Автор: Деменева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНДОО "Алмазик" детский сад № 47 "Лесная Сказка".
Населённый пункт: п. Айхал
Наименование материала: разработка факультатива "Мой дом природа"
Тема: "Карта мира"
Раздел: дошкольное образование
«Земля наш общий дом».
Цель:
Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.
Задачи:
- Расширять представления детей о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде
Материал и оборудование: Глобус, экологические знаки, иллюстрации следов, стаканчик, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.
Предварительная работа:
рассматривание глобуса, карты земного шара, энциклопедию о земле, лесе, животных, рыбах обитающих на земле.
Этапы НОД
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.Организац
ионный
момент
Обращается к детям, загадывая загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус).
Правильно, глобус. А что такое глобус? Глобус – это уменьшенная модель земли. Какие цвета вы видите на
нем? Какого цвета больше? Что он изображает? Какая вода в море? А в реках, озерах, прудах?
А как вы думаете, почему на нашей планете жизнь есть, а на других планетах нет? Без чего мы не можем жить?
(без воды, пищи, воздуха). Правильно. На нашей планете много воды, есть воздух.
А кто живет на Земле? Правильно, на Земле живут: люди, животные, птицы, рыбы, насекомые. А что растет на
нашей земле? Деревья, кустарники, цветы, грибы, разные растения. То есть - Земля является нашим общим
домом.
Дети слушают
воспитателя,
отгадывают
загадку, отвечают
на вопросы, дают
свои
предположения.
2.Основная
часть
Обращается к детям,
А сейчас я хочу рассказать историю об одном водоеме….
Жил – был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная,
что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака.
Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки,
консервные банки.
Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось
все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть кто там
живет. Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Можно ли бросать мусор в реку
или озеро? Некоторые люди думают, что в воду можно всё бросать и с водой в реке или озере ничего не
случится. Что же произойдёт с водой в реке или озере, если мы будем бросать мусор? (река станет грязной, вода
мутной, рыбы погибнут….). А может всё, что мы бросаем в воду растворяется? Давайте проверим.
Опыт 1: На столе 2 ёмкости с чистой водой, в тарелочках песок, соль, сахар, растительное масло, мыльный
раствор, кусочки туалетной бумаги, молоко, палочки, листики, остатки еды: хлебные крошки, остатки яблока.
Бросаем всё в одну банку. Размешиваем ложкой. Смотрим, что происходит.
Вывод: вода становится мутной, грязной. Если мы будем бросать отходы и мусор в реку или море, то они
превратятся в болото и все рыбы погибнут, вода будет грязной, и нам негде будет брать чистую воду.
Как вы думаете это хорошо или плохо? Ребята, а кто им может прийти на помощь?
Как мы можем помочь этому озеру? (очистить воду, собрать мусор, поставить знак, и больше не мусорить).
Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?
Давайте мы оставим его около нашего озера (стакана с водой), чтобы все знали, что загрязнять
воду в водоемах нельзя. Потому что, в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями
не должны погибнуть.
А
сейчас я расскажу еще одну историю.
Жил – был густой лес. . Вода в нем была чистая, прозрачная,
что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака.
Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки,
консервные банки.
Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось
все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть кто там
живет. Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Как вы думаете, если мы будем в
лесу разжигать костры, ломать и рубить деревья, то, что произойдёт? (лес погибнет). Если лес погибнет, что
случиться? (звери придут в город и станут нападать на людей…, чистого воздуха будет меньше, негде будет
собирать ягоды и грибы…).
Дети слушают
рассказ
воспитателя.
Отвечают на
вопросы.
Дети говорят свои
предположения.
Дети делают вывод.
Рассуждения детей
Земля – наш дом родной и ее надо беречь!
Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению,
обозначает?
Давайте мы оставим его около нашего леса, чтобы все знали, что
разжигать костры, ломать и рубить деревья
в
лесу нельзя. Потому что, в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны
погибнуть.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(«Наша планета» Я. Аким)
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Ребята, посмотрите кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем
догадаться кто их оставил? (рассматриваем следы зайца, лисы, лося).
Загадки о зверях
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц)
Хвост пушистый
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Трав копытами касаясь
ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Давайте по этим следам и мы зайдем в лес. Дети это зимний лес. А почему
не слышно пения птиц? Но ведь не все птицы улетели, некоторые остались.
- каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица).
Загадки о птицах
Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)
Верещунья, белобока, а зовут ее...
(Сорока)
Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да, посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы
знаете еще какие-нибудь деревья?
Всем им нужна Земля, потому что она их дом.
Физминутка "Лес"
Ветер зимний лес качает
вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон -
зашумел ветвями он.
Теперь поговорим о том, чего нельзя делать в лесу.
Экологические знаки
Детям показываются символы - экологические знаки с подробным объяснением основных экологических
понятий.
Вот мы и узнали, что в лесу нельзя разводить костры, шуметь, мусорить.
А еще в лесу легко дышится. Вдохните глубоко, а теперь попробуйте не дышать.
Долго можно обойтись без воздуха? Амы видим воздух? Показать воздух в воде.
Воздух нужен всем животным, растениям, человеку. Если мы не будем дышать,
то не сможем жить. На земле должен быть чистый воздух, необходимый всем.
Нам уже пора возвращаться в детский сад.
Давайте посмотрим, что произошло с водой?
Итог:
Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом?
Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы погибнем как они.
3.Рефлексия