Напоминание

Рекомендации логопеда на лето


Автор: Кулагина Ирина Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рекомендации логопеда на лето
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации логопеда на летний период.

За учебный год мы успели сделать многое, но для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето

не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в

любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д. Проведите лето не только

весело, но и полезно!

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

1.

Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе

проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут

"потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом

начинать заново. Поэтому выданные вам листы с заданиями на автоматизацию звуков не

затеряйте, а выполняйте постоянно, исправляйте неверно сказанные слова.

2.

Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", “капет”

вместо “пакет”, "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь

ребёнка спокойно, произнося слово верно, не требуйте сразу повторить слово правильно.

Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

1.

Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове

«молоток»? Какой 1?2?3?)

2.

Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов.

3.

Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им

его найти: на-ро-во, ка-сум).

4.

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое

слово получится из слогов: го-ло-ва).

5.

Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки,

названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-

сложных слов - в другое).

6.

Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

7.

Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для развития фонематических процессов

1.

Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове

«кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

2.

Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3.

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое

слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

4.

Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову

«рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

5.

Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-

сом, лом-ком.). Наличие картинок упростит этот процесс.

6.

Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.

7.

Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши,

кошка.)

8.

Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос,

рама, шуба, стол, волк. и т.д.

9.

Продолжайте выполнять звуковой анализ слов. Но помните: слова нужно выбирать такие, в

которых нет спорных звуков. Например: в слове корова пишем О, а слышим А. Такие слова не

используйте.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

1.

Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где

за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и

т.д.)

2.

Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т.

д.):

Кот – котёнок, собака – собачка. Таким образом можно прорабатывать любые слова и предметы,

увиденные вокруг вас.

3.

Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а

большая …

4.

Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

5.

Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у

овцы - … и т.д.

6.

Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

7.

У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

8.

Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

9.

Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и

вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на

ёлке растёт»)

10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты. Особенно

полезно это можно сделать с актуальными темами из жизни, например, на правила дорожной

безопасности, или безопасное поведение на кухне, как вести себя с незнакомцами и т.д.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

1.

Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко

встречающиеся, новые слова.

2.

Сочиняйте стихи, рифмы.

3.

Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

4.

Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт»,

«назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с

противоположным значением, близкие по значению»

5.

Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память,

голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

6.

Читайте как можно больше вместе с ребёнком, воспользуйтесь предложенной литературой на

лето.

Упражнения на развитие связной речи

1.

Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Можно для начала сказать ответ

полностью самому, а затем попросить повторить. Так ребёнок поймёт правильную схему

ответа для дальнейшего использования в речи.

2.

Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Искренне интересуйтесь его увлечениями,

друзьями, чтобы он хотел вам рассказать.

3.

Расспрашивайте о важных для него событиях.

4.

Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по

содержанию.

5.

Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность

выговориться.

6.

Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы

знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем,

поздравлений, составляйте предложения по заданным словам и т.д.



В раздел образования