Напоминание

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение рассказыванию


Автор: Буслова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №46
Населённый пункт: Пушкинского р–на , г. Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение рассказыванию
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение

рассказыванию»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому

кругу

педагогических

работников:

воспитателям,

узким

специалистам,

психологам.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте

является

совершенствование

монологической

речи.

Эта

задача

решается

через

различные

виды

речевой

деятельности:

пересказ

литературных

произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и

явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение

форм

речи-рассуждения

(объяснительная

речь,

речь-доказательство,

речь-

планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных

картинок.

В

процессе

подготовки

к

занятиям

по

развитию

речи

воспитатель

должен

отбирать

такой

материал

для

рассказов,

на

основе

которого

углубляются

нравственные

представления

и

чувства

ребенка,

его

эмоциональные и эстетические переживания.

Важным

условием

для

развития

связной

речи

является

правильно

поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков,

так

как

характерные

недостатки

детских

рассказов

-

однообразие

используемых синтаксических конструкций (короткие нераспространенные,

бессоюзные предложения, часто незаконченные), повторение одних и тех же

слов, частей предложения и даже целых фраз и т. д. Воспитатель помогает

детям

овладевать

языковым

материалом,

характеризующим

качественные

стороны

предметов

и

явлений

(прилагательные

и

причастия

в

роли

определений), обозначающим отношения предметов по месту и времени, а

также

причинные

и

причинно-следственные

связи

(наречия,

предлоги,

союзы). Кроме того, педагог учит их пользоваться словарным материалом,

ха р а кт е р и зу ющ и м

у р о ве н ь

о б о б щ е н и я

(о б о б щ а ющ и е

с л о в а ;

существительные, обозначающие видовые и родовые понятия).

Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков

построения предложения. Работа над предложением включает следующие

задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения,

пользоваться

предложениями

с

однородными

членами,

с

сочинением

и

подчинением. Выполнение этих задач обеспечивает самостоятельность детей

в формировании предложений, умение логично, последовательно излагать

свои мысли.

Действенным средством умственного, нравственного и эстетического

воспитания

дошкольников

является

художественная

литература.

Она

оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка. На

занятиях

в

детском

саду

дошкольники

знакомятся

с

лучшими

произведениями

детской

литературы.

Задача

педагога

донести

до

детей

содержание

произведения

в

единстве

с

его

языковым

богатством,

умело

подчеркнуть

некоторые

наиболее

доступные

их

пониманию

элементы

композиции. Большую роль играет при этом образная, эмоциональная речь

воспитателя.

Несомненно,

что

развитие

речи

детей

любого

возраста

одна

из

приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается

постоянно

в

быту,

на

занятиях,

в

игре,

в

общении

со

сверстниками

и

взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так,

чтобы

обучение

проходило

легко

и

свободно,

без

строгих

правил

и

навязчивости?

Эти

вопросы

поможет

решить

использование

в

педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей

неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру,

воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и

веселое тоже.

Театрализованные

игры

позволяют

решать

одновременно

несколько

задач:

развитие

речи

и

обогащение

навыков

театрально-исполнительской

деятельности,

создание

атмосферы

творчества,

социально-эмоциональное

развитие детей. Театрализованные игры мы проводим в утренние и вечерние

часы,

органично

включаем

в

различные

занятия.

Работа

с

детьми

над

образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и

развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния,

поведенческих норм, нравственного развития.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой

родного

языка:

уметь

полно

и

последовательно

излагать

свои

мысли,

свободно

пересказывать

рассказы

и

сказки,

описывать

произошедшие

события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Связная

речь

это

умение

ребенка

излагать

свои

мысли

живо,

последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды развития

связной

речи

в

старшем

дошкольном

возрасте

– монологическая

и

диалогическая. Каждая из них имеет свои особенности.

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и

задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать

нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить,

отстаивать

свое

мнение.

Совершенствуя

диалогическую

форму

речи,

необходимо много общаться с ребенком, обсуждать события его жизни и

семьи.

Родителям

следует

знать,

что

овладение

диалогической

речью

является

необходимым

условием

полноценного

социального

развития

ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с

взрослыми, так и со сверстниками.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на

главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально,

живо,

образно.

А

также,

требует

развернутости,

полноты

и

четкости

высказывания.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и

это нужно всячески использовать. Родители имеют большие возможности

развивать связную речь ребенка. Основные виды - это рассказ и пересказ.

Пересказ

-

это

воспроизведение

прослушанного

художественного

произведения в выразительной устной речи.

При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана

композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен,

представлена

необходимая

лексика.

Задача

ребенка

-

запомнить

и

воспроизвести

текст,

не

нарушая

готового

построения.

Пересказ

литературных

произведений

оказывает

заметное

влияние

на

речевую

деятельность

дошкольников.

Дети

приобщаются

к

художественной

речи,

запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Следует полнее

использовать влияние пересказа на формирование связной речи



В раздел образования