Автор: Мокроусова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "Солянская ООШ"– филиал "Демьянской СОШ имени гвардии матроса А.Копотилова"
Населённый пункт: Солянка, Уватский район, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Пути повышения качества дошкольного и начального образования в условиях вариативности образовательных программ.
Раздел: начальное образование
Пути повышения качества дошкольного и начального образования в
условиях вариативности образовательных программ.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования.
Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом
ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и
самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы,
осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию,
коммуникацию. Личность, как известно, есть результат саморазвития, но развитие не
происходит само собой. Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь из
страны Детства в новую, неизвестную, полную парадоксов и противоречий, в страну
Взрослых. И от того «как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую
ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь
к знаниям»- справедливо замечал В.А. Сухомлинский. Как помочь малышу преодолеть
этот путь с наименьшими потерями, с одной стороны, и наибольшей пользой- с другой?
Глубоко убеждена в том, что педагог, разделяющий идеи вариативного развивающего
образования и поставивший перед собой цель- научить каждого ребёнка, должен, во-
первых, сделать на полноценное формирование и развитие творческих способностей
учащихся, поскольку именно творческая деятельность позволяет ребёнку знать позицию
активного участника процесса обучения, даёт возможность реализовать собственные
жизненные замыслы. Во-вторых, педагог должен стать учителем- партнёром,
наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить
собственный вектор личностного развития, склонности и запросы учащихся. Таким
образом, в условиях реформирования российского образования его качество должно
определятся не содержанием стандартов и наборов новомодных систем и методов
преподавания, а качество самостоятельной творческой деятельности учеников. Психологи
отмечают, что творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребёнке,
поскольку творчество- это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и
реализуется в определённой деятельности в меру наличия специальных способностей. И
если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме
средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в
младшем возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребёнок
начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности.
В вопросе формирования творческой личности важное место отводится начальной школе.
Так содержание математического образования сегодня ориентированно на формирование
самостоятельности и культуры мышления младших школьников, обще учебных умений,
которые формируют функциональную грамотность личности. При проведении устного
счёта я часто использую упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это
оживляет работу класса, вносит элемент занимательности. Развитию познавательной
активности при изучении таблицы умножения способствует умелое использование
игровых ситуаций и других элементов занимательности. Интересный урок с
многообразием учебных ситуаций способствует активизации познавательной
деятельности учащихся и повышению результативности обучения.