Напоминание

Формирование навыков самообслуживания у детей и подростков с ОВЗ.


Автор: Соловьева Елена Константиновна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО "ОРЦДиПОВ"
Населённый пункт: город САмара
Наименование материала: Программа дополнительного образования "Юный поваренок"
Тема: Формирование навыков самообслуживания у детей и подростков с ОВЗ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение Самарской области

«Областной реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

«Утверждено»

Директор ГБУ СО «ОРЦДиПОВ»

______________ Щербицкая О.В.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный Поваренок»

для

детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

1

Автор: социальный педагог

Соловьева Елена Константиновна

Самара

2016

2

3

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………..……4

Учебно-тематический план………………………………….... 14

Содержание изучаемого курса ……………………………........15

Методическое обеспечение……………………………………..21

Список литературы……………………………………………...22

Приложение «Календарно-тематический план»…………… ..23

Приложение 1……………………………………………………25

Приложение 2……………………………………………………27

4

Пояснительная записка

Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все

более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового

образа жизни и рационального питания в детском возрасте будет способствовать

воспитанию

физически

нравственно

здорового

поколения,

развитию

у

дошкольников и младших школьников чувства гармонии и красоты, способности

воспринимать мир как единое целое.

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только

снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в

своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он сам может

приготовить

себе

пищу.

Как

всякая

практическая

деятельность,

будучи

конкретной и простой по содержанию, приготовление пищи является наиболее

понятным

и

доступным

средством

активного

познания

окружающей

действительности.

Данная

программа

нацелена

на

обучение

детей

с

ОВЗ

дошкольного

и

младшего школьного возраста.

Педагог продумывает содержание, объем и степень сложности каждого

занятия в соответствии с возможностями детей. В процессе проведения занятия

создаются условия, которые дают возможность каждому ребенку работать, в

своем темпе проявлять максимальную степень самостоятельности и выполнения

задания.

Успешность

обучения

детей

зависит

от

разнообразия

методов

и

приемов, примененных педагогом. Их выбор зависит от содержания занятия,

особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими трудовой

деятельности.

Занятия по кулинарии проводятся в индивидуальной или подгрупповой

форме

на

основе

практической

деятельности.

Все

предметы

по

кулинарии

располагаются

в

определенных

для

этого

местах

хранения,

что

позволяет

достаточно быстро запомнить их нахождение. Все виды работ по кулинарии

осуществляются в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности.

Занятия по программе позволяют развивать творческие способности,

самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат

своего

творчества.

У

воспитанников

формируются

навыки

в

приготовлении

несложных блюд и их эстетического оформления. Работа с тестом нацелена ещё

и на обучение детей изготовлению творческих работ.

Полученные на занятиях знания помогут детям не только научиться быть

самостоятельным, но и сделать, быть может, первый шаг к выбору профессии.

Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции

практических

навыков

детям

предлагается

и

интересный

информационный

материал, способствующий расширению кругозора

детей, облегчающий их

дальнейшую социализацию.

5

Актуальность создания программы

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

Китайская пословица

Социально – педагогическая направленность программы предполагает

адаптацию обучающихся к жизни в обществе посредством приобщения их к

труду, к культуре и традициям родного края и формирования коммуникативных

навыков.

Задача укрепления здоровья также соответствует целевым ориентирам

программы, так как здоровая пища – залог здоровья организма. Занятия по

программе

«Юный

Поваренок»

способствует

организации

содержательного

досуга детей и формированию общей культуры в процессе освоения знаний,

определенных ее содержанием.

Занятия по программе «Юный поваренок» должны расширить и углубить

знания и навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, и могут

способствовать профориентации

школьников.

Новизна программы: разработана последовательность развития навыков и

знаний детей по культуре поведения; по привитию гигиенических навыков; по

обучению

детей

использованию

по

назначению

различных

видов

посуды;

сервировке стола; уходу за посудой; приготовлению несложных блюд.

О безопасном поведении на кухне при обращении с режущими предметами и

электроприборами.

Программа

«Юный

Поваренок»

является

частью

обучения

детей

навыкам

самообслуживания.

Цели программы:

Главная цель программы «Юный Поваренок» - формирование знаний и

умений

воспитанников,

способствующих

социальной

адаптации,

подготовка

детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.

6

Задачи программы

Основными

задачами

программы

является

получение

детьми

дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для

применения

в

быту,

и

дальнейшей

профессиональной

деятельности

Развивающие:

Совершенствовать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию,

координацию движения обеих рук.

Развивать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и

деятельности других.

Развивать

терпение, настойчивость,

навыки трудолюбия.

Сформировать навыки работы в коллективе.

Обучающие:

Формировать интерес у детей к приготовлению пищи.

Формировать навыки личной гигиены.

Сформировать

представление

о

рациональном

и

здоровом

натуральном

питании.

Формировать умение пользоваться инструментами и приспособлениями

(теркой, вилкой и ножом, скалкой, разделочной доской, электроприборами)

Обучить приготовлению несложных блюд

Формировать

навыки

безопасного

обращения

с

электроприборами

и

режущими предметами.

Воспитывающие:

Воспитывать привычки к личной гигиене.

Прививать навыки культурного поведения за столом и культуры общения.

Формировать положительное эмоциональное отношение к творческой работе.

7

Расширить трудовой опыт детей, приучить к самообслуживанию.

Осуществить профилактику зависимого поведения.

Содержание программы строится на принципах:

Принцип динамичности (от простого до сложного);

Принцип доступности;

Принцип

гуманизации

предполагает ценностное отношение к каждому

ребенку;

Принцип индивидуального подхода, который основан на личностно

ориентированный подход к каждому ребенку;

Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора

творческой личности воспитанника;

Принцип

интеграции

образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными особенностями и возможностями детей;

8

В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных

областей

Образовательная

область

Задачи

Здоровье

Прививать детям навыки гигиены, опрятности,

аккуратности.

Учить

выбирать

полезные

продукты.

Коммуникация

Развивать

коммуникативные

навыки.

Умение

трудиться вместе с товарищами.

Социализация

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Учить

быть

самостоятельными.

Находить

решение из проблемной ситуации.

Труд

Прививать

навыки

с а м о о б с л у ж и ва н и я .

Ф о р м и р о в а т ь

у м е н и е

п о л ь з о в а т ь с я

инструментами.

Учить

готовить

несложные

б л ю д а .

У х а ж и в а т ь

з а

п о с у д о й .

Совершенствовать навыки трудолюбия

Безопасность

Учить

соблюдать

правила

безопасности

при

работе

с

различными

инструментами

и

приборами на кухне.

9

Творчество

Воспитывать эстетический вкус, творчество при

приготовлении

пищи,

при

сервировке

стола.

Воспитывать

желание

готовить

подарки

праздникам своими руками.

Возраст детей

Возраст детей обучающихся по программе «Юный поваренок»: от 4 - 11

лет. С ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды.

Дошкольный и младший школьный возраст характеризуется высокой

интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность

ребенка, усиливается её целенаправленность. У детей ярко выражена

потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль

приобретает взаимодействие с взрослым. В общении с ним ребенок получает

информацию. Удовлетворяет свои познавательные потребности,

любознательность.

Сроки реализации

Процесс обучения строится, опираясь на современные научные знания и

понятия о рациональном питании и здоровом образе жизни. На каждом занятии

педагог предлагает задуматься о составе и качестве употребляемой пищи и так

или иначе приводит к мысли о необходимости здорового питания. Здесь взгляды

педагога и обучающихся детей обращены в одном направлении – на культуру

питания. И это еще раз подтверждает, что часто новое – это забытое старое.

Сроки реализации: в зависимости от длительности курса реабилитации ребенка

от 1 до 4 месяцев.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

младший возраст - 20 минут, средний возраст - 25 минут,

старший возраст - 30 минут.

Формы организации деятельности.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные,

комбинированные

и

практические

занятия;

игры,

праздники,

конкурсы и другие.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на

занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми;

10

Индивидуально-фронтальный

чередование

индивидуальных

и

фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы в группах;

Индивидуальный

индивидуальное

выполнение

заданий,

решение

проблем.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

Наглядный

(показ

иллюстраций,

наблюдение,

показ

(выполнение)

педагогом, работа по образцу);

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно

-

иллюстративный

дети

воспринимают

и

усваивают

готовую информацию;

Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные

способы деятельности;

Частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом;

Исследовательский – самостоятельная творческая работа.

Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере

развития овладения детьми навыками самообслуживания.

Информационный материал, небольшой по объему, интересный по

содержанию, дается как перед приготовлением пищи, так и во время работы.

Ожидаемые результаты.

В

результате

обучения

по

программе

«Юный

Поваренок»

дети

должны

знать и уметь:

1.

Соблюдение

правил

гигиены

и

техники

безопасности

при

приготовлении пищи:

приготовление пищи в специально отведенном месте;

мытье рук перед началом работы;

использование специальной одежды (фартук косынка);

поддержание чистоты рабочего места (раковины, плиты, стола).

2. Обращение с посудой:

различение чистой и грязной посуды;

мытье и чистка (использовать моющие средства и приспособления);

хранения в определенном месте.

3.Сервировка стола:

11

выбор посуды и приборов (различать кухонную и столовую посуду);

расстановка посуды и раскладывание приборов на столе;

украшение стола;

применение салфеток.

стирать салфетки под контролем педагога для низкого уровня; стирать,

утюжить скатерти и салфетки самостоятельно для среднего и высокого уровня;

складывать салфетки разными способами по схемам с помощью педагога

для низкого уровня, складывать салфетки разными способами по схемам для

среднего и высокого уровня с различной степенью помощи педагога.

4.Соблюдение операционной последовательности при приготовлении пищи

(холодные закуски, горячая еда, пища из полуфабрикатов, салаты, десерты,

напитки):

распознавание продуктов (уметь их группировать, различать на внешний вид);

подбирать продукты и готовить бутерброды по схеме с помощью педагога

для низкого уровня; подбирать продукты и готовить бутерброды по рецепту для

среднего и высокого уровня;

заваривать чай – для высокого уровня

выбор посуды и кухонных приборов;

первичная обработка (мытье, очистка, нарезка, натирание, перемешивание).

приготовление блюд (варка, жарение, украшение блюда и т.д.) для среднего и

высокого уровня.

5.

Использование

бытовых

электроприборов

для

приготовления

пищи

(миксер, электрочайник, микроволновая печь, электроплита, тостер и т.д.):

включать и выключать электроприборы под контролем педагога – для

низкого уровня; включать и выключать электроприборы с помощью педагога с

различной степенью помощи для среднего уровня и самостоятельно для

высокого уровня;

мытье;

хранение;

установка времени готовности;

определение назначения прибора.

6.Правильное хранение продуктов:

в определенном месте и упаковке (холодильнике, пакетах, банках и т.д.):

определение срока хранения (распознать испорченный продукт).

Критерии и способы определения результативности

Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого

ребенка, его творческих способностей, превращение группы детей в единый

коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

12

Критерием

уровня

эффективности

программы

является

усвоение

образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и

готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

Используемые диагностические методы:

Наблюдение.

Тесты.

Опросы.

Активность ребенка на занятиях.

Самостоятельность при выполнении практических заданий;

осмысленность

действий.

Викторины по пройденной теме.

Способ оценки - как правило, устный. При изложении оценки преподаватель

отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее

достоинства,

чтобы

у

ребенка

сформировалось

ощущение

успеха

с

нацеленностью на исправление недостатков.

Формы подведения итогов

Форма

подведения

итогов: по

результатам

реализации

программы

проводится

итоговая

диагностика

с

использованием

вышеперечисленных

методик. Результаты фиксируются в индивидуальной реабилитационной карте

ребенка

Этапы диагностики и обучения

:

1.

Первичное диагностическое обследование уровня сформированности знаний,

умений и навыков;

2.

Направленное коррекционное воздействие с целью формирования и развития

знаний, навыков и умений;

3.

Заключительное

диагностическое

обследование

для

определения

эффекта

коррекционного воздействия.

По результатам первичной диагностики определяется уровень развития

навыков

самостоятельности

ребенка,

в

соответствии

с

которым

выбирается

уровень коррекционной программы.

13

Критерии оценки:

3 балла – правильное выполнение задания

2 балла – действие выполнено с небольшими неточностями

1 балл – неумение выполнять действие

Уровни формирования навыков и умений в результате

освоения программы «Юный Поваренок»:

Низкий

уровень

характеризуется

тем,

что

дети

имеют

фрагментарное

представление о культурно-гигиенических навыках, поведения во время еды и

умывания.

Не

сформированы

представления

о

столовых

принадлежностях,

необходимых для приготовления и приема

пищи, не знает элементарные

правила поведения за столом. Не умеет сервировать

стол.

Не сформирован

навык ухода за посудой. Не группирует продукты питания. Не знает условия

хранения разных продуктов. Не умеет приготовить элементарную еду для себя.

Не умеет обращаться с различными инструментами и бытовой техникой. Не

знает правил техники безопасности на кухне.

Средний уровень – характеризуется тем, что дети имеют не достаточно полные

и четкие представления о культурно-гигиенических навыках, навыках поведения

во

время

еды.

Дети

перечисляют

лишь

некоторые

предметы

посуды,

необходимые

для

приготовления

и

приема

пищи,

элементарные

правила

поведения

за

столом

называет

с

помощью

педагога.

Сформированы

элементарные

действия,

которые

необходимо

совершать

при

приготовлении

пищи. Путает последовательность действий при сервировке стола. Выделяет и

объединяет

в

группы

лишь

часть

продуктов

питания.

Умеет

приготовить

элементарную еду для себя. Умеет обращаться с основными инструментами:

терка,

нож,

скалка,

разделочная

доска.

Частично

знает

правила

техники

безопасности на кухне.

Высокий уровень – характеризуется тем, что дети имеют полные представления

о

культурно-гигиенических

навыках,

навыках

поведения

во

время

еды

и

умывания. Сформированы представления о предметах посуды, необходимых для

приготовления

и

приема

пищи,

знает

правила

поведения

за

столом.

Сформированы

действия,

которые

необходимо

совершать

при

приготовлении

пищи. Умеет сервировать стол к завтраку, обеду, ужину. Выделяет и объединяет в

группы продукты питания. Умеет приготовить элементарную еду для себя и

семьи.

Умеет

обращаться

с

основными

инструментами:

терка,

нож,

скалка,

разделочная

доска

и

бытовой

техникой:

микроволновая

печь,

электрический

чайник, тостер. Знает правила техники безопасности на кухне.

14

Учебно-тематический план

Направление

работы, тема

Низкий

уровень

Кол-во занятий

Средний

уровень

Кол-во занятий

Высокий

уровень

Кол-во занятий

Теоретич.

Практич

.

Теоретич.

Практич.

Теоретич.

Практич.

Диагностика

-

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

Знакомство

с

кухней

1

1

-

1

-

1

Знакомство

с

этикетом.

1

1

-

0.5

0.5

0.5

Режим дня.

1

-

-

0.5

-

1

О в о щ и

и

ф р у к т ы

в

питании.

1

2

1

2

-

3

Бутерброды.

Чай.

1

2

1

3

1

3

К р у п ы

и

макаронные

изделия.

1

2

0.5

1.5

-

1

Яйца.

1

1

0.5

1.5

-

2

Тесто.

-

2

1

2

1

4

Творчество

-

1

-

3

-

1

Всего

20

20

20

15

Содержание программы «Юный Поваренок»

Тема №1: Введение

Теоретические сведения

Низкий уровень.

Кухня. Мебель на кухне. Правила поведения, спецодежда, гигиена труда.

П

рофессия повар.

Посуда, ее классификация значение, уход, хранение. Средства ухода.

Кухонные

приспособления

(половник,

шумовка,

лопатки

и

т.д.)

их

назначения и уход за ними. Тёрка её история, применение, уход.

Правила уборки кухни.

Средний уровень. Высокий уровень.

Что такое правильное питание? Полезные и вредные продукты.

Значение правильного питания в жизни человека. Техника безопасной

работы с ножом. Миксер. Его назначение, уход. Т.б.р. с миксером

Высокий уровень.

Кухонные электроприборы их назначение.

-

Техника безопасной работы с ножом.

- Холодильник. Его история, значение и уход. Т.б.р. с холодильником.

Правила хранения продуктов в холодильнике.

- Микроволновая печь. Использование, уход. Т.б.р. с микроволновой

печью.

- Миксер. Его назначение, уход. Т.б.р. с миксером.

- Мясорубка. История, использование. Т.б.р. с мясорубкой.

- Кухонный комбайн. Применение, уход. Т.б.р. с кухонным

комбайном.

- Электрочайник. Применение, уход. Т.б.р. с электрочайником.

П

рактические занятия:

Низкий уровень.

Обобщение предметов в группу «Посуда». Чайная посуда. Правила

ухода, хранения. Сервировка стола к чаю. Сервировка стола к чаю.

Уборка на кухне: мытье детской посуды. Знакомство с продуктами.

Обобщение предметов в группу «Продукты».

16

Средний уровень.

Посуда кухонная и столовая. Сервировка стола к обеду. Уборка на

кухне: мытье пластиковой посуды. Мытье полов. Классификация

продуктов: молочные, мясные, хлебобулочные…

Высокий уровень. Чайная посуда, столовая посуда, сервизы. Сервировка

стола «За столом красиво». Уборка на кухне: мытье

фаянсовой посуды.

Чистка и мытье раковины, кафеля, плиты. Уход за кухонной

мебелью. Обучение использованию электроприборов. Полезные и

вредные продукты.

Тема № 2. Правила этикета

Теоретические сведения

Низкий уровень.

Правила этикета. Правила поведения за столом. Столовые

Приборы - ложка. Салфетки.

Средний уровень.

История этикета. Правила приглашения и приема гостей.

Столовые приборы ложка – вилка. Салфетки их значение,

применение.

Знать: материал, из которого делают скатерти и

салфетки, правила стирки и утюжки.

Правила этикета за столом.

Обычаи, связанные с приходом гостей, подарками и угощениями.

Высокий уровень. Столовые приборы ложка – вилка – нож, их история,

значение. Сервировка, посуда для сервировки,

повседневные принадлежности. Оформление

праздничного стола (скатерть, цветы, посуда).

Салфетки их значение, применение, оформление.

Правила этикета за столом. Обычаи, связанные с приходом гостей

подарками и угощениями.

Практическое занятие:

Низкий уровень.

Обучение правильному использованию столовых приборов,

салфеток. Обучение правильному поведению за столом.

Средний уровень.

Обучение правильному использованию столовых приборов,

салфеток. Обучение правильному поведению за столом.

Стирать, утюжить, складывать салфетки

Высокий уровень. Складывание, нарезка и расстановка

17

бумажных салфеток. Использование

тканевых салфеток. Уход за салфетками. Сервировка стола к

чаю. «У самовара я и моя семья».

Тема № 3. Режим дня для школьника

Теоретические сведения

Низкий уровень.

С

облюдения режима питания и режима дня, здорового образа жизни

.

Средний уровень.

С

облюдения режима питания и режима дня, здорового образа жизни.

Важность режима дня.

Высокий уровень. Почему нужно соблюдать режим дня? Знание о важности

режима дня. Почему обязательно завтракать?

Каким должен быть обед и ужин?

Практическое занятие:

Низкий уровень.

Игра «Режим дня»

Средний уровень.

Игра «Режим дня»

Высокий уровень.

Самостоятельное составление режима дня. Меню одного

дня, включая завтрак, обед, полдник, ужин.

Тема №4. Овощи и фрукты в нашем питании

Теоретические сведения

Низкий уровень.

Группирование продуктов «Овощи» «Фрукты».

Средний уровень.

Группирование продуктов «Овощи» Фрукты». Первичная

обработка фруктов и овощей. Хранение. Салат.

Разнообразие салатов: мясные салаты, фруктовые салаты,

18

овощные. Заправки для овощных, мясных, фруктовых салатов.

Продукты для салатов. Виды нарезки овощей, фруктов.

Высокий уровень. Общие сведения об овощах и фруктах. Значение.

Первичная обработка фруктов и

овощей. Виды тепловой

обработки. Хранение. Значение салатов, правила приготовления,

правила хранения. Разнообразие салатов: мясные салаты,

фруктовые салаты, овощные. Заправки для овощных, мясных,

фруктовых салатов. Учить детей подбирать и сочетать продукты

для салатов. Виды нарезки овощей, фруктов. Виды овощерезок их

применение, уход.

Практическое занятие:

Низкий уровень.

Мытье овощей и фруктов.

Средний уровень.

Мытье овощей и фруктов. Чистка вареных овощей. Нарезка

вареных (дольками, кружочками). Работа с теркой. Уход за

посудой.

Высокий уровень. Чистка и нарезка вареных и сырых овощей (дольками,

кубиками, соломкой, кружочками). Приготовление: морковный

салат с сухофруктами, салат витаминный, винегрет.

Уход за овощерезками. Уход за кухней, посудой.

Тема №5. Бутерброды

Теоретические сведения

.

Низкий уровень.

Что такое бутерброд. Продукты, используемые для приготовления

бутербродов. Виды бутербродов.

Средний уровень.

Виды бутербродов (открытые, закрытые). Продукты,

используемые для приготовления бутербродов. Виды

бутербродов. Используемые инструменты. Оформление и

подача бутербродов. Техника безопасности.

Высокий уровень. Виды бутербродов (открытые, закрытые, закусочные,

горячие). Продукты для бутербродов

их обработка, нарезка. Способы приготовления.

Используемые инструменты, приспособления, посуда.

Оформление и подача бутербродов. Техника безопасности.

19

Сервировка стола.

Практическое занятие:

Низкий уровень.

Изготовление простых бутербродов в виде поделок из

бумаги, подручного материала.

Средний уровень.

Приготовление простых бутербродов.

Подбор ножей

и различных досок Нарезка хлеба. Нарезка продуктов.

Намазывание хлеба джемом.

Приготовление «весёлых»

Бутербродов. Сервировка и подача к столу

Высокий уровень. Подбор ножей и различных досок. Нарезка хлеба.

Приготовление бутербродов (простых, сложных, горячих).

П

риготовление «весёлых» бутербродов. Работа

с тостером. Сервировка стола к чаю с бутербродами.

Как заварить правильно чай.

Варенье к чаю. Уход за кухней, посудой.

Тема № 6. Крупы и макаронные изделия

Теоретические сведения

.

Низкий уровень. Виды круп и макаронных изделий

Средний уровень.

Виды круп и макаронных изделий. Правило варки. Полезные

свойства, применение.

Высокий

уровень.

Полезные

свойства,

применение.

Первичная

обработка.

Крупяная кулинария: виды каш, способы их приготовления, хранение.

Практическое занятие:

Низкий уровень.

Игра «Работа для Золушки». Творчество из круп.

Средний уровень.

Игра «Работа для Золушки». Чтение рассказа Н.Носова

«Мишкина каша». Творчество из круп. Подготовка к варки круп,

бобовых

и

макаронных

изделий.

Высокий уровень.

Подготовка к варки круп, бобовых и макаронных изделий.

Приготовление каши из крупы. Творчество из круп.

20

Тема №7. Яйца и яйцепродукты.

Теоретические сведения.

Низкий уровень.

-----

Средний уровень. Яйца. Время варки.

Высокий уровень. Яйца. Время варки. Кухонные приспособления (яйцерезка),

применение. Яйца – украшения стола.

Практическое занятие:

Низкий уровень.

Чистка вареного яйца. Аппликация.

Средний уровень.

Чистка вареного яйца. Крашение и роспись яиц. Сервировка

и подача к столу.

Высокий

уровень.

Уметь:

сварить

яйцо

вкрутую,

всмятку,

«в

мешочек»,

приготовить омлет, яичницу-глазунью

Тема №8

.

Изделия из теста.

Теоретические сведения.

Низкий уровень.

Мучные блюда и кулинарные изделия Виды теста.

Средний уровень.

Мука ее основные свойства. Солёное тесто его история.

Основные работы с тестом. Организация рабочего места.

Материалы и инструменты для замешивания и изготовления теста.

Приготовление соленого теста.

Высокий уровень. Мучные блюда и кулинарные изделия. Виды теста.

Организация рабочего места. Материалы и

инструменты для замешивания и изготовления теста.

Приготовление теста. Изделия из пресного теста.

Практическое занятие:

Низкий уровень.

Просеивание муки.

Средний уровень.

Приготовление соленого теста для изделий.

Сладкая выпечка из

21

разных видов тест

Высокий уровень. Работа с миксером. Уход за кухней, посудой, духовкой.

Практикум «Солнце в сковороде» - приготовление блинов,

Оладий. Замешивание теста Приготовление теста для изделий.

Выпекание булочек.

Формы проведения занятий могут быть как

групповыми, так и индивидуальными.

Методическое обеспечение

Материально-техническое оснащение

Для реализации данной программы

в ГКУ СО «ОРЦДИ» оформлено

отдельное помещение: «Кабинет социальной адаптации». Кабинет оборудован

системами хозяйственного питьевого, горячего водоснабжения, канализацией.

Помещение хорошо проветривается. В нем выделена зоны «Кухня», «Ванная».

В наличии имеется оборудование: микроволновая печь, тостер, эл. чайник,

электровафельница,

кухонный

комбайн,

эл.плитка. Набор

столовой

мебели

(столы кухонные); шкафы для посуды.

Посуда: кастрюли, сковороды, тарелки,

ложки, набор чайной посуды, чайники заварные, набор ножей, столовый сервиз,

чайник, кофейный сервиз. Кухонный инвентарь: доски разделочные; сушилки

для тарелок. Одежда: колпаки, фартуки. Хозяйственный инвентарь: моющие

средства, губки, салфетки, тазики, швабра, ведро.…

Все

продукты,

необходимые

для

приготовления

блюд,

приобретаются

непосредственно перед занятием за счет благотворительности и пожертвования

родителей.

Дидактическое обеспечение

Дидактический материал:

Сервировка стола к завтраку

Сервировка стола к обеду

Сервировка стола к ужину

Дидактические игры:

«Четвертый лишний»

«Найди ошибку»

«Волшебный мешочек»

«Цепочка»

«Чего не стало»

«Посмотри и запомни»

«Что изменилось»

«Найди ошибки Буратино»

«Наведи порядок»

22

«Собери половинки»

Демонстрационный дидактический материал:

«Продукты»

«Посуда»

Алгоритмы приготовления блюд:

Борщ

Картофельное пюре

Каша гречневая на молоке

Отварные макароны

Домашние пельмени

Песочное печенье

Винегрет

Бутерброд

Салат

Блины, оладьи

Смузи

Плакаты:

Правила безопасности труда

Правила ухода за посудой

Коллекции:

Муляжи плодов и овощей.

Крупы.

Макаронные изделия.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации, ст. 43

2.Конвенция о правах ребенка

3.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания

4. Дятлова Г.В., Хворостукина С.А. «Современная энциклопедия этикета»,

«ТД «Издательство Мир книги», 2005.

5.Похлебкин В.В. «Тайны хорошей кухни». М.: «Экономика», 1987.

6.Т.А.Шорыгина «Беседы о человеке с детьми 5-8 лет»

«Творческий центр Сфера» 2015

7.Г.И.Кулик «Школа здорового человека» Программа для ДОУ

«Творческий центр Сфера» 2010

8.В.Степанов «Почему у пирога зарумянились бока» Изд. «Малыш» М. 1983

9. Золотые правила кулинарии – М.: Эксмо, 2008.

23

10. Современный этикет и хорошие манеры. Изд. «Звонница», 2002.

11. К.П.Нефедова «Посуда и столовые принадлежности. Какие они?»

М.,Изд. «Гном» 2013

12. О.В.Дыбина Ознакомление дошкольников с секретами кухни»

«Творческий центр Сфера» 2003

13.Лихачева Л. «Уроки этикета»

14.Степанова И. «Праздничные бутерброды» - М.: Эксмо, 2008.

Приложение «Календарно-тематический план»

Низкий уровень

Месяц

Тема

Количество занятий

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Дигностика

1

-

-

1

Знакомство с кухней

1

1

-

-

Знакомство с этикетом.

1

1

-

-

Режим дня.

-

-

1

-

Овощи и фрукты в питании.

1

-

1

1

Бутерброды. Чай.

-

1

1

1

Крупы и макаронные изделия.

1

1

1

Яйца.

-

-

1

1

Тесто.

-

1

-

1

Творчество

-

-

-

1

Всего

5

5

5

5

Средний уровень

Месяц

Тема

Количество занятий

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Дигностика

1

-

-

1

Знакомство с кухней

1

-

-

-

Знакомство с этикетом.

1

-

-

-

Режим дня.

-

-

1

-

Овощи и фрукты в питании.

1

1

1

-

Бутерброды. Чай.

1

1

1

1

Крупы и макаронные изделия.

-

1

-

1

Яйца.

-

1

1

-

Тесто.

-

1

1

1

Творчество

-

-

-

1

Всего

5

5

5

5

24

Высокий уровень

Месяц

Тема

Количество занятий

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Дигностика

1

-

-

1

Знакомство с кухней Этикет

1

-

-

-

Режим дня.

1

-

-

-

Овощи и фрукты в питании.

1

1

1

-

Бутерброды. Чай.

1

1

1

1

Крупы и макаронные изделия.

-

1

-

-

Яйца.

-

1

1

-

Тесто.

-

1

2

2

Творчество

-

-

-

1

Всего

5

5

5

5

Приложение №1

Примерные тестовые задания

1. Отметьте буквой “С” санитарно-гигиенические требования, а буквой “Т”

правила безопасных приемов работы при обработке пищевых продуктов:

(....) руки мойте с мылом;

(....) проверьте исправность шнура перед включением электроприбора;

(....) наденьте фартук;

(....) уберите волосы под головной убор;

25

(....) включайте и выключайте электроприбор сухими руками

.

2.

Отметьте знаком “+” все правильные ответы.

Витамин А содержится в:

(....) молоке

(....) яичном белке

(....) яичном желтке(....) печени животных

(....) печени трески

3

. В качестве разрыхлителей теста применяются:

(....) сахар

(....) желатин

(....) дрожжи

(....) маргарин

(....) пищевая сода

4. Предметами общего пользования в сервировке стола являются:

(....) вилки

(....) ложки

(....)

хлебница

(....) скатерть

(....) солонка

(....) тарелки

5. Чтобы смягчить стук приборов и тарелок по столу, под скатерть кладут:

(....) тонкий поролон (....) клеенку

(....) тонкую бумагу

(....) шелковую ткань(....) тяжелую мягкую ткань

6. Перед приготовлением рис:

(....) промывают

(....) обжаривают

(....) сушат

(....) перебирают

(....) проверяют на наличие вредителей

7. Салат из свежих овощей украшают:

(....) зеленью

(....) искусственными цветами

(....) майонезом

(....) фигурной нарезкой

8. Из дрожжевого теста можно приготовить:

(....)

пироги

(....) печенье

(....) торт

(....) оладьи

26

(....) кулич

9. Салфетку на колени кладут:

(....) полностью развернутой

(....) сложенной вдвое с уравненными краями

(....) сложенной вдвое с верхней частью короче нижней

(....) сложенной вдвое с верхней частью длиннее нижней

(....) сложенной по диагонали

10. Праздничный стол украшают:

(....) невысокими букетами в низких вазах

(....) цветами с длинными стеблями в высоких вазах

(....) цветами с резким запахом

(....) с гирляндами из живых цветов.

Приложение №2

Обучение навыка правильного пользования

столовыми приборами

(

ложкой, вилкой, ножом

).

Пользование ложкой

:

27

— Ложку взять тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки.

— Зачерпывать пищу не к себе, а от себя.

— Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.

— Поднять вертикально до уровня рта.

— По прямой направить ложку в рот.

— Ложку необходимо подносить не сужающейся, а боковой стороной.

— Брать еду с ложки губами, а не языком.

Пользование вилкой:

— Вилку надо держать тремя пальцами правой руки, упираясь указательным

в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.

— Держать вилку наклонно, а не перпендикулярно тарелке.

— Поднять вертикально до уровня рта.

— По прямой направить вилку в рот.

— Брать еду с ложки губами, а не языком.

Пользование ножом

:

— Не согнутый указательный палец правой руки кладется на ручку ножа так,

чтобы конец пальца не доходил до лезвия.

— Большим пальцем поддерживается нож сбоку, а остальные слегка

согнутые пальцы поддерживают ручку снизу, прижимая конец к ладони.

28

29

30

31

32

33

34



В раздел образования