Напоминание

Разработка урока по химии


Автор: Хомушку Сусана Владимировна
Должность: учитель химии и обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 с. Кызыл–Мажалык
Населённый пункт: с. Кызыл–Мажалык Барун–Хемчикского кожууна
Наименование материала: методическая работа
Тема: Разработка урока по химии
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока на тему:

«Химические свойства металлов»

9 класс

Разработала учитель химии и обж

МБОУ СОШ № 2 с. Кызыл-Мажалык

Хомушку Сусана Владимировна

Класс: 9

Автор УМК: Г. Е. Рудзитис. Ф. Г. Фельдман

Тема урока: Химические свойства металлов

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели

и

задачи

урока: создание условий для формирования универсальных учебных

действий

(УУД)

в

процессе

познавательной

деятельности

по

изучению химических

свойств металлов.

Личностных

УУД - развитие

внутренней

мотивации

к

изучению

реальных

объектов

действительности,

формирование

положительных

эмоций, самореализация

личности

подростка в коллективе посредством общения и контакта с химическими объектами в

условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных

УУД -

формирование

умений

работать

с

информацией,

развивать

познавательную

активность,

выявлять

причинно-следственные

связи

в

обобщении

материала методом развития критического мышления; формирование умений строить

логическое

рассуждение,

использование

аналогий,

опираться

в

поиске

решений

на

собственный опыт;

Регулятивных

УУД - (продолжение) формирование умений выполнять задание учителя,

волевая саморегуляция;

Коммуникативных

УУД -

формирование

умений

работать

в

группе,

работать

над

приобретением навыков сотрудничества;

Оборудование:

раздаточный

материал

для

групп

(инструктивные

карточки),

цинк

(гранулы), соляная кислота, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран,

сульфат меди, кристаллизатор, фенолфталеин, гвоздь, медная проволока.

Методы: работа в группах, проблемно-поисковый, наглядный, исследовательский.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

I.

Организационно - мотивационный этап. (2-3 мин)

Учитель приветствует класс. Готовность учащихся к уроку. Отметка отсутствующих.

Фронтальный опрос класса:

На наружном энергетическом уровне у атомов металлов обычно находится…..электронов

(от 1 до 3);

Самый распространенный металл в земной коре? (алюминий)

Металлы в ПСХЭ расположены …..(ниже диагонали В-At).

Металлы 1-2 групп главных подгрупп относятся к семейству….- элементов (s- элементов).

II.

Изучения нового материала. (25-28 мин)

В этом году мы празднуем 70- летие Победы нашей Родины. В годы войны применяли

химические элементы для гранатов, пулеметов и т.д. в основном это металлы.

Девиз: «Металлы – основа цивилизации»

Все, что касается физическими свойствами вы рассмотрели. Как вы думаете, о чем

будем мы говорить на этом уроке? (химические свойства металлов). Правильно, тема

нашего урока: химические свойства металлов. Откройте тетради и запишите число и тему

урока. Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):

Мы должны к заключению урока:

знать общие химические свойства металлов;

уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;

получить навыки проведения химических реакций.

Нужно подчеркнуть, для чего необходимо изучать химические свойства металлов.

Работать мы будем в группах, и работа будет проходить следующим образом: у вас

на партах лежат инструктивные карточки. Вы должны выполнить строго по инструкции,

записав свои наблюдения, уравнения проведенных реакций, сделать соответствующие

выводы. Группы защищают задания проведенных исследований. Техника безопасность!

Прежде, чем приступить к работе, напоминаю, будьте осторожны и внимательны при

работе с кислотами. Приступайте к работе.

Задание 1 группы: Опыт: 1. Взаимодействия металлов с кислотами.

В две пробирки налейте 2-3 мл соляную кислоту. В первую пробирку положите гранулу

цинка. Во – вторую пробирку положите тонкую медную проволоку. Запишите наблюдения

и

сделайте

соответствующие

выводы.

Напишите

ОВР.

Определите

окислитель

и

восстановитель.

Перед учащимися - ряд напряжений металлов.

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H

2

Cu Hg Ag Au

Металлы, стоящие левее водорода вытесняют водород из раствора кислоты, а стоящие

правее -не вытесняют водород.

Полученная соль должна быть растворимой.

Zn

+ 2HCl = ZnCl

2

+H

2

Cu + HCl = реакция не идет

Задание 2 группы:

Опыт: 2. Взаимодействие металлов с растворами солей.

В одну пробирку налейте 2 – 3 мл раствора нитрата серебра (I), во вторую – 2- 3 мл

раствора сульфата меди (II). В первую пробирку положите тонкую медную проволоку, во

вторую – гвоздь. Какие вещества образуются в каждой пробирке? Запишите наблюдения и

сделайте

соответствующие

выводы.

Напишите

ОВР.

Определите

окислитель

и

восстановитель.

C учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H

2

Cu Hg Ag Au

Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в

ряду напряжений и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее. Правило

соблюдается

при

условии

образования

растворимой

соли

и

не

распространяется

на

щелочные металлы.

Fe + CuSO

4

= FeSO

4

+ Cu

AgNO

3

+ Cu =

3. Взаимодействия с неметаллами

Внимание на экран.

Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели.

Сделайте вывод, какие вещества образуются при взаимодействии металлов с кислородом?

Запишите схему в тетрадь.

Li K Ca Na

Mg Al Zn Cr Fe Ni Pb Cu Hg Ag

Pt Au

П р и

о б ы ч н ы х

условиях

M + О2 → оксид

Медленно или при нагревании

M + O

2

→ оксид

M + O

2

В зависимости от активности металлы по разному взаимодействуют с кислородом.

Активные – при обычных условиях (натрий хранят в запаянных сосудах или под слоем

керосина), металлы средней активности медленно или при нагревании, а золото и платина

не окисляются кислородом.

4. Задание 3 группы: Металлы взаимодействуют с водой (демонстрационный

опыт)

Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели.

Почему изменился цвет индикатора? Запишите уравнение химической реакции.

2Na + 2H

2

O = 2NaOH + H

2

(цвет индикатора указывает на щелочную среду. Значит образовался гидроксид натрия).

Li K Ca Na

Mg Al Zn Cr Fe Ni Pb (H

2

)

Cu Hg Ag Pt Au

П р и

о б ы ч н ы х

условиях

M

+ H

2

O →

H

2

+

основание

При нагревании

M+H

2

O→H

2

+оксид

M + H

2

O ≠

III.

Обобщение и систематизация знаний. (5-7 мин)

Теперь давайте попытаемся обобщить все проделанные вами эксперименты.

В течение

всего урока мы изучали химические свойства металлов, делали выводы, подтвердили

уравнениями реакций. Внимательно посмотрите в доску и сделайте вывод.

Металлы вступают в реакцию:

1. С неметаллами

2. С водой с учетом условий

3. С кислотами с учетом правил ряд напряжений металлов

4. С солями с учетом правил ряд напряжений металлов

Тесты электронный учебник (9класс).

IV.

Подведение итогов. Рефлексия. Дает оценку деятельности учащихся. (1-2 мин)

Что нового узнали на уроке?

В

ч е м

и с п ы т ы в а л и

затруднение?

Что понравилось на уроке?

V.

Домашнее

задание

обращает

внимание

учеников

на

доску,

где

заранее

записано

домашнее задание. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. (1-2 мин).

1. Общее задание класса параграф 37 стр. 107. Упр.10-12 стр. 112

2.

Для

желающих

(на

оценку

«5»).

Составить

проект

на

тему:

«Будущий

взгляд

драгоценных металлов и перспективы его применения».



В раздел образования