Напоминание

Формирование положительного образа семьи через различные виды театрализованной деятельности


Автор: Загибалова Людмила Прокопьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ Детский дом 27
Населённый пункт: р.п. Солнечный Хабаровский кай
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование положительного образа семьи через различные виды театрализованной деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема выступления с докладом на краевом семинаре – совещании:

«Формирование положительного образа семьи через различные виды

театрализованной деятельности с целью подготовки детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, к передаче в приемную семью».

Подготовила: Загибалова Л.П. воспитатель

КГКУ Детский дом 27

Каждый ребенок должен жить в семье, но в наше непростое время социально –

экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно

сильно страдают наименее защищенные слои населения и случается так, что ребенок

остается без попечения родителей. Такие дети живут и воспитываются в детских

домах.

Каждый

из

этих

ребят

мечтает

обрести

свою

семью,

и

мы

педагоги,

работающие

в

детском

доме,

стараемся

помочь

детям

в

этом.

У

воспитанников

детских домов масса проблем. Одна из основных проблем состоит в том, чтобы

успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни.

Согласно

постановлению

Правительства

РФ

от

24.05.2014

N

481

«О

деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения

родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся

без попечения родителей»,

одним из основных направлений педагогической деятельности воспитателя детского

дома – подготовка ребенка к передаче в семью. Методы подготовки у всех педагогов

уникальны. Одним из эффективных методов является – подготовка детей – сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в приёмную семью через

театральную деятельность.

Так

всё

же,

почему

театральная

деятельность?

Есть

много

сторон

детской

жизни, глубоких и серьёзных переживаний, которые ищут выход и, не находя его,

остаются скрытыми, давят на психику, становясь источниками многих заболеваний.

Театрализованные игры и постановки, дающие простор воображению, наполняют

внутреннюю жизнь ребенка особым смыслом, помогают вырабатывать определённое

отношение к сверстникам, педагогам, выполнять самостоятельно сложные и простые

задачи. В процессе одной игры педагог может решать вопросы самоуправления и

регулировать смену позиций отдельных ребят в коллективе, менять их отношение к

о п р ед е л е н н ы м

в и д а м

д е я т е л ь н о с т и

и

с а ми м

с е бе .

В о с п и т ы в а е т с я

доброжелательность, внимание и уважение детей друг к другу.

Театральная деятельность – это возможность для каждого ребенка испытать

свои силы, обрести шанс на успех и удачу. Русская народная сказка – одно из самых

действенных средств социально – личностного воспитания детей. Она неисчерпаемый

источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Наши дети очень

любят театрализацию сказок, которые позволяют вернуть и вписать в естественную

канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия.

Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно – нравственное

содержание сказок. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев,

закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.

Именно

поэтому

посещение

театров,

театрализация

литературных

произведений, сказок помогает нам в формировании социальной компетентности у

детей – сирот, как условие успешной адаптации в замещающей семье. Дети остаются

без опеки родителей, переживают двойную травму: с одной стороны, это плохое

обращение в родной семье и негативный жизненный опыт; другой – сам факт разрыва

с семьей.

Вследствие родительской депривации у детей отмечается отставание в развитии

и поведенческая дезадаптация, а в результате отрыва от семьи разрушается не только

глубокие социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать, что

отражается

в

конфликтных

отношениях

социальных

сирот

с

родителями

или

их

кровными детьми.

В дальнейшем именно эти проблемы являются фактором, делающим адаптацию

ребенка

в

приемной

семье

более

длительной.

Ребенок,

которого

передают

в

замещающую семью, как правило, имеет особенности развития, связанные с его

пребыванием в интернатном учреждении или неблагополучной семье.

Посредством театральной деятельности формируем различные виды навыков

социальной компетентности, развиваем у детей навыки коммуникации, самоконтроль,

рефлексию, что является залогом безболезненной адаптации ребенка, оставшегося без

попечения родителей, в своей новой семье.

Основными направлениями деятельности, в рамках использования театральной

деятельности для подготовки детей к передаче в семью являются:

Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;

Игры – драматизации;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и

невербальный);

Упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театральной деятельности огромную роль играет воспитатель.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и

видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть

основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий –

эмоциональное

отношение

взрослого

ко

всему

происходящему,

искренность

и

неподдельность

чувств.

Интонация

голоса

педагога

образец

для

подражания.

Поэтому, прежде чем предложить детям какое – либо задание, следует неоднократно

поупражняться самому.

Формы работы театрализации:

1.

Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений

раскрывают

перед

детьми

разные

нравственные

категории

и

моральные

понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески

отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод

даёт возможность тонко воздействовать на личность ребёнка, побуждать его к

размышлению,

выбору

собственной

позиции.

Детьми

разыгрываются

такие

этические сказки и басни, как «Старик и сыновья», «Первый заработанный

рубль».

2.

Творческие

задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для

формирования

положительного

образа

девочки/женщины

(доброй,

умной,

работящей,

отзывчивой

к

чужому

горю,

заботящейся

о

близких)

и

мальчика/мужчины

(сильного,

смелого,

ловкого,

находчивого,

способного

защитить своих близких). Детям предлагается выполнить различные творческие

задания, например:

- покажите, как «папа» дарит 2маме» цветы, говорит её приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?»

-возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный

момент делает мама и т.д.

3.

Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности

каждого ребёнка. Например, предлагается детям провести необычный «Конкурс

хвастунов». Объясняется, что выигрывает тот, кто лучше всех будет хвастаться

но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагается

детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что

он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, выбирается

победителя и обсуждается кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе

или слушать, как о нём самом рассказывают.

4.

Метод

сказотерапии используется

для

развития

творческой

инициативы,

умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности, накопления

положительного

опыта

общения

в

коллективе

сверстников.

Например,

при

знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку – страшилку «Белый рояль»,

спрашивается у детей, было ли её страшно и почему? Для выяснения причин

детских страхов, предлагается детям нарисовать свой собственный Страх.

5.

Театральные этюды – для развития умения владеть собой в проблемных или

травмирующих

ситуациях.

Ребёнок

проигрывает

роли

слабых

героев,

напуганных,

робких,

смелых

и

уверенных:

«Угадай

и

изобрази

эмоцию»,

«Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

Для успешного выполнения задач, по подготовке к передаче детей в

замещающую семью, необходимо соблюдать условия работы со сказкой.

- осуществлять выбор детей на роль с учётом их собственных желаний;

- побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение;

- прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребёнком, каковы его основные

достижения;

-

при

неоднократном

обыгрывании

сказки,

рассказа,

истории

помнить

о

необходимости

сохранения

свежести

восприятия

произведения

детьми,

для

чего

использовать

различные

виды

театра,

постановку

новых

художественных

задач,

избегать слишком частых репетиций;

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием направления

деятельности. Стремимся к тому, что дети будут знать и уметь:

- самостоятельно выбирать сказку, стихотворения, песню для чтения, разучивания и

постановки;

- снимать напряжение с отдельных групп мышц;

- произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных

темпах;

- сочинять этюды по сказкам;

- строить простейший диалог;

- распределить между собой обязанности и роли;

-

использовать средства выразительности и драматизации (поза, жесты, мимика,

голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью, дети приобретут:

- уверенность в себе;

- умения играть в коллективе.

Для привития таких качеств ка милосердие, смелость, ответственность, любовь,

усвоения таких понятий как послушание – непослушание прочитаны сказки «Сивка –

бурка»,

«Царевна

лягушка».

Приобретая

вышеперечисленные

качества,

воспитанники успешно адаптируются в приёмной семье. Познакомившись со сказкой

«Цветик – семицветик» воспитанники на примере героев сказки узнали, к чему

приводит

сострадание

и

жалость

к

другому

человеку.

Быть

послушным,

ответственным, проявлять сострадание к другому члену семьи позволит ребёнку в

ответ со стороны родителей почувствовать заботу и любовь.

Через

прочтение

и

обыгрывание

сказки

«Сказка

о

маленьком

медвежонке»

воспитанникам прививались такие качества, как уважение, послушание, уважительное

отношение к старшим, родителям. Дети на примере героев сказки убедились, что

неуважение к матери, это – плохо. Поняли, чтобы быть в семье счастливым, что бы

сложились взаимоотношения со всеми членами семьи, нужно делать добро, проявлять

заботу о ближних.

Для привития таких качеств, как трудолюбие, доброта, терпение, открытость,

способность прощать воспитанники познакомились со сказкой «Беляночка и Розочка».

Дети уяснили такое понятие – «За добро платят добром», это позволит ребенку легко

общаться не только с членами семьи, но и с ее окружением, что не мало важно для

успешной адаптации, легче принять правило, традиции семьи. На примере героя

сказки «Стойкий оловянный солдатик» воспитанники узнали, как ценны стойкость и

мужество, любовь и верность. Для мальчика очень ценны эти качества, возможно, в

его приемной семье будут младший брат или сестра, и он может проявить себя с

наилучшей

стороны,

заботясь

и

защищая

их.

Через

прочтение

сказок

«Мороз

Иванович», «Двенадцать месяцев» помогла воспитанникам понять значимость таких

добродетелей,

как

смирение

и

послушание,

нравственных

категорий

и

качество

личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие,

трудолюбие – лень. После прочтения сказки «Мороз Иванович» девочки младшего

возраста в игре подражали героини сказки и с удовольствием «хлопотали по дому»,

становились

вежливы,

услужливы,

добры.

Умение

выполнять

самую

несложную

работу по дому, вежливость, доброта будут приветствоваться в семье.

Используя сказки, решаем проблемные ситуации, что поможет детям избегать

конфликтов в семье, быть способным решать проблемы сообща, не замыкаться.

Дети сами придумывают окончание сказки. В этом случае важно то, что дети

сами находят выход из той или иной ситуации, а не действуют по готовому рецепту. А

также понимают, что в каждой ситуации может быть не одна, а несколько приемлемых

моделей

поведения.

Умение

находить

компромиссы

положительно

скажется

на

адаптации ребенка в приемной семье.

Для

привития

положительных

качеств

воспитанникам

использую

этюды.

Вспоминаем сказки, в которых герои обладают теми или иными качествами личности,

обсуждаем

и

проигрываем

ситуацию,

произошедшую

в

семье.

При

изображении

отрицательного качества проигрываем ту же ситуацию, но что бы в ней была показана

модель

желательного

поведения,

а

возможно,

и

несколько

его

вариантов,

предложенных

разными

детьми.

Стараюсь,

что

бы

дети,

имеющие

склонность

проявить

жадность,

эгоизм

и

т.д.,

проигрывали

положительные

варианты.

После

проигрывания этюда обсуждаем его с детьми, задавая следующие вопросы: Что ты

чувствовал, когда тебе не помогли (не поделились, соврали и т.д.)? а потом, когда

помогли? Что ты чувствовал, когда жадничал (обманывал и т.д.)? А когда поделился?

Приятно ли было совершить добрый поступок? Трудно ли это? Почему? Как, по-

твоему, в этом случае поступила бы Баба – Яга (Карлсон, Бармалей, Буратино и т.д.)? а

как поступил бы ты? Покажи.

Для решения этих задач, использую разнообразие театров; настольный, плоскостной

и

объёмный,

кукольный

(бибабо,

пальчиковые,

марионеток).

В

нашей

семье

мы

создали свой театр. Дети заинтересовались постановкой планшетного театра. Решили

создать

свой

театр.

Выбрали

сказку

для

постановки

«Сказка

о

маленьком

медвежонке». В летний период времени работали на благоустройстве посёлка. На эти

деньги были куплены материалы для ширмы (бруски, чёрная ткань, оргалит).

Для фигур планшетного театра закупили подложку под паркет. Дети осваивали

специальные умения для становления режиссёра, сценариста, оформителя – ими,

конечно, стали самые старшие наши дети.

Дети

рассчитали

размер

наших

планшетных

кукол.

Всей

семьёй

вырезали,

раскрашивали и делали их головы, разрабатывали механизм подвижности деталей.

Каждый ребёнок организовал деятельность как сценарист и режиссёр, управлял

своей куклой, озвучивал героев и, комментируя сюжет, он используют различные

средства

вербальной

выразительности.

На

ваш

суд

мы

представляем

постановку

нашего

театра

«Сказка

о

маленьком

медвежонке»

которая

учит

детей

слушаться

старших, а взрослых быть мудрыми и терпеливыми по отношению к своим детям.

Вся

проводимая

работа

с

воспитанниками

по

формированию

социальной

компетентности у детей – сирот, как условие успешной адаптации в замещающей

семье показала, что используемые нами методы, формы способствуют реализации

творческих сил и духовных потребностей ребенка; раскрепощению и повышению

самооценки,

общему

развитию;

проявлению

любознательности,

усвоению

новой

информации

и

новых

способов

действия,

развитию

ассоциативного

мышления;

проявлению

эмоций

при

проигрывании

ролей

помогают

развивать

интересы

и

способности ребенка.

Как результат, пять моих воспитанников, переданных в семьи, чувствуют себя

замечательно. Со слов приемных родителей они легко адаптировались в семье, новом

коллективе школы, активны, занимаются спортом, доброжелательны, трудолюбивы,

опрятны,

ответственны,

общительны,

легко

ладят

со

всеми

членами

семьи.



В раздел образования