Напоминание

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Авторы: Корсунова Ольга Александровна, Демченко Ольга Павловна
Должность: преподаватель химии, преподаватель микробиологии
Учебное заведение: ГБПОУ "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж" МЗ КК
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ни

для

кого

не

секрет,

что

в

настоящее

время

в

среднем

профессиональном

образовании

(далее

СПО)

возрос

интерес

к

проектной

деятельности

и

имеет

вполне

объяснимые

причины.

Сегодня,

когда

в

образовании

предъявляются

возрастающие

требования,

связанные,

в

частности,

с

развитием

у

обучающихся

познавательной,

социальной

активности и самостоятельности, критического мышления и креативности,

умения работать с информацией, высказывать и аргументировать свою точку

зрения, по-прежнему доминирует модель обучения, в которой обучающийся

является объектом обучения. Важным доводом является и то, что в учебном

2018-2019 году около 90 колледжей Краснодарского края

будут готовить

студентов к аккредитации или демонстрационному экзамену по стандартам

WorldSkills, так как Российское профобразование движется по пути развития

практико-ориентированного

обучения. Совместить

теорию

и

практику

при

подготовке специалистов поможет в своё время забытый метод проектов, с

которым

связывают

надежды

на

превращение

обучающегося

в

активного

субъекта обучения. Проектный метод с каждым годом всё больше и больше

проникает

в

учебный

процесс

как

высших,

так

и

учреждений

СПО.

Подтверждением

тому

являются

введение

обязательных

зачётных

тематических, курсовых, а также и выпускных квалификационных работ в

форме проектов в учебное планирование по различным специальностям СПО

и

ВСО.

Однако,часто

использование

метода

проектов

обнародует

очень

важный недостаток: проекты предлагаются обучающимся уже в готовом виде.

При такой технологии организации проектной деятельности из её контекста

выпадают ключевые компоненты (операции, шаги) – зарождение замысла,

анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы, - что значительно

снижает качество работы.

Осознание

важности

формирования

у

обучающихся

способности

к

проектной

деятельности

подводит

преподавателя

к

необходимости

поиска

соответствующей технологии.

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Говоря о технологии обучения, в нашем случае – о технологии обучения

обучающихся проектной деятельности, следует сделать оговорку, связанную с

необходимостью уточнения сущности понятия «технология». Дело в том, что о

педагогических технологиях написано много, и число публикаций растёт с

каждым годом. При наличии огромного массива исследований пока так и не

удалось прийти общепринятому определению понятия «технология». Разные

авторы

придают

ему

различные

смысловые

значения.

По

утверждению

Т.С.Назаровой,

к

середине

90-х

гг.

прошлого

столетия

в

зарубежной

и

отечественной

научной

литературе

существовало

более

300

определений

данного понятия [1]. А от обилия определений ситуация яснее не становится, а

скорее ещё больше запутывается.

Слово «технология» у многих преподавателей вызывает недоумение: они

не могут найти принципиальных отличий между традиционной методикой,

которой

они

руководствуются

при

организации

учебно-воспитательного

процесса, и технологией. Не вдаваясь в анализ существующих определений

понятия

«технология»,

ограничимся

лишь

выявлением

принципиальных

отличий

между

методикой

и

технологией.

Методика-это

совокупность

рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса. Методика

отвечает на вопросы: «чему, как и зачем учить?», а технология – только на

вопрос

«как

учить?».

Технология

задаёт

жёсткую

последовательность

действий преподавателя и обучающихся, а методика нет. В методике сильно

проявляются

субъективная

сторона,

личностные

качества

преподавателя,

поэтому одна и та же методика двух преподавателей может дать различные

результаты. В технологии же субъективная сторона сведена до минимума.

Одна и та же технология у двух разных преподавателей должна дать сходные

результаты.

Методика

не

связывает

жёстко

способ

достижения

цели

с

результатом.

К

ч и с л у основных

характеристик

технологии,

делающих

её

отличительной от методики, относят:

─ строгая последовательность действий преподавателя и обучающихся;

─ ориентация

учебно-воспитательного

процесса

на

достижение

гарантированного результата;

─ полная управляемость учебно-воспитательного процесса;

─ воспроизводимость,

т.е.

возможность

применения

технологии

разными преподавателями;

─ устойчивость результатов.

ПРОЕКТ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Слово «проект» от лат. рrojectus, что означает «брошенный вперёд». Под

проектом понимают замысел решения проблемы, имеющей для человека

определённое значение, ценность. Процесс создания и реализация проекта

представляет собой проектирование. В научной литературе проектирование

рассматривают как:

«разработку основных деталей предстоящей деятельности

обучающихся и педагогов» [2, с.89];

«выращивание новейших форм общности педагогов,

обучающихся, педагогической общественности, новых содержаний и

технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности

и мышления» [3,с.66];

«мысленное конструирование и практическая реализация того, что

должно быть» [4, с.21] и т.д.

Педагогическое

проектирование

можно

рассматривать

и

как

самостоятельный вид педагогической деятельности, дающей преподавателю

реализовать свои творческие планы, замыслы, инициативы по реконструкции

педагогической действительности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Независимо

от

вида

проекта

(исследовательский,

творческий,

информационный),

числа

участников

(индивидуальный,

групповой),

продолжительности (краткосрочный, долгосрочный), проектная деятельность

должна строиться в определённой последовательности. Каждый этап имеет

свою задачу, содержание, и на каждом из них субъект (субъекты) совершает

определённые

мыслительные

операции

и

практические

действия.

Знание

обучающихся этапов проектной деятельности служит залогом эффективности

такой деятельности.

Первый

этап

зарождение

у

обучающихся

идеи,

замысла

по

реконструкции существующих и созданию новых моделей, форм обучения и

воспитания,

организации

внеаудиторной

работы

студентов.

На

этом

этапе

задача

преподавателя

заключается

в

постановке

обучающихся

в

позицию

поиска наиболее острых, болевых проблем, которые затем станут объектом

исследования.

Для

решения

задач

первого

этапа

следует

использовать

методику мозгового штурма, круглый стол и др. Технология мозгового штурма

предоставляет

обучающимся

высказывать

любые,

даже

нереальные,

фантастические, идеи, которые со стороны других участников проекта не

подвергаются сомнению и критике. Все высказанные идеи фиксируют на листе

бумаги, а затем коллективно обсуждают и отбирают наиболее интересные.

Конечно же, при выборе тем будущих проектов преподаватель не должен

предлагать

свой

ряд

проблем.

При

определении

темы

проекта

важно

призывать

обучающихся

к

выбору

социально

и

личностно

значимых

и

посильных

для

них

проектов.

Любой,

даже

самый

привлекательный

и

заманчивый, проект, может оказаться утопичным, если для его разработки

отсутствуют необходимые ресурсы и условия.

Второй этап – анализ проблемной ситуации через призму возникшей

идеи,

замысла.

На

этом

этапе

обучающиеся

вместе

с

преподавателем

оценивают масштабность проблемы, выявляют объективные и субъективные

причины, затрудняющие её решение. Анализ проблемы подразумевает сбор

информации об объекте проектирования и её систематизацию. К примеру, если

у

студентов

фармацевтической

специальности

возникла

идея

создания

на

территории

колледжа

аптекарского

огорода

лекарственных

растений,

то

существующие

в

производственном

масштабе

участки

лекарственных

растений рассматриваются через призму новой идеи.

Анализ проблемной ситуации завершается формулированием проблемы

(проекта).

Третий

этап

обучающиеся

создают

образы

будущего

объекта,

наделяют его определёнными (желательными) характеристиками. Если проект

коллективный, то возможно создание нескольких альтернативных вариантов

будущих

форм.

Если

на

первом

этапе

проблема

имела

весьма

смутные

очертания, то на третьем этапе она приобретает конкретную форму. На этом

этапе преподаватель определяет критерии оценки эффективности проектной

деятельности обучающихся. К основным критериям относят:

─ оригинальность;

─ степень объективной и субъективной новизны;

─ теоретическую и практическую значимость;

─ реалистичность.

Четвёртый

этап

этап

прогнозирования.

Участники

проекта

дают

обоснованный прогноз хода и возможных социальных, психологических и

педагогических результатов от реализации проекта. Разработка и реализация

проекта без прогноза бесполезна.

Пятый

этап

планирование

проектной

деятельности.

Посредством

определённых мероприятий, дел, поступков проект воплощают в жизнь. В

плане

обязательно

оговаривают

способы,

средства,

последовательность

действий

участников

и

сроки

реализации.

Если

проект

групповой,

то

планирование

предполагает

распределение

обязанностей

(фронта

работы)

между участниками проектной деятельности.

Шестой этап – непосредственное выполнение участниками проектной

деятельности.

Преподаватель

обращает

внимание

на

необходимость

выполнения каждого шага проектирования в соответствии с составленным

планом.

Вместе

с

участниками

проекта

педагог

подводит

промежуточные

итоги,

в

некоторых

случаях

проводит

индивидуальные

и

групповые

консультации,

рекомендует

дополнительные

источники

необходимой

информации.

Седьмой

этап

анализ

хода

и

результатов

проектной

деятельности

(рефлекция). При анализе итогов проектной деятельности участники отвечают

на вопросы:

─ Соответствуют ли результаты проектной деятельности поставленным

целям? (если соответсвуют, то проект эффективен).

─ Если цель не достигнута, то почему?

─ К

к а к и м

п о с л е д с т в и я м

( э ко л о г и ч е с к и м ,

с о ц и а л ь н ы м ,

психологическим) привела реализация проекта?

─ К

каким

изменениям

в

уровне

обученности,

воспитанности

и

личностного развития обучающихся привела проектная деятельность?

Восьмой этап (заключительный) – презентация и защита проекта.

Участники

проекта

представляют

результаты

свой

работы.

Задача

преподавателя на этом этапе состоит в подготовке обучающихся к публичной

защите, определения её формы (доклад, выставка, рекламная акция), подборе

оппонетов и экспертов.

Важным

условием

успешности

обучения

проектной

деятельности

является

совместное

участие

преподавателя

и

обучающихся

в

создании

и

реализации проекта. Роль педагога, как участника проекта, целесообразна на

начальных этапах освоения обучающимися проектной деятельности. По мере

приобретения

опыта

обучающимися,

функции

педагога

сужаются.

Он

становится организатором и консультантом проектной деятельности [6, с.19].

При всех неоспоримых обучающих, воспитывающих и развивающих

возможностях

метода

проектов

как

средства

формирования

проектной

деятельности обучающихся, развития способности интегрировать знания из

различных предметных областей, умения применять полученные знания при

решении практических проблем (проектов) он не может быть доминирующим

в современном образовании. Он должен дополнять существующую практику

организации учебного процесса [6, с.20]. Учитывая временные затраты на

реализацию проектов, их можно планировать как зачётные, курсовые или даже

выпускные квалификационные работы в СПО.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Формирование у обучающихся способности осуществлять проектную

деятельность следует рассматривать не только с точки зрения достижения

учебных и воспитательных целей, но и в социокультурном контексте. Мы

живём

в

сложном

и

противоречивом

мире,

в

котором

доминируют

нестабильность

и

неопределённость,

поэтому

стратегия

современного

образования - научить находить решения поставленным задачам (проектам).

По утверждению американского учёного А.Тоффлера, в постиндустриальном

обществе основной тенденцией в образовании является адаптация человека к

будущему:

человек

должен

научиться

«распознавать

образы

будущего»,

сформировать у себя «привычку предчувствия будущего». Сформированность

проектировочных

способностей,

проектного

типа

мышления

и

проектной

культуры

позволит

человеку

адаптироваться

к

условиям

противоречиво

развивающегося мира, вырабатывать новый стиль поведения, разрабатывать и

реализовывать проекты, проектировать свою профессиональную деятельность.

Важнейшей целью и среднего профессионального, и высшего образования,

становится

овладение

общими,

профессиональными

компетенциями

и

формирование

потребности

порождать

новые

знания,

новые

идеи,

способности

к

профессиональной

и

социальной

мобильности,

умений

работать в команде, оперативно и самостоятельно принимать решения и нести

за них ответственность. О чрезвычайной актуальности этой проблемы говорит

тот факт, что в наши дни проектирование становится самостоятельным и очень

важным видом деятельности [5]. Активное применение в учебном процессе

СПО

технологий

проектной

деятельности

способствует

формированию

и повышению

профессиональных

компетенций

обучающихся.

К таким

компетенциям

следует

отнести

проблематизацию,

целеполагание,

планирование

деятельности,

рефлексию

и самоанализ,

презентацию

и самопрезентацию,

а также

поиск

информации,

практическое

применение

академических

знаний,

самообучение,

исследовательскую

и творческую

деятельность[7].

Список использованной литературы:

1. Назарова Т.С. Педагогическая технология. Новый этап

эволюции//Педагогика.-1997.-№ 3.

2. Безрукова В.С. Проектная педагогика.- Екатеринбург,1996

3. БолотовВ.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И.,Шайденко Н.А. Проектирование

профессионального педагогического образования// Педагогика.-1997.-№ 4.

4. Слободчиков

В.И.

Проблема

научного

обеспечения

инновационой

деятельности в образовании (концептуальные основания): Научное издание.-

Киров, 2003.

5. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры//Вопросы философии.-1984-№

10.

6. Абасов З.А. Технология обучения проектной деятельности//Химия в школе.-

2009.-№ 6

7.

Евсеева

Я.

В.

Организация

проектной

деятельности

учащихся

СПО

по

экономическим дисциплинам // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 629-

632.



В раздел образования