Напоминание

" Смешанные леса. Растения смешанного леса"


Автор: Салахова Резида Назиповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Старо–Иштеряковская основная общеобразовательная школа" Лениногорского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: Лениногорский район,село Бакирово, Республика Татарстан
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру 3 класс.
Тема: " Смешанные леса. Растения смешанного леса"
Раздел: начальное образование





Назад




окружающий мир

Класс  3

Тема: Смешанные леса. Растения смешанного леса.

Цель: Дать учащимся представление о растениях смешанного леса.

Задачи:

образовательные – научить находить и извлекать информацию из текста;

– интегрировать и интерпретировать сообщение текста;

развивающие

развивать

мышление,

воображение,

память;

– формировать умения добывать знания;

– осмыслить и оценить сообщение текста;

воспитательные – воспитывать интерес к изучаемому материалу;

– воспитывать любовь к окружающей среде.

Планируемые результаты (УУД):

познавательные – 1) осуществлять поиск нужного иллюстративного и

текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

2) строить сообщения в устной форме;

3)

анализировать

изучаемые

объекты

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков;

регулятивные – 1) принимать и сохранять учебную задачу;

2) принимать роль в учебном сотрудничестве;

коммуникативные – 1) строить понятные для партнера высказывания;

2) формулировать собственное мнение и позицию;

3) воспринимать другое мнение и позицию;

личностные – 1) интерес к предметно-исследовательской деятельности;

2) интерес к познанию окружающего мира;

3)ориентация

на

понимание

предложений

и

оценок

учителей

и

товарищей.

1

Ресурсы: учебник «Окружающий мир», 3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н.

Казаков), толковый словарь Ожегова, проекционная аппаратура, раздаточный

материал, индивидуальные карточки, карточки с названиями ярусов.

Дидакти-

ческая

структура

урока.

Цели этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся,

дидактические материалы

Плани-

руемые

резуль-

таты

/УУД/

Самоопре-

деление

к

деятель-

ности.

Цель:

сформу-

лировать

проблему.

Психологиче-ски

настраивает

на

урок,

мотивирует

на

плодотворную

работу, подводит

обучающихся

к

осознанию темы.

Слушают

заданные

установки

учителя,

планируют

учебное

сотрудничест-

во,

формулируют

тему урока

Ключевым словом к нашему

уроку будет слово лес.

Продолжим

тему

«Лесная

зона»

Вспомним, какие типы лесов

мы знаем.

(О т в е т ы

у ч а щ и х с я:

л и с т в е н н ы й ,

х в о й н ы й ,

смешанный). Какие

ле са

называют

лиственными?

К а к и е

л е с а

н а з ы в а ю т

хвойными?

Какие

л е с а

называют

смешанными?

Слайд №2-4

Р.1

Л.2

Изучение

нового

материала.

Цель:

дать

учащимся

представ-

ление о

растениях

смешан-

ного леса

Организует

учащихся для

групповой

работы.

Образует 3

группы

учащихся:

1 группа

учащихся (ниже

базового

уровня);

Распределяют-

ся по группам

под

руководством

учителя.

А сейчас ребята соотнесите

породы деревьев с типами

лесов.

На доске карточки с

названиями лесов и

породами деревьев.

(Липа, ель, берёза, дуб,

сосна, березняк, дубрава,

липняк, ельник, сосновый

бор).

Л.1

2

2 группа

учащихся

(базовый

уровень);

3 группа

учащихся

(повышенный

уровень)

а) введение

в тему

урока.

Цель:

актуали-

зировать

знания

учащихся по

теме

«Лесные

зоны»

Организует

беседу с

учащимися,

сопровождает

показом слайдов

презентации.

Строят

высказывания в

устной форме,

отвечают,

доказывают.

Почему вы выбрали

именно это название леса и

породы деревьев?

Лиственный лес: берёза, дуб,

липа;

Хвойный лес: ель;

Смешанный лес.

Какие деревья растут в

смешанном лесу? (хвойные и

лиственные деревья

поровну).

Какие слова остались

лишние? (березняк, дубрава,

липняк).

Куда мы их отнесём?

Почему? От какого слова они

образованы? (берёза-

березняк (это березовый

лес))

Слайд №5 Дуб-дубрава – это

лиственный лес, обычно с

преобладанием дуба.

Слайд №6. Липа-липняк лес,

состоящие из одних лип.

Ель-ельник – это еловый

лес.. А какое ещё хвойное

растение вы знаете? (сосна).

П.2

К.3

3

Слайд №7. А как вы

думаете, как будет

называться лес, где растут в

основном сосны?

(сосновый бор). А теперь

найдите в словаре Ожегова

значение этого слова. (бор –

сосновый лес; бор – боль-

шой , густой хвойный лес).

Сосновый бор.

Давайте поговорим о сосне.

Слайд №8. Сосна.

Я сейчас вам раздам

одинаковые тексты о сосне.

Вы их должны внимательно

прочитать. Затем опираясь на

текст, а также используя свои

наблюдения, выполнить

задания (Приложение 1, 2, 3,

4).

б) работа в

группах

Цель: найти

и извлечь

информа-

цию из

текста

Предлагает

учащимся

прочитать текст.

Сначала раздаёт

каждому

ученику текст,

после прочтения

каждой группе

учеников раздает

карточки с

вопросами.

Читают текст,

находят

информацию и

отвечают на

вопросы .

Сосна — удивительное

дерево. В переводе с

латинского языка слово

«сосна» означает «скала».

Сосны – высокие деревья, до

35 м, живут до 150–200 лет.

Ствол стройный, с красно-

бурой растрескивающейся

корой. Сосна – светолюбивое

растение. К почвам сосна

неприхотлива и может расти

как на сухих песках, так и в

условиях повышенной

влажности. В сосновых

лесах никогда не бывает

Л.1

Л.2

Р.2

К.3

П.3

4

поваленных ветром деревьев,

потому что их корни уходят

очень глубоко в почву. Сосна

– лекарственное растение.

Всё дерево богато смолой.

Смола затягивает раны на

дереве. Зрелые шишки сосны

тусклые. Семенами сосны

питаются белки, бурундуки,

птицы. Лоси питаются

молодыми побегами сосны.

Хвоя сосны – зимний корм

глухарей.

Вопросы по группам:

1 группа (ниже базового

уровня):

1. Что означает в переводе с

латинского языка слово

«сосна?»

2. Внешнее описание сосны.

2 группа (базовый уровень):

1.Найдите предложение, где

говорится о

продолжительности жизни

сосны. Попробуйте ответить

на вопрос: Почему сосны

называют вековыми

деревьями?

2.Как вы понимаете значение

слова «неприхотлива»?

Ищете ответ в тексте.

3 группа (повышенный

уровень):

В тексте вы встретились с

предложением: «Сосна –

5

лекарственное растение»

Докажите это, используя

жизненный опыт,

наблюдения.

в)

первичное

закрепление

о понятии

«лекарствен

ное

растение»

Цель:

интегриро-

вать и

интерпрети-

ровать

сообщение

текста

Показывает

слайды,

направляет

деятельность

учащихся

Читают текст с

экрана

интерактивной

доски,

перерабатыва-

ют

информацию,

делают

выводы.

Итак, давайте подведём итог.

Какого же значение сосны в

жизни человека? У сосны

издавна замечено, что

целебными свойствами

обладает смола, почки, хвоя,

кора, семена.

Слайд № 9. Смола на Руси.

Сосновую смолу называли

живицей. Живицу жевали

для профилактики болезней

зубов и десен, также она

славилась как

ранозаживляющее средство.

Слайд №10. Почки.

В почках сосны найдены

эфирные и дубильные масла,

витамин С.

Слайд №11 Хвоя.

Сосновая хвоя и кора также

содержат большое

количество эфирных масел и

поэтому обладают

бактерицидными свойства-

ми, в хвое содержатся

витамины группы Е и В.

Настои и отвары из сосновой

хвои и коры применяются

для повышения иммунитета,

для лечения органов

дыхания. Сегодня сосна по-

Л.1

Л.2

Р.2

К.3

П.3

6

прежнему широко

применяется в строительстве

и в мебельном производстве.

Слайд № 12. Лес.

Как вы думаете, почему в

сосновых лесах строят

летние-оздоровительные

лагеря, санатории? (ответы

учащихся).

Слайд №13. Вот что я

узнала из медицинского

словаря. «Воздух в хвойном

лесу пропитан биологически

активными веществами,

которые обладают свойством

уничтожать болезнетворные

микроорганизмы. Прогулки в

хвойном лесу снимают

усталость и нервное

напряжение, активизирует

газообмен в легких и

соответственно, улучшает

дыхание». Как вы думаете,

есть ли сосны в наших

краях?

Слайд №14. У нас в

Лениногорском районе

вблизи деревни, есть

санатория «Бакирово» особо

охраняемая зона. Этот

санаторий уникален своей

природой: там растут

вековые сосны и встречаются

животные и растения,

которые занесены в красную

7

книгу.

Бакирово- курорт,

обладающий уникальными

возможностями. Здесь сама

природа заботится о

здоровье людей. Грязь с

редчайшими целебными

свойствами, минеральные

источники, живописный

ландшафт, живительный

воздух помогает лечению

больных.

Физминутка

Цель: снять

напряжение

у учащихся,

подготовить

к дальней-

шему

восприятию

темы

Показывает

упражнения.

Выполняют

совместно с

учителем на

фоне тихой

музыки

Трава маленькая-маленькая,

(делают приседания)

Деревья высокие-высокие,

(поднимают руки вверх)

Ветер деревья качает-качает

(вращаются)

То направо, то налево

наклоняет, (наклоняются

вправо, влево)

То вверх, то назад,

(потягиваются вверх, назад)

То вниз сгибает.

(наклоняются вперед)

Птицы летят-улетают.

(машут руками-«крыльями»)

Ученики тихонько за парты

садятся. (садятся за парты)

Р.2

в)

первичное

закрепле-

ние по

изученному

Цель:закре-

Организует

ситуацию

первичного

закрепления,

называет

понятия и

Записывают в

тетрадях

Лес – дом для растений и

животных, как для нас –

наши квартиры. И этот дом,

как и наши дома, тоже

многоэтажный. Только в лесу

этажи называются ярусами.

К.2

П.2

Р.2

8

пить поня-

тие «ярус»

просит

учащихся

назвать или

показать «ярус»

Что это за этажи-ярусы, мы

сейчас узнаем. Запишите в

тетрадях подзаголовок

«Ярусы леса».

Как вы думаете, что же это

такое? Количество ярусов

зависит от типа леса.

г) практи-

ческая

работа

Цель:

показать на

схеме

Организует

работу с

учащимися

Выполняют

задание,

осуществляют

самоконтроль

по предложен-

ному учителем

образцу (на

доске заготов-

ка: ярусы леса.

Карточки с

названиями

ярусов

постепенно

прикрепляются

у каждой

ступеньки)

Вопросы и задания учени-

кам:

1.Какой ярус самый

высокий? (Деревья). Какие

деревья самые высокие?

(Дуб, ель, сосна, береза).

2.Какой ярус следует за

деревьями и находится

ниже? (Деревья пониже:

рябина, ольха, осинае)

3. Какой ярус следует по

вашему мнению дальше?

(Кустарники).

4. Какие кустарники вы

знаете? (Шиповник,

бересклет, малина)

5. Спускаемся еще на один

ярус. Что находится ниже

кустарников? (Травы, мхи и

лишайники (сфагнум,

кукушкин лен)).

6.Любой дом имеет

фундамент. А есть ли в

лесном доме такой

фундамент? (Да, это почва.)

В почве подземные

коммуникации – корни

деревьев и трав, которые

П.1

Р.2

К.2

9

образуют самый нижний

ярус. Итак, сколько ярусов

выделяют в лесу?

Перечислите их.

д) знаком-

ство с

профессией

лесника

Цель:

расширить

знания

учащихся о

профессиях

Знакомит с

профессией

лесника

Слушают

вопрос

учителя,

обсуждают,

сообщают свои

знания

Кто непосредственно

занимается охраной и

защитой лесов? Давайте

вернемся к нашему

ключевому слову лес-

лесник. Человек

благородный профессии.

После тех знаний о лесе, я

думаю, может из вас

некоторые выберут

профессию лесника, чтобы

защищать и охранять

природу

П.1

Р.1

Л.1

Закрепле-

ние

Цель:

закрепить и

системати-

зировать

знания

учащихся

Организует

деятельность по

применению

новых знаний

Отвечают на

вопросы

учителя

Интересно было на уроке?

С какими новыми понятиями

познакомились?

Кто может назвать тему

нашего урока?

П.1

Л.2

К.3

Рефлексия

деятельно-

сти

Цель:

Соотнести

цель урока и

результат,

наметить

перспекти-

Организует

рефлексию.

Что вас удивило

или о чем бы вы

еще хотели

узнать?

Осуществляют

самооценку

собственной

учебной

деятельности,

соотносят цель

и результаты.

Намечают

перспективу

-Если ты все понял на уроке,

подними (синий квадрат)

- У тебя возникли

затруднения, подними

(красный квадрат)

-Если у тебя остались 

вопросы или ты что-то не 

понял, подними (зеленый

квадрат)

П.1

К.2

10

ву

следующей

работы

следующей

работы

Домашнее

задание

Цель:

закрепить

полученные

на уроке

знания

Объясняет

выполнение

задания в РТ

Принимают

сообщение о

выполнении

домашнего

задания

РТ с.17 зад.35

Выполнить задания по

определению ярусов.

Учебник с.114-117

ознакомиться с текстом,

отметить вопросами, что

будет непонятно для

дальнейшего изучения

Р.1

К.3

11

12



В раздел образования