Автор: Колмаков Андрей Борисович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г. Нижневартовска "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: "Лад. Мажор и минор"
Раздел: дополнительное образование
Разработчик: Колмаков А.Б., педагог дополнительного образования
Технологическая карта №3
по программе «Гитара» первого года обучения
Цель
Сформировать у обучающихся представление об ладах: мажорном и минорном, о том как используется при игре на
классической гитаре.
Задачи
1.
Познакомить обучающихся со звучанием ладов: мажорного и минорного.
2.
Сравнить с обучающими звучание мажорного и минорного лада.
3.
Объяснить обучающимся, то за счет чего музыка получает мажорное или минорное звучание.
4.
Развивать творческую активность учащихся.
5.
Воспитывать интерес к музыке и личностные качества обучающихся: прилежание, добросовестность.
6.
Способствовать формированию духовной культуры школьников
Тем а
р а зд ел а
и
количество
часов
на каждую тему
«Лад: мажор, минор» (всего 3 часа)
1 занятие. Лад: мажор, минор. Звучание. (1 час);
2 занятие. Лад: мажор, минор. Построение. (1 час);
3 занятие. Лад: мажор, минор. Исполнение мелодий в ладах. (1 час).
Вид занятия
Изучение нового материала
Методы, приёмы и
формы
работы
на
занятии
словесный, наглядный, практический;
индивидуальная
Используемые
педагогические
технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Межпредметные
связи
История, литература, физика (акустика), анатомия
Планируемый
результат
Предметные результаты
УУД
Сформировать
у
обучающихся
представление
об
ладах:
мажорном и минорном, о том как используется при игре на
классической гитаре.
Познавательные: знать,
как
звучит
мажорный
и
минорный лад; слышать, как влияет изменение одной
ноты на общее звучание произведения; уметь играть
любую мелодию с изменением лада.
Коммуникативные: уметь объяснять, какая нота в
произведении
создает
тот
или
иной
лад;
учиться
высказывать свои впечатления и мысли при разборе
музыкального материала;
Регулятивные: с помощью педагога учится находить
ноты
в
произведении,
которые
меняют
ладовую
основу музыки.
Личностные:
осознавать
важность
выбора
каждой
ноты для построения музыкального произведения.
1 занятие «Лад: мажор, минор. Звучание» (1 час)
Цель
Формировать у обучающихся представление о правильной аппликатуре в правой руке.
№
УЭ
Учебный материал (деятельность педагога)
Управление обучением
(деятельность
обучающихся)
Контроль
1. оргмомент
Цель:
н а с т р о и т ь
обучающегося
на
эффективную
работу.
1.0.
1.1.
Готовность к занятию.
Приветствие обучающегося
Эмоциональный настрой.
Определение настроения
Приветствует педагога.
Беседа
Наблюдение.
2. подготовка к
занятию
Цель:
п од г о т о в к а
исполнительского
а п п а р а т а
к
обучению
2.0
2.1
Давай настроим гитару.
Разыграемся, подготовим наши руки для работы.
Мы будем играть две гаммы: до-мажор и ля-минор
Выполняет
настройку
гитары.
Выполняет
игру
гамм
гаммы:
до-мажор
и
ля-
минор.
Оценка
правильно сти
н а с т р о й к и
г и т а р ы ,
контроль
за
тем,
чтобы
ученик
не
перетягивал
натяжение струн.
3. актуализация
знаний
Цель: подведение к
теме и цели
учебного занятия.
3
Сейчас мы сыграли две гаммы, есть ли по Вашему в
этих гаммах отличия и какие они?
Как Вы думаете, из-за чего возникает такое звучание?
Рассуждения
обучающихся
В н и м а н и е
к
рассуждениям
обучающегося, анализ его
мышления
на
заданную
тему.
4. объяснение
учебного материала
4
Педагог объясняет обучающемуся что такое лад в
музыке, о том как каждая нота играет роль в общем
Рассуждения
обучающихся
Цель:
изучение
и
отработка
нового
материала
звучании музыкального произведения.
Цель
Разбор народной песни «Во поле береза стояла»
5 .
т в о р ч е с к а я
практическая
деятельность
Цель:
о т р а б о т к а
навыка
самостоятельной
работы
5.1
5.2
Исполнение «Во поле береза стояла».
Исполнение
мелодии
«Во
поле
береза
стояла»
в
мажорном и минорном ладе.
Разбирает произведение с
педагогом в соответствии
с нотным текстом;
-
и с п о л н я е т
произведение,
ст рого
следуя нотному тексту.
Разучивает
и
повторяет
мелодии.
К о н т р о л ь
з а
правильностью
интерпретации
нотного
текста и музыки.
6 .
к о н т р о л ь
и
проверка знаний
Цель:
п р о в е р к а
знаний
6
З а о с т р е н и е
в н и м а н и е
н а
в с е х
н ю а н с а х
звукоизвлечения и аппликатуры
Исполняет
произведение
и
исправляет
ошибки
и
нюансы,
возникшие
при
игре
по
з а м еч а н и я м
педагога.
Проверка
по
нотному
т е к с т у
и
т е х н и к е
исполнения.
7. рефлексия
Цель:
п од вед е н и е
итога,
о с о зн а н и е
обучающимся своей
учебной
деятельности.
7
Рефлексия содержания учебного материала.
-
опрашивает
обучающегося,
о
том
с
какими
музыкальными ладами он познакомился.
- предлагает дать самооценку своей деятельности;
- комментирует работу обучающегося и даёт оценку
его деятельности.
Рефлексия
Итоги рефлексии.
Познавательные: знает
как звучат лады: мажоный
и минорный; слышит как
влияет
повышение
или
п о н и ж е н и е
н о т ы
н а
музыку;
умеет
применять
на
практике
полученные
знания о ладах.
Коммуникативные:
р е ш а е т
в о п р о с ы ,
связанные
с
трудностями
разбора
произведений;
умеет
высказывать
свои
впечатления и мысли при
разборе
музыка льного
материала;
об суж д а е т
важность
аппликатуры
с
товарищами
по
кружку,
п ом о г а е т
и м
р е ш а т ь
проблемы
связанные
с
разбором произведений.
Р е г у л я т и в н ы е : с
п о м о щ ь ю
п е д а г о г а
в ы б и р а е т
н а и б о л е е
правильную
аппликатуру
исходя
из
т ребований
музыкального
произведения;
внимательно
т р а ктуе т
нотный
текст,
соблюдает
аппликатуру автора.
Л и ч н о с т н ы е : осознает
важность выбора наиболее
правильной
аппликатуры
д л я
к о н к р е т н о г о
произведения.