Напоминание

"Некоторые вопросы исполнительской интерпретации вокально-хоровых произведений русских композиторов"


Автор: Серова Марина Алексеевна
Должность: преподаватель вокально–хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУДО ДМШ6 им. С. Сайдашева
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Некоторые вопросы исполнительской интерпретации вокально-хоровых произведений русских композиторов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детская музыкальная школа №6

им.Салиха Сайдашева

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Некоторые вопросы исполнительской интерпретации

вокально-хоровых произведений русских композиторов»

Серова Марина Алексеевна

2019 г.

г.Набережные Челны

Содержание:

1.

Введение

2.

Ц. Кюи «Жаворонок»

3.

С. Рахманинов «Сирень»

4.

М. Глинка «Жаворонок»

5.

Д. Шостакович «Осел и соловей»

6.

Заключение

7.

Литература

8.

Приложения

«Жаворонок» Ц. Кюи - тонкая, красочная миниатюра на известные

стихи В. Жуковского. Интересно музыкальное воплощение текста, в котором

каждой

поэтической

строке

соответствует

новая

мелодическая

фраза,

разделенная

паузами.

Такое

строение

необычайно

сложно

для

создания

цельной

формы,

но

именно

благодаря

музыкальности

поэтической

речи

происходит необыкновенное внутренне развитие музыки, которое необходимо

передать в исполнительской трактовке.

Так, например, первую фразу «На солнце темный лес зардел» поем

спокойно, повествовательно, особо выделяя красоту последнего слова. Во

второй фразе «в долине пар белеет тонкий» два главных слова - пар и тонкий

- звук воздушный, легкий, а окончание «улетает». Следующие две фразы

необходимо постараться соединить в единое целое, несмотря на паузы между

ними,

и

звучно

пропеть

последний

слова

«жаворонок

звонкий»,

т.к.

это

подход, подготовка к последующему раскрытию мелодии в имитационном

двухголосии.

Дальнейшее

мелодическое

развитие

тесно

связано

с

распеваемыми

словами, причем вершины фраз и главное слово все время оказываются в

конце строки. Исключение составляет предпоследняя строка «весь божий мир

здесь вижу я», в которой поем по-особому слово «божий». В последней фразе

«славит Бога песнь моя» весомо преподносим каждое слово, ведя мелодию с

большим нарастанием динамики к ликующему окончанию.

Трепетную воздушность звучания наравне со словом создает фактура

сочинения, пронизанная тонкой полиметрией. Причем она также развивается

постепенно:

в

первой

части

господствует

исключительно

спокойная

трехдольность, во второй-эпизодически появляются дуоли, а мелодическая

основа третьей части - ровные, плавные дуоли, которые накладываются на

волнообразное трехдольное сопровождение. Таким образом, мелодия как бы

уплотняется, наполняется светом и радостью и переходит в гимническую коду

с наполненными протяженными аккордами.

Русская вокальная музыка - это преимущественно романсовая лирика,

требующая

теплоты

звука,

проникновенности,

доверительной

интонации,

тонкости звуковедения, гибкости нюансировки, естественности музыкального

высказывания,

а

главное

глубины

чувства

и

определенной

экспрессии.

Музыкальная

ткань

лирических

сочинений

необыкновенно

живая,

то

постоянная, то изменчивая, то контрастная, то с незаметными

Вокальная

музыка,

в

том

числе

и

хоровая,

связана

с

поэтическим

текстом.

Поэтический

образ,

глубина

содержания,

красота

слога,

художественные достоинства вдохновляют на создание вокальных сочинений.

С другой стороны именно слово делает восприятие музыки более зримым и

доступным. Кроме того, поэтический текст, выявляя и дополняя звучание

музыки

своей

фонетикой,

ритмом,

обогащает

произведение

музыкально.

Слова стих воспринимаются не только по значению, но и по интонационно-

звуковому смыслу.

Русскую

вокальную

классику

отличает

органичное

сочетание

поэтической и музыкальной речи, которое выражается в любовно-бережном

отношении

к

родному

языку,

пониманию

ее

музыкально-поэтических

богатств, единстве слова и напева, умение распевать слово и «сказывать»

мелодию.

Поэтому

столь

важно

особо

вдумчивое

и

бережное

отношение

исполнителей к словесному источнику.

В процессе работы над вокальным произведением следует как можно

чаще обращаться к стихам: читать их по одному, группами детей (по строфам)

и

даже

хором;

искать

разнообразные

ассоциации,

рисовать

мысленные

картины;

стараться

выразить

как

общее

настроение

стихотворения,

так

и

красоту отдельного слова или словосочетания. Нужно стремиться, чтобы в

пении слово звучало, а мысль одухотворяла нотный текст.

За

Кюи

остается

большая

историческая

заслуга:

упорное

тяготение

к

романсному Западу и связывании с ним русской музыки. Не избежав влияния

Шумана, он все-таки остался верным своим романским вкусам и тенденциям.

Раскиданный во множестве красивых салонных романсов на самые различные

тексты скромный талант Кюи. Элегантность, гармонический вкус, изящество

мелодики

«в

особенности,

когда

Кюи

соприкасается

с

польскими

и

французскими

текстами»,

конечно,

не

могут

заменить

отсутствие

силы

и

характера, но в своей области - в области романса, родственного легкой и

поверхностно скользящей салонной беседе, - Кюи является несомненным

мастером. В лучшую эпоху своего творчества, во второй половине 60-70

годов, Кюи создал ряд романсов, в которых налицо и глубокое чувство и

тщательный отбор выразительных интонаций.

переливами

тонов.

Она

непосредственно

выражает

жизненные

процессы,

движения души, смену состояний и настроений.

Проводя лето 1898 года, в имении Путятина, Рахманинов был окружен

сказочно прекрасными лесами. В это время там гостила группа солистов

Частной оперы, начавших работать над оперой Мусоргского «Хованщина». В

обществе

интересных,

талантливых

людей,

увлеченно

любящих

свое

искусство,

Рахманинов

возрождался

к

творческой

жизни.

И

хотя,

по

воспоминаниям

Шаляпина,

он

часто

рвал

написанное,

все-же

кое-что

осталось

уцелевшим,

в

частности,

романс

«Сирень»

-

один

из

лучших

романсов

не

только

в

творчестве

Рахманинова,

но

и

во

всей

русской

вокальной

музыке.

В

лирике

Рахманинова

немалое

место

принадлежит

образам

русской

природы,

пейзажам,

на

фоне

которых

передается

эмоциональные состояния человека. Эта тенденция в музыке Рахманинова

проявилась очень своеобразно и глубоко эмоционально.

Природа у Рахманинова существует не сама по себе, это неотъемлемая

часть душевного мира героя - с ним она мрачно скорбит и беспечно радуется,

горестно тоскует и гневно протестует

Романс С. Рахманинова «Сирень» - один из шедевров музыкально-

поэтической лирики. Интересно, что текст Е . Бекетовой достаточно прост и

скромен,

а

музыкальный

образ

оказывается

гораздо

более

сложным

и

содержательным. Вероятно, для композитора был важен не столько смысл

слов, сколько-то невысказанное и до конца не невыразимое, что может быть

скорее угадано и воспринято внутренним чувством.

Мелодия его сочетает в себе большую выразительность и простоту, а

мысль, выраженная в романсе, вопреки содержанию стихов, положенных в

основу, светла, и жизнеутверждающа.

Партия

фортепианного

сопровождения,

основанная

на

ровно

струящейся фигуре восьмых длительностей, создает ощущение дуновения

легкого

ветерка,

который

колышет

ветви

цветущих

кустов,

наполняя

прозрачный весенний воздух. Вокальная мелодия необычайно проста. Первые

ее фразы, построенные на трихордных диатонических интонациях, звучат

ясно

и

безмятежно.

Небольшой

средний

раздел

неожиданно

наполняется

взволнованной

печалью

минора,

разлитой

как

в

вокальной,

так

и

фортепианной партии. А возвращение прежней фактуры только уже с

колокольными отзвуками, смена мажора и минора ,щемящая хроматическая

интонация в заключительной кульминационной фразе «мое бедное счастье

цветет» передают не только скрытую печаль одиночества, но и дают светлую

надежду на счастье.

Композитор

тщательно

выписывает

в

нотах

исполнительский

план

сочинения,

стараясь

передать

текучую

изменчивость

фактуры.

Особое

внимание нужно обратить на тончайшую агогику произведения при общем

оживленно-спокойном движении. Необычно возвращение к основному темпу

после

фразы rallentando и tenuto в среднем разделе, т.к. оно происходит в

конце музыкальной и смысловой фразы, на слабом времени и доминантовой

гармонии.

Несмотря

на

лаконизм

и

простоту

изложения,

миниатюра

С.

Рахманинова довольно сложна для хорового исполнения. Но вместе с тем,

именно

детские

голоса

по-особому

смогут

наполнить

ее

благоуханной

чистотой и свежестью весеннего чувства.

Создавая

художественный

облик

того

или

иного

сочинения,

перед

хормейстером встает один из главных вопросов исполнительства - вопрос

музыкальной формы

«Все искусства, а следственно, и музыка требуют:

1) Чувства - это получается от вдохновения свыше.

2) Формы произведения- соразмерность частей для составления стройного

целого.

«Чувство зиждет - даёт основную идею; форма - облекает идею в

приличную, подходящую ризу... Чувство и форма - это душа и тело. Первое

- дар высшей благодати, второе приобретается трудом...»

Эти

замечательные

слова

М.

Глинки,

отражающие

эстетическую

концепцию

композиторского

творчества,

в

полной

мере

выражают

и

сущность творчества исполнителя.

Нередко

очертания

формы,

границы

построений,

направление

развития, кульминации и т.д. детально продуманы композитором и остаётся

лишь правильно воспроизвести авторский текст. Но в вокальной музыке

часто

приходится

выявлять,

выстраивать

форму

самим

исполнителям

исходя из музыкального материала и, конечно же, поэтического текста.

Особенно важно продумывать логику целого в произведениях куплетной

формы,

в

которых

обобщённый

музыкальный

образ

мелодии

и

аккомпанемента часто не даёт необходимую динамику развития.

Произведений в куплетной форме немало в предлагаемом издании, но

хотелось более подробно остановиться на романсе М Глинки «Жаворонок» в

обработке для хора Е. Подгайца.

Трогательный

мелодизм

романса

М.

Глинки

неразрывно

слит

с

традицией русской песенности, с образом русской природы, скромного и

неброского родного пейзажа, с простором родных полей. Поэтому столь

органично решение Е. Подгайца объединить короткие двухтактовые фразы

начальных запевов в протяжённый четырёхтакт, которые благодаря приёму

цепного

дыхания

звучат

более

естественно

и

цельно.

Разнообразно

и

оправдано

использование

различной

хоровой

фактуры:

пение

хора

в

унисон,

под голо ски-вока лизы,

выд ержанные

з ву к и - п е д а л и

аккомпанирующих голосов, мелодико-ритмическая имитация, контрастное

синкопированное

сопровождение

мелодии,

совместное

многоголосное

пение.

Таким

образом,

из

начальной

скромной

мелодии,

исполняемой

хором

в

унисон,

постепенно

раскрывается,

разливается

звучное

трёхголосие, захватывающее всех неизбывностью чувства.

В создании формы сочинения немаловажную роль играет

фортепианное вступление-рефрен, I звучащее трижды. Исполнять его лучше

каждый

раз

по-разному:

в

начале

произведения

-

просто,

перед

вторым

куплетом-взволнованно,

а

в

конце

сочинения

-

печально.

Состоянию

задумчивой печали, звучащее трижды, исполнять его лучше каждый раз по-

разному:

в

начале

произведения

-

просто,

перед

вторым

куплетом

-

взволнованно, а в конце сочинения - печально. Состоянию задумчивой печали

способствуют и заключительные хоровые аккорды-вздохи на фоне которых

высоко и безнадёжно звучит одинокая песня жаворонка.

Немалое значение для цельного восприятия как этой миниатюры, так и

других

сочинений,

для

истинного

нахождения

образа,

настроения

играет

верно

найденный

темп.

Р.

Вагнер

утверждал,

что темп является душой

исполнения.

Темп

в

лирической

музыке

характеризуется

не

механической

скоростью, а текущим, изменчивым соотношением всех элементов звучания,

составляющих единое целое. Он должен быть гибкий, как живая речь, как

непосредственное высказывание.

Темп музыки определяется выражаемым ею жизненным состоянием.

Темп не бывает строго раз и навсегда зафиксированным (даже если автор

выставил метроритмические указания). Вокальная музыка - это льющаяся

музыка, произрастание музыкальной мысли в музыкальную форму, это теку-

щее,

изменчивое

соотношение

всех

элементов

звучания,

составляющих

единое целое. Поэтому столь важно, прочувствовав с детьми общий характер

сочинения и красоту его деталей, создавать живое музыкальное целое на

основе темпового единства и естественной агогики.

Важную

роль

в

репертуаре

детского

хора

играют сочинения игрового

характера,

произведения

характерные,

требующие

не

только

певческого

мастерства, но и артистического таланта поющих. Среди

них

особенно

выделяются

произведения-сценки,

написанные

на

остроумные

и

поучительные басни И. Крылова.

«Осёл и Соловей»

-

сочинение

шестнадцатилетнего Д. Шостаковича и

первый его композиторский опыт в вокальной музыке. Два гениальных автора

высмеивают

в

своём

творении

глупость

и

ограниченность.

Удивительно

музыкальное

воплощение

басни:

ироничность

музыкальной

интонации,

своеобразное

использование

речитатива,

острота

гармонического

языка,

взаимопроникновение и дополнение вокальной и фортепианной партии, в

которой проходят ярко-образные лейтмотивы главных героев.

Партия

Осла

-

это

сочетание

монотонного

«бубнения»

на

одной

ноте

и

восклицаний

со

скачками

на

нону

и

септиму,

примитивной

речитации

и

звукоподражания противному ослиному крику. Партия Соловья - в разливах и

переливах

трелей

фортепиано,

в

шестнадцатых

и

тридцатьвторых

длительностях, в басовых тремоло партии сопровождения, на фоне которого

хор-рассказчик

ведёт

экспрессивную

мелодию,

повествуя

словами

о

необыкновенной красоте пения скромной птички. Лишь в конце средней части

хор присоединяется к роскошной фортепианной партии и поёт

мелодию

вокализом.

Кода

построена

на

огромном

динамическом

и

эмоциональном

нарастании,

приводящем

к

речитативному,

почти

скандированному преподнесении фабулы басни: «Избави Бог и нас от этаких

судей».

Музыка

Шостаковича

отличается

глубиной,

богатством

образного

содержания.

Большой

внутренний

мир

человека

с

его

мыслями

и

стремлениями, сомнениями, человека, борющегося против насилия и зла, вот

основная тема Шостаковича, многообразно воплощенная как в обобщенных

лирико-философских

произведениях,

так

в

сочинениях

конкретного

исторического

содержания,

крупных

и

камерных

вокальных

форм,

музыкально-сценических

произведений,

музыки

к

кинофильмам

и

театральным

постановкам.

Вокальные

жанры

с

их

сцениче ской

рельефностью,

развивают

принципы

Мусоргского.

Идейные

масштабы

творчества,

активность

мысли

автора,

какой

бы

темы

он

не

касался

-

философской или психологическая, народно-исторической или современной, -

глубокая искренность, правдивость художника - во всем этом композитор

исходил из заветов русской классики.

Разучивание и исполнение подобных сочинений необходимы детскому

хору,

т.к.

дают

возможность

незаметно

преодолевать

многочисленные

технические

сложности

ради

включения

в

увлекательное

действо

-

музыкально-хоровой

театр.

Такие

произведения

будят

фантазию

и

воображение

детей,

помогают

им

освободиться,

раскрывают

новые

возможности голоса, учат искусству перевоплощения.

Необходимо,

чтобы

при

работе

над

тем

или

иным

музыкальным

образом, дети не просто голосом отображали его характерные особенности, а

полностью погружались в атмосферу и настроение происходящего. При этом

вполне обоснованными могут быть их простейшие движения руками, головой,

выразительная мимика и даже «хождения» по сцене. Желательно, чтобы эта

театрализация

носила

импровизационный

характер,

чтобы

все

движения

придумывали

сами

дети

и

каждый

раз

заново.

Дня

обретения

такой

артистической свободы полезно читать текст в лицах, а, кроме того, в полном

смысле слова разыгрывать рассказываемую историю, всё больше и больше

раскрепощаясь и находя новые интересные детали.

Настоящее художественное пение детского хора подразумевает не только

точную

передачу

нотного

текста,

не

только

воплощение

состояния,

выражаемого

музыкой,

но

и

собственные

исполнительские

эмоции,

увлеченность процессом исполнения, удивление и радость от рождающейся

красоты звуков и образов, от животворной силы музыкального искусства.

Заключение.

Романсы композиторов, о которых шла речь в этой работе, стали своего рода

символом рассвета русского вокального творчества. Современный слушатель,

обогащенный бесспорными достижениями вокальной культуры за истекшие

два столетия, в массе своей, к сожалению, нечасто проявляет к ним стойкий

интерес. Век техники, небывалых скоростей, компьютеризации, а в конечном

счете роботизации не только музыки, но и ее слушателей, заслоняет порой

нетленные

произведения

искусства

отечественных

мастеров

прошлого.

А

между тем, бесспорно, что освоение их творчества, его пропаганда всеми

доступными нам средствами поможет преодолеть негативные последствия,

которые

несет

человечеству

«массовая

культура».

Уберечь

для

будущих

поколений

шедевры,

оставленные

нам

в

наследство,

-

значит

сохранить

возможность строить в будущем жизнь по законам красоты. Частицей этой

красоты

были,

есть

и

будут

лучшие

романсы

русских

композиторов,

отражающие особенности духовного склада нашего народа

Литература:

М.А.

Овчинников

«Творцы

ру с с ко го

романса» Изд. «Музыка» Москва 1988 год.

Б.И.

Куликов;

Н.В.

Аверина

«Золотая

библиотека

педагогического

репертуара»

Изд. «Дека-ВС» Москва 2006 год.

Л.С. Третьякова «С.В. Рахманинов»

Изд. «Знание» Москва 1973 год.

О. Левашева; А. Кандинский «История русской музыки» вып. 2 Изд.

«Музыка» Москва 1987 год.



В раздел образования