вопросы или ты что-то не
понял, подними (зеленый
квадрат)
П.1
К.2
10
ву
следующей
работы
следующей
работы
Домашнее
задание
Цель:
закрепить
полученные
на уроке
знания
Объясняет
выполнение
задания в РТ
Принимают
сообщение о
выполнении
домашнего
задания
РТ с.17 зад.35
Выполнить задания по
определению ярусов.
Учебник с.114-117
ознакомиться с текстом,
отметить вопросами, что
будет непонятно для
дальнейшего изучения
Р.1
К.3
11
12